...Техника, в отличие от человека, не в состоянии соврать, объектив схватывает все - будь то брошенный в испуге взгляд либо столб дыма от разорвавшегося снаряда на улице. В пылающем Донбассе военный фотокорреспондент "РГ" провел почти шесть месяцев, поэтому его снимки правдиво отображают жизнь израненных городов и поселков, не сходящих с фронтовых сводок - Мариуполь, Донецк, Волноваха, Лисичанск, Луганск и др.
Открывая выставку, ректор КГИК Сергей Зенгин подчеркнул важность таких материалов, в особенности для молодого поколения.
- Ведь сегодняшние события в истории не новы, и раньше Европа боролась с Россией за территории и влияние, - говорит Зенгин. - Просто сейчас это противостояние обострилось. Но ошибочно полагать, что Донбасс - чужое государство и там живут чужие нам люди. Мы говорим на одном языке, исповедуем одну религию. С притеснением жителей республик мы впервые столкнулись в 2014 году, когда к нам обратилась Луганская академия культуры и искусств: ее выпускники могли получить диплом только в случае отказа от русского языка. Несогласные с этим ребята приезжали в Краснодар практически из окопов, сдавали здесь экзамены. И сейчас у нас тоже учатся студенты из Луганской и Донецкой народных республик. Поэтому такая выставка дорогого стоит, так как мы должны знать происходящие сейчас события и людей, защищающих в эти дни наш мир, и вас в том числе.
Организаторами выставки выступили Союз журналистов Кубани и Краснодарский филиал "РГ", в котором Аносов работает уже 16 лет. Это уже не первое подобное мероприятие. Первая экспозиция военкора "Донбасс-2022" прошла 21 июня в медиацентре "Российской газеты" в Москве. С тех пор после небольшого перерыва сняты еще тысячи фронтовых кадров и видеосюжетов, написаны десятки проникновенных материалов, и лишь немногие снимки были отобраны для нового расширенного показа.
Работа корреспондента в горячих точках всегда сопряжена с неимоверными трудностями. Помимо давящего веса бронежилета и сумки с аппаратурой существует осязаемый риск... быть убитым.
В отличие от пишущего журналиста, который может рассказать о войне словами очевидцев, фронтовой фотограф должен показать событие, а это значит, ежедневно быть на передовой - видеть боль и смерть, страх и слезы, а еще - надежду. Все эти моменты отображены в фотолетописи. И хотя требования политкорректности исключают показ особо жестоких кадров, сдержанные работы также потрясают зрителя своей откровенностью. Вот дым над Мариуполем: по разбитой улице с дырявыми пустыми домами бредет пожилая женщина в пальто. А вот танк в Северодонецке, спрятанный украинскими военными под аркой многоэтажки и в прямом смысле слова державший ее жителей в заложниках. А здесь на тебя глядят лица, которые забыть невозможно.
- С Ольгой Сергеевной Качурой (все знали ее в Донбассе под позывным Корса) мы встречались в середине июля, приезжали к ней на одну из позиций под Донецком, - делится Владимир Аносов, приблизившись к портрету хрупкой улыбающейся женщины в камуфляже. - Взяли интервью, договорились встретиться попозже, чтобы закончить съемку. А четвертого августа узнаю, что ее не стало. Она была талантливым человеком - и как женщина, и как командир, все понимала в боевом деле, могла построить людей от млада до стара. Говорят, у войны не женское лицо, но она пользовалась большим авторитетом у подчиненных, причем в ее дивизионе служили в основном мужчины и только четыре женщины.
Присутствовавшие на выставке студенты факультета режиссуры кино и телевидения внимательно слушали истории корреспондента и попутно задавали свои вопросы: как вы решились на такую командировку? был ли страх смерти? можно ли забыть увиденное?
Ответы кроются в самой жизни военкора. По признанию Владимира Александровича, фотографией он увлекался еще с детства. С объективом не расставался и в годы службы офицером в войсках ВВС РФ. Только после ухода из армии он смог полностью посвятить себя хобби, превратившись со временем в настоящего профессионала. За его плечами неоднократные победы в региональных фотоконкурсах "Золотой объектив", "Искра Юга" и других. В качестве корреспондента он освещал вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008 году, регулярно ездил в Донбасс после 2014 года. И сейчас, как только начались боевые действия, Владимир отправился в командировку. А еще он уверен: в это непростое время журналисту важно не только проявлять мужество и мастерство, но и уметь сострадать.
- Трудно понять войну, пока не увидишь ее собственными глазами - люди во многих разрушенных кварталах более месяца выживали в подвалах без еды, света и воды. И обязанность фотожурналиста не только снимать, но и помогать жителям. С кем-то мы делились продуктами, кого-то вывозили в безопасные районы, - вспоминает он.
После небольшой экскурсии Владимир Аносов провел ребятам мастер-класс по военной журналистике: о чем надо помнить на фронте корреспонденту, с какими специалистами поддерживать связь, а куда вообще не стоит лезть, даже если место сулит эксклюзивный материал. В течение пяти дней выставку посмотрела большая часть студентов вуза, а об открытии экспозиции сообщили ведущие СМИ Кубани.
- В военных командировках журналисту очень важно обустроить свой быт - от этого зависит успех работы, - рассказывает Владимир Аносов. - Например, в Донецке сейчас большие перебои с водой. В последние дни перед возвращением в Краснодар воду давали один раз в три-четыре дня, поэтому с коллегами мы обзавелись пластиковыми сосудами с краном. Одежда простая и удобная - крепкая туристическая обувь (причем лучше иметь две пары: одну - для окопов, а вторую - для города), джинсы или брюки цвета хаки, очки от пыли и гари. По закону журналисты обязаны носить синий бронежилет и каску, но на месте этого не придерживаются, чтобы не быть на прицеле.
В поездки лучше отправляться с сопровождающим: обычно вопрос решается через пресс-службу администрации либо договариваешься самостоятельно с военными, предварительно взяв с собой пачки сигарет - на передовой это ценный товар. Дело в том, что даже после освобождения Мариуполя сразу передвигаться по его улицам было небезопасно. Люди зачастую обозлены долгими лишениями, и когда их снимаешь во дворах, как они готовят еду на кострах, кто-то не выдерживает, набрасывается с угрозами. Помню, во время съемки один немолодой мужчина вдруг кинулся ко мне со словами: "Мы что, в зоопарке, зачем нас снимаете?" Я попытался его успокоить, но он убежал жаловаться военным, которые стояли с техникой неподалеку.
Подошли молодые бойцы, проверили документы. Разговорились. Попросили снять их на память для своих родных. Выяснилось, один из парней родом из Краснодара. Я, конечно, пообещал ему передать фотокарточки отцу, как только вернусь домой. К моей печали, этот снимок стал последним, отец увидел его уже после похорон сына... А всего-то прошло несколько недель.