Александр Николаевич, повлияло ли проведение специальной военной операции на Украине и соответственно отвлечение части силовиков и правоохранителей на задачи СВО, на общую криминогенную ситуацию в России?
Александр Гребенкин: Данные уголовно-правовой статистики свидетельствуют о том, что в условиях проведения СВО криминальная ситуация в России находится под контролем и не имеет тенденций к осложнению. В первом полугодии текущего года в целом по России наметилась тенденция снижения уровня преступности почти на 2%.
Зафиксировано 1 миллион 3 тысячи криминальных деяний. Уменьшилось на 7% число тяжких и особо тяжких преступлений. Отмечается сокращение подростковой преступности и совершенных преступлений на транспорте. Существенно, более чем на 10%, стало меньше преступных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. А количество противоправных действий, совершенных в общественных местах, практически не изменилось.
Теперь что касается соседней страны. Следует отметить, что в последние годы в результате многочисленных реформ по западному образцу в сфере правопорядка, к слову, так и не доведенных до конца, тотальной коррупции на всех уровнях власти и разгула организованной преступности Украина превратилась в один из крупнейших криминальных анклавов Европы. Анализ показывает, что по мере развития специальной военной операции, преследующей, как известно, цели демилитаризации и денацификации Украины, одновременно набирают силу тенденции по декриминализации украинской общественной среды, что безусловно оказывает позитивное влияние на состояние правопорядка в нашей стране.
Вы имеете в виду сокращение массовых звонков мошенников с территории незалежной?
Александр Гребенкин: Не только. В настоящее время российскими правоохранительными органами отмечается значительное сокращение, а зачастую и остановка потока наркотиков в Россию из Украины, а также компонентов для их производства. Свою работу прекратили большинство интернет-наркомагазинов, администрирование которых осуществлялось с украинской территории. Притом что до 2022 года их предложения занимали значительную (около 20%) долю российского наркорынка. Число сделок на крупнейших теневых площадках в первые же дни операции сократилось на 10% и продолжает снижаться. Количество действующих наркомагазинов в закрытом сегменте сети "Интернет", ориентированных на приграничные с Украиной субъекты Российской Федерации, снизилось наполовину. Через освобожденные в ходе спецоперации территории практически прекратилась контрабанда наркотиков или веществ для их производства, что обрушило наркорынок во многих российских регионах.
Уже установлено, что украинские спецслужбы подбирали на территории своей страны потенциальных преступников, снабжали их деньгами и оборудованием с целью распространения наркотических средств в России. Основной упор был сделан на работу с молодежью, и именно поэтому вместо классических опиатов украинцы распространяли модную среди подростков синтетику: соли и спиды. Достоверно известно, что Служба безопасности Украины крышевала сеть крупных подпольных нарколабораторий в России, которые, в частности, ликвидированы в этом году в Подмосковье.
И все-таки про звонки всевозможных "служб безопасности банка" и "следователей отделов экономической безопасности" - это тоже в основном ноу-хау наших соседей?
Александр Гребенкин: Вы правы. Большинство мошеннических звонков осуществлялось с юго-восточной и центральной части Украины. Там были созданы специальные кол-центры, персонал которых профессионально обманывал россиян, заставляя их переводить свои деньги преступникам. Это огромная индустрия, масштаб которой можно объяснить не только ее тесными связями с организованной преступностью, но и со спецслужбами Украины.
В результате специальной военной операции такие криминальные кол-центры были оперативно выявлены и ликвидированы в Бердянске и Мелитополе Запорожской области, Мариуполе Донецкой Народной Республики и ряде населенных пунктов Харьковской области. По этой причине преступными сообществами и спецслужбами Украины принимаются спешные меры по переносу мошеннических офисов в центральные и западные части Украины.
Так или иначе сейчас количество звонков из этих структур сократилось более чем в пять раз. В целом резко снизилось и количество обращений граждан с жалобами на телефонные мошенничества. По итогам первого полугодия уже зафиксировано снижение количества криминальных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это только первые, так сказать, сопутствующие позитивные результаты проведения специальной военной операции.
Но наверняка это еще не все, что требует декриминализации?
Александр Гребенкин: Безусловно, спектр исходящих с территории Украины криминальных угроз гораздо шире. В частности, нас не может не беспокоить не имеющий аналогов в мире практически бесконтрольный оборот оружия и боеприпасов на Украине, в том числе связанный с раздачей в этом году гражданским лицам боевого огнестрельного оружия. Кроме того, на сегодняшний день имеется информация о многочисленных фактах воровства оружия, поступающего в виде западной помощи, и торговли им.
По существу организован своеобразный оружейный параллельный импорт, который стал возможен в результате сращивания украинских коррумпированных должностных лиц и лидеров преступных группировок. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время на руках у украинского населения нелегально находится более 5 млн единиц оружия.
В связи с этим Советом безопасности РФ принят ряд мер по усилению контроля на государственной границе, перекрытию каналов контрабанды оружия, прежде всего в регионах России, граничащих с Украиной.
А как перекрыть "ментальную контрабанду" украинских спецслужб и националистов, которые вербуют молодых людей и даже подростков в России для совершения терактов и диверсий?
Александр Гребенкин: Серьезную опасность представляет поддерживаемая киевским режимом деятельность на Украине многочисленных ультраправых и националистических организаций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в нашей стране. Более чем в 50 субъектах России пресечена деятельность около 150 сторонников украинской неонацистской молодежной группировки "Маньяки: культ убийц" (МКУ) (организация, запрещенная в РФ. - Прим. Ред.). Она была создана под контролем украинских спецслужб для совершения террористических актов, массовых убийств и экстремистских преступлений на территории России. Более того, правоохранительными органами и спецслужбами постоянно выявляются российские граждане, завербованные "Правым сектором" (экстремистская организация, запрещена в РФ) посредством сети Интернет на стадии приготовления к совершению диверсий. Это говорит о том, что украинские власти возвели в ранг государственной политики использование неправительственных радикальных структур для нанесения ущерба жизненно важным объектам и инфраструктуре РФ. Уверен, что по мере продвижения специальной операции эти и другие угрозы будут своевременно нейтрализованы.
В сентябре в условиях продолжающейся специальной военной операции во всех регионах России пройдут выборы различного уровня. Как вы оцениваете с учетом имеющихся угроз ситуацию с обеспечением внутриполитической стабильности в стране?
Александр Гребенкин: Прежде всего хотел бы отметить, что сам факт строгого следования президентом РФ и органами госвласти требованиям законодательства о сроках и порядке проведения избирательных кампаний в регионах на фоне СВО свидетельствует о стабильности внутриполитической ситуации в стране и отсутствии каких-либо предпосылок для чрезвычайщины и оснований для принятия решений, так или иначе ущемляющих избирательные права граждан.
Конечно, мы видим, что недружественные страны продолжают свою беспрецедентную санкционную политику и дезинформационную кампанию против нашей страны. На фоне "антивоенной" риторики активизировались антироссийские устремления западных спецслужб и подконтрольных им неправительственных организаций, которые делают все, чтобы радикализировать протестное движение, расколоть российское общество, в целом расшатать общественно-политическую обстановку в преддверии единого дня голосования, который пройдет 11 сентября.
В условиях проведения специальной военной операции происходит активизация некоторых, к слову, очень немногочисленных общественных структур, средств массовой информации и граждан, которые выступают с критикой курса руководства страны, занимают коллаборационистские позиции и пытаются тиражировать псевдопацифистские лозунги. Эта деструктивная деятельность щедро оплачивается из кармана США и их союзников. Например, в этом году в их адрес из-за границы поступило свыше 4 млрд рублей. Основными странами-донорами, как и прежде, являются США и Великобритания.
В феврале-марте этого года отдельными радикальными структурами и лицами, получающими свои "тридцать сребреников" из-за рубежа, предпринимались попытки организации так называемых антивоенных протестных мероприятий. Сейчас эти акции носят единичный характер и не находят поддержки наших граждан.
Следует отметить, что принятые меры позволили своевременно пресечь попытки внешнего вмешательства во внутренние дела России. В этом году за неоднократные грубые нарушения российского законодательства ликвидированы 18 представительств и филиалов зарубежных и международных неправительственных организаций, признана нежелательной и запрещена в России деятельность 13 организаций из США, Великобритании, Польши, Украины и других стран. "Иностранными агентами" признаны 7 некоммерческих организаций, 13 юридических и 48 физических лиц.
То есть расколоть российское общество у коллективного Запада не получится?
Александр Гребенкин: Необходимо сказать, что в условиях беспрецедентного внешнего давления россияне продолжают проявлять поистине народную мудрость и понимание необходимости защиты суверенитета России. Об этом свидетельствуют различные исследования общественного мнения. Например, по данным опросов граждан России, проведенных рядом социологических организаций, за период с середины марта до начала августа соотношение сторонников и противников демилитаризации и денацификации Украины практически не изменилось: эти действия поддерживают свыше 70% респондентов. Уверен, что принимаемые правоохранительные, профилактические и законодательные меры при поддержке гражданского общества позволят в полной мере обеспечить общественно-политическую стабильность в период подготовки и проведения единого дня голосования.