Поделиться

В Северной Осетии наладили выпуск станков для маркировки товаров

В России обязательная маркировка на данный момент введена для табака, шуб, обуви, лекарств, фотокамер, автомобильных шин, духов, товаров легкой промышленности, молочной продукции и упакованной бутилированной воды. В перспективе этот перечень будет расширяться. Например, весной 2023 года ожидается, что в него включат пиво. Значит, потребуется новое оборудование для нанесения маркировки.
В числе первых в стране начали маркировать шубы, и от этого выиграли добросовестные отечественные производители меховых изделий.
В числе первых в стране начали маркировать шубы, и от этого выиграли добросовестные отечественные производители меховых изделий. / Сергей Бобылев/ТАСС

В Северной Осетии работает предприятие, которое производит соответствующую технику. Его представители заявили, что теперь намерены делать свою продукцию только из отечественных комплектующих. Корреспонденты "РГ" побывали в цехах компании.

Обязательную маркировку продукции в России начали вводить в 2019 году. На каждую упаковку, ярлык или прямо на товар наносят специальный код Data Matrix. Выдается он Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) "Честный знак". Код содержит определенную информацию о продукции и позволяет отследить путь изделия от конвейера до прилавка, что должно исключить торговлю контрафактом и защитить покупателя.

Определенный эффект от введения маркировки уже есть - например, после того, как код Data Matrix начали наносить на шубы, их производство в России выросло в 10 раз. Конечно, шить больше шуб не стали - просто компании, выпускающие меховые изделия, были вынуждены выйти из тени.

Однако маркировка требует от предприятий значительных затрат - на закупку, обслуживание оборудования и нанесение кода на каждый экземпляр. В итоге это приводит к росту цен на товары. Кроме того, некоторым производителям сложно найти станки, которые наносят код.

Интегратором, выпускающим нужное оборудование и фактически являющимся посредником между ЦРПТ "Честный знак" и предприятиями, является компания "Окто".

- Сам код Data Matrix генерируется ЦРПТ, а наша задача - разместить его на товаре, - рассказывает директор предприятия Виктор Аксенов. - Поэтому основа нашей продукции - программное обеспечение. Оно устанавливается в терминал, который и позволяет наносить код на товары. Значительная часть штата компании - программисты, которые работают в Москве, хотя предприятие расположено в Северной Осетии.

Вместе с Виктором Аксеновым мы заходим в цеха компании во Владикавказе. Терминалы, о которых идет речь, представляют собой небольшие стойки с интерактивным экраном, их здесь почти полсотни. Вторую половину большого ангара занимают другие станки - достаточно простые машины, наклеивающие стикер с кодом Data Matrix на изделия.

- Сейчас часть оборудования еще не продана и ждет своего покупателя, - говорит Виктор Аксенов.

В производственном процессе задействована еще одна компания, аффилированная с "Окто" - "Евромаш-стандарт". В ее цехах идет непосредственная сборка оборудования. По данным минпромторга России, "Окто" выпускает станки, которые на 90 процентов состоят из отечественных комплектующих. Однако силовые двигатели приходится закупать в Китае, поскольку производство собственных обойдется дороже.

При этом у ряда компаний в той же Северной Осетии возникли проблемы с обязательной маркировкой их товаров. Например, весной этого года обязательным стало нанесение кода Data Matrix на упакованную воду. Однако в республике большинство предприятий, выпускающих эту продукцию, не смогли или не захотели (из-за необходимости обязательно повысить цену на воду, ведь расходы увеличатся) установить необходимое оборудование для нанесения маркировки. В итоге они лишились возможности продолжить производство и цеха временно остановились.

Маркировка требует от предприятий значительных затрат - на закупку, обслуживание оборудования и нанесение кода на каждый экземпляр

- По ряду причин мы не успели установить нужное оборудование, планировали это сделать в течение двух-трех недель в марте. Ранее мы увеличили объемы производства, чтобы на складах был значительный запас продукции, - рассказывает заместитель директора североосетинского завода "Бухардон" Сергей Ткачев. - На тот момент ситуация с установкой оборудования не являлась критической. Но потом в отношении России ввели экономические санкции, и за считаные дни все поменялось. Если раньше мы планировали взять оборудование для маркировки в лизинг под четыре процента годовых, да еще значительную часть этой суммы погасить субсидиями минсельхоза, то теперь выплаты по лизингу составляют 27 процентов в год. Для нас это совершенно неподъемная сумма.

С помощью таких терминалов на товары наносится код Data Matrix. Фото: Элла Дзгоева/РГ

На владикавказском пивобезалкогольном заводе "Дарьял" также наблюдался всплеск производства в январе - феврале этого года, но связан он был с тем, что с первого марта предприятие повышало цены на минеральную воду и напитки (из-за введения маркировки на товары) и оптовые клиенты решили закупить продукцию впрок. Чтобы удовлетворить спрос, завод работал интенсивнее.

- Однако в марте мы тоже не успели установить оборудование для маркировки товаров и перестали производить воду, - рассказывает заместитель генерального директора ВПБЗ "Дарьял" Антон Петров. - Для нас речь идет о значительных убытках. В 2021 году мы выпустили три миллиона литров сладких безалкогольных напитков и свыше 330 тысяч литров минеральной воды. Это почти половина всего объема производства.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Анны Буйлаковой, маркировка дорогостоящих товаров, не имеющих альтернативных способов проверки подлинности происхождения, может усилить позиции производителя на рынке.

- Подтверждение происхождения, например, шуб, способно вытеснить контрафактную продукцию, защитив как потребителя, так и производителя. Последний выигрывает от снижения рыночного предложения и конкуренции, - считает Буйлакова. - Стоит отметить, что некоторые производители брендовых товаров, например техники или дорогостоящих сумок, сами позволяют удостовериться клиентам в происхождении товаров. Такие компании наносят идентификационные номера на свои изделия, по которым покупатель может проверить их подлинность на сайте производителя. В то же время маркировка накладывает дополнительные издержки на участников цепочки поставок, в особенности это критично, когда речь идет о дешевой продукции. Не все предприятия готовы тратиться на маркировку, чтобы продолжить продавать определенный ассортимент. А это может привести к сокращению рыночного предложения, что негативно отразится на покупателях.

Кстати

Код Data Matrix, который, по сути, является цифровым паспортом товара, внешне очень похож на уже привычный всем QR-код. Он содержит следующие данные: серийный номер конкретного продукта, GTIN (от английской аббревиатуры Global Trade Item Number - международный код маркировки товарной позиции), характеристики продукта, "криптохвост" (зашифрованную индивидуальную часть продукта).