"У него даже мысли были - чеховские". В Музее МХАТа открылась выставка "Олег Ефремов. Диалог с Чеховым"

В Музее Московского Художественного театра открылась выставка "Олег Ефремов. Диалог с Чеховым". Она приурочена к грядущему 95-летию со дня рождения Олега Ефремова и будет проходить до 14 октября.

Олег Ефремов не раз говорил, что он мог и не стать актером и режиссёром, если бы в 1943-м году не посмотрел знаменитый спектакль Художественного театра "Три сёстры": "Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов". После этого Олег Николаевич в 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ. Студентом он познакомился с сестрой писателя Марией Павловной, потом часто гостил у Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в Гурзуфе.

Олег Ефремов, как и отцы-основатели Станиславский и Немирович-Данченко, поставил в Художественном все пять главных чеховских пьес: "Иванов", "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишневый сад" и "Три сестры". Последний спектакль, который он поставил, уходя из "Современника", была "Чайка".

Олег Ефремов всю жизнь вел диалог с Антоном Павловичем Чеховым, был его соавтором, часто с ним спорил. Он и был - Чеховым середины прошлого века

"Всю жизнь Ефремов вёл диалог с Антоном Павловичем Чеховым, - рассказала "РГ" куратор выставки, заместитель директора музея МХАТа Марфа Бубнова. - Чехов был ему другом, соавтором, с которым он часто спорил. В свою очередь, для меня Олег Ефремов - это Чехов середины прошлого века".

С ней соглашается и ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, посетивший вернисаж: "Смотря сейчас на фотографии, вспоминая свое детство в этом театре, мне кажется, что и сам Олег Николаевич был чеховским персонажем, у него даже мысли были - чеховские".

"Человеческий, философский - какой угодно - диалог происходит при постановке каждой пьесы, и мне не хочется его обнародовать,- писал Ефремов. - Всякий раз для себя, это определение смысла жизни, и я сам в этом плане рос, как-то развивался от спектакля к спектаклю".

Замысел - репетиция - спектакль: такой путь проходит пьеса в театре. Фотографии на выставке погружают в "застольный период" - именно так называют в театре время, когда спектакль только начинается. Актеры и режиссёр собираются вместе за одним столом и читают пьесу. Служебные записки, расписания репетиций погружают в "Репетиции". А фрагменты декораций, реквизит - главные в разделе "Спектакль".

"Мне бы не хотелось излагать никаких концепций, - не раз повторял Ефремов. - Чехов глубже всяких концепций, его нельзя всунуть в концепцию. Он даёт кусок жизни. Мы пойдём от жизни, от людей. Будем исследовать их уникальность и оригинальность связей между ними. Мы не будем их осовременивать, но будем искать в них - своё".

В Музее МХАТа сохранилось платье, в котором выходила на сцену Анастасия Вертинская, которая в чеховской "Чайке" 1980 года играла Нину Заречную. Постановка была посвящением актрисе. Спектакль-долгожитель шёл на сцене МХАТа более тридцати лет. В нем играли чуть ли не все ведущие артисты труппы: Иннокентий Смоктуновский и Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный и Ия Саввина, Татьяна Лаврова, Александр Калягин, Анастасия Вознесенская, Роман Козак, Ефремов-младший и Евгения Добровольская. Критики писали, что от звёзд в этом спектакле становилось тесно, а корифеи играли, забывая о знаменитой мхатовской ансамблевости и без оглядки на партнеров. Тем не менее постановка была событием, а в 2001-м Николай Скорик возобновил ее, отдав роль Треплева Евгению Миронову. "Мне повезло, потому что я играла в "Чайке" с Евстигнеевым, я играла со Смоктуновским, - вспоминает Евгения Добровольская. - Они невероятно играли Дорна. По движению брови Евстигнеева я понимала, что происходит на сцене".

В "Иванове", поставленном в 1976-м году, Смоктуновский неповторимо сыграл одиночество незаурядного человека. В "Дяде Ване" в 1985-м Ефремов вывел на первый план Астрова.

Поставленные в 1997 году, "Три сестры", насквозь проникнутые мотивом усталости и расставания, стали театральным завещанием Ефремова. Репетировали спектакль долгих два года. С актерами даже случались истерики из-за долгих "ефремовских пауз" во время обсуждения пьесы, когда режиссер "уходил в разговор с кем-то другим, в комнате не присутствовавшим", как вспоминал Роман Козак.

Инсталляция с многочисленными письмами погружает в рабочие будни худрука Ефремова. "Представьте, театр - это огромный завод по выпуску спектаклей, - говорит Марфа Бубнова. - Сколько времени это отнимает. Больше всего меня удивило, что Ефремов при всей своей занятости успевал отвечать на все письма, которые он получал". Действительно на каждом - помета: кому-то дать телефон театра, кого-то пригласить на спектакль, кому-то ещё как-то помочь. Все они бережно сохранены секретарем Олега Ефремова Татьяной Горячевой и переданы в музей МХАТа. Кстати, рядом с инсталляцией висит почтовый ящик, в который можно бросать письма с впечатлениями от проекта, приуроченного к грядущему 1 октября 95-летию со дня рождения Олега Ефремова.