Немного огня, середина пути
Синхронность появления на малых экранах "Дома Дракона" и "Колец власти" не случайна. Дата премьеры сериала по мотивам книг Толкина была известна гораздо раньше, и руководство HBO, назначив её за несколько дней до старта флагмана конкурентов, бросило им прямой вызов. Это было смело, но вполне обоснованно: изучив гневную реакцию большей части потенциальных зрителей на промо-материалы "Властелина колец", они поняли, что шанс сокрушить соперника "в прямом эфире" более чем велик. И не прогадали.
Если говорить об ожиданиях публики, которая у сериалов действительно пересекается, несмотря на их различия, то на "Дом Дракона" она в целом смотрела со смесью настороженности и сдержанного оптимизма, а вот к "Кольцам власти" это точно не относится - к моменту появления первых двух серий последнего от него уже мало кто ждал чего-то хорошего. После стартовых эпизодов впечатление усилилось, а к нынешнему рубежу поляризация стала очевидной. И особенный эффект этому придаёт великолепная, без преувеличений, пятая серия адаптации "Игры престолов".
Райан Кондал и Мигель Сапочник, имея на руках довольно специфический литературный источник - роман Дж.Р.Р. Мартина "Пламя и кровь", написанный в форме исторической хроники, достаточно уважительно обошлись с сюжетным скелетом, при этом грамотно снабдив его содержательным мясом - углубили характеры, дали убедительные трактовки, а где нужно - довольно деликатно кое-что подправили, как того требует сериальный формат.
Нет, "Дом Дракона", безусловно, далёк от идеала. Речь не только в неканонично темнокожих Веларионах, которые усиливают собственную комичность и неуместность постоянными указаниями на ближайшее родство с бледнокожими Таргариенами. Но даже здесь HBO, как ни забавно, нельзя упрекнуть в мискасте - пусть Стив Туссэн в образе Морского Змея выглядит и причудливо, играет он отлично и в образ сурового и властолюбивого лорда попадает на все сто.
Другой неизбежно просачивающийся в любой "актуальный" западный кинопроект современный тренд - феминизм, пожалуй, куда более прямолинейно и назойливо вписан в происходящее в Вестеросе, чем это было в книге Мартина - а там вопрос тяжкой женской доли в средневековом обществе тоже вообще-то отнюдь не игнорировался, - но всё же адекватно укладывается в фабулу и имеет ощутимую сюжетную нагрузку.
Совсем другое дело - Галадриэль и Бронвин, мечущиеся, сверкая мечами и гневными взорами, по Средиземью с одной лишь целью - доказать недооценённость женской силы, ума и проницательности со стороны глупых увальней (а таковыми, по справедливому замечанию Илона Маска, почти поголовно являются все персонажи мужского пола). Вдобавок обе они из рук вон плохо сыграны, и в этом конкуренцию Морвед Кларк и Назанин Бониади "успешно" составляют Исмаэль Крус Кордова (афроэльф Арондир) и Синтия Аддай-Робинсон (темнокожая регентша Нуменора), которых, похоже, отобрали на кастинге не за актёрское мастерство, а чтобы выполнить норматив по "разнообразию".
Тенденциозность и ставшая уже привычной алогичность в угоду "толерантности" в касте - не единственная и, как выяснилось, даже не главная проблема в "Кольцах власти": за некоторыми исключениями "не вывозит" актёрская команда целиком. Что подчёркивается изумительно глупыми репликами, которые они постоянно произносят с претензией на толкиновскую эпичность. Добавьте сюда примитивный и барахтающийся на месте вот уже полсезона сюжет, чьими главными достоинствами можно назвать разве что героев, похожих на пиратские реплики персонажей Толкина (загадочный, сильный и обаятельный король в изгнании плюс эльфийка, ну надо же), и поймёте, почему общее послевкусие остаётся таким кислым.
Опять же, повествование в "Доме Дракона" тоже небезупречно. С одной стороны, кое-кто поругивает его за чрезмерную неспешность и одномерность, скучая по динамике и многосюжетности "Игры престолов". А с другой, это не мешает сценаристам порой стремительно перепрыгивать сразу через несколько лет, минуя или лишь задевая по касательной важнейшие события, сулившие поклонникам много интересного и зрелищного.
Этот странный рассинхрон с импульсивными хронологическими скачками повлиял и на каст, в целом просто отличный (в отличие от некоторых): из-за очередного такого рывка уже с ближайшего, шестого эпизода полюбившийся нам дуэт Рейениры и Алисенты преобразится. Причём если играющие супругу Визериса I Эмили Кэри и Оливия Кук действительно чертовски похожи на одну и ту же женщину в разном возрасте, то вот о Милли Олкок, чьими фамильными таргариенскими чертами восхищались все фанаты Эмилии Кларк, и заменяющей её Эмили Д"Арси этого не скажешь. Впрочем, к резким сменам внешности персонажей "престоломанам" не привыкать (помните такого - Даарио Нахариса, например?).
Но - да, "Дом Дракона" совсем не "Игра престолов", и в этом есть и очевидные минусы, и плюсы: он камернее, сдержаннее (что не значит - дешевле) и сбалансированнее. И при этом частично сохраняет обаяние и фишки основного шоу, к которому время от времени не без остроумия отсылает. Словом, "духа Мартина" не растерял.
В "Кольцах" же толкиновский дух и не селился. Всё, чем может похвастаться сей глянцевый полигон для отработки повесточки, построенный двумя не в меру самоуверенными молодыми и неопытными шоураннерами Дж.Д. Пейном и Патриком Маккеем, - это блестящая картинка (Нуменор действительно потрясающе красив - ну и что, что его архитекторы всё срисовали из фильмов Питера Джексона?) и добротный саундтрек (та же история). А неприкрытые махинации Amazon с оценками в онлайн-кинотеатре и принадлежащем корпорации агрегаторе IMDb, пусть и имеют коммерческое оправдание, делают зрелище максимально жалким.
Можно, конечно, возразить: мол, по неполным сезонам делать выводы рано, и тут мы частично согласимся: да, сериал HBO ещё запросто может испортиться. Но "Кольца власти" спасёт только чудо, каких не помнят ни Средиземье, ни Вестерос.