Познакомились мы с ним на моей рок-опере (тогда - зонг-опере) "Орфей и Эвридика" в Питере. Кажется, это было во дворце имени Кирова на Васильевском острове, примерно в 1977 году.
Я тогда был никому не известным "молодым ленинградским композитором", который был "широко известен в очень узких кругах" Ленинградского дома композиторов. Но название "Орфей и Эвридика" уже было известно всем, и посмотреть этот спектакль приезжали люди из разных городов.
Кирилл, если я правильно помню, был в это время еще студентом, или уже закончил ЛГИТМИК, во всяком случае выглядел он совсем мальчиком. При знакомстве он сообщил, что работает в Свердловском театре музыкальной комедии.
А у меня в это время уже был "роман" с руководителем Ленинградского театра музкомедии, замечательным режиссером Владимиром Воробьевым. Воробьев, вдохновленный успехом своей постановки "Свадьбы Кречинского" Колкера - Рыжова (это самый первый российский мюзикл!), придя на спектакль "Орфей и Эвридика", понял, что я ему подхожу, и заказал мне и драматургу Вячеславу Вербину новый мюзикл "Разбитое зеркало" по "Трехгрошовой опере" Брехта-Вайля.
Премьера состоялась в 1979 году.
На одном из спектаклей я встретил того же "мальчика", который возмужал, повзрослел и сообщил мне, что теперь он работает здесь, у Воробьева.
Время летит быстро, и через год драматурги Рацер и Константинов предложили мне либретто мюзикла "Пенелопа".
Я написал музыку, и они решили показать эту работу в Свердловске, великому режиссеру Музкомедии Владимиру Акимовичу Курочкину. Мы поехали туда, и вдруг на прослушивании я увидел все того же (уже не мальчика) Кирилла.
И Курочкин, прослушав нашу презентацию, торжественно сказал: "Отлично! Будем ставить! И ставить будет вот этот молодой человек! Премьера будет…" И назвал некую дату через год.
Я не поверил своим ушам: как можно знать, что будет через год! Но все так и случилось - ровно в назначенное время премьера состоялась.
И это был успех! Успех всех: артистов, дирижера, художника, либреттистов, композитора. Но главное - это был успех молодого режиссера! Одна из первых его постановок на Свердловской сцене стала большим всесоюзным хитом, мюзикл был поставлен еще в 40 театрах.
А мы с Кириллом подружились.
Всегда перезванивались, потом переписывались.
Он через некоторое время стал художественным руководителем Свердловского театра, а театр стал лучшим в стране Музыкальным Театром. Там ставились оперетты, музыкальные комедии и, конечно, мюзиклы.
У Кирилла был безупречный вкус, и он ставил только лучшее из лучших - и западные, и отечественные произведения, и драмы, и комедии, и трагедии и водевили. Вокруг него сгруппировалась мощная группа авторов, композиторов и драматургов, и каждый год появлялись все новые и новые работы, которые получали премии и "Маски", ездили на гастроли по всей стране, и главное - были очень любимы в своем родном городе Екатеринбурге.
Не скрою, я гордился, что принадлежу к этой команде. За эти годы у меня там были поставлены, кроме "Пенелопы" еще несколько спектаклей: "Мымра" по Брагинскому и Рязанову, "Стакан воды" по Скрибу, "8 женщин" по Роберу Тома, а в Свердловском театральном институте Кирилл поставил мой мюзикл "Свинская история" (по роману Оруэлла "Скотный двор").
И я обожал эти постановки, очень любил приезжать в Екатеринбург, у меня в этом удивительном городе много друзей.
А потом в 2017 году Кирилл объявил, что он собирается поставить мою рок-оперу "Орфей и Эвридика".
Они вместе с художником Павлом Каплевичем и дирижером Борисом Нодельманом задумали перенести эту историю куда-то в будущее, в 30-й век, в апокалиптическое время после атомной войны, когда человечество вновь пробуждается к жизни и снова повторяются все те же мифологемы и архетипы.
Конечно, я обрадовался несказанно. Ведь, несмотря на почтенный возраст этого произведения (а ему тогда, в 2017, было 42 года) и множество разных постановок, настоящей театральной постановки, с хором, с балетом, с большим оркестром так и не было.
И вот это произошло!
И это был волшебный спектакль. Необыкновенно красивый, сочный, с молодыми актерами, с потрясающей новой аранжировкой и свежими голосами, с невероятной декорацией и фантастической режиссурой - это было что-то необыкновенное!
Интересно, что переполненный зал состоял из двух поколений: из тех, кто когда-то слушал пластинку фирмы "Мелодия" или смотрели спектакль "Поющих гитар" - и их детей, совсем молодых мальчиков и девочек, которым, оказывается, родители ставили эту пластинку. И те, и другие подпевали на спектакле.
И я от души благодарил великого Кирилла Савельича.
И мы с ним долго сидели после премьеры у него в кабинете и обсуждали, что же будем делать теперь...
И он сказал: будем делать спектакль "Камера Обскура" - мой мюзикл по Набокову. Кирилл давно хотел его поставить, и вот, как он сказал, время пришло.
И я, конечно, возрадовался. Потому что это одна из моих недооцененных работ, поставленная в России только один раз под названием "Губы", где оригинальный текст был сильно исправлен… а мне, как и всякому автору хотелось увидеть то, что написано в оригинале.
Кирилл сказал, что он скоро начнет. Потом мы переписывались и перезванивались.
Потом художественным руководителем театра был назначен молодой Филипп Разенков.
Мы перезвонились с Кириллом, и он сказал: "Не волнуйся, наши планы в силе…"
Было еще несколько звонков и СМСок. Потом он перестал отвечать на мои звонки.
А потом я узнал о его смерти.
"Орфей" оказался его последней крупной работой…
Прощай, дорогой Кирилл! Спасибо тебе за понимание и поддержку, спасибо тебе за то, что ты сделал для российского музыкального театра. И для меня. Уверен: тебя будут помнить и вспоминать многие поколения режиссеров, композиторов, артистов, музыкантов.
Как жаль, что ты ушел так рано!
Прощай!
Земля пухом!
Твой Александр Журбин