Как США при помощи санкций устраняют конкурентов на рынке IT и микроэлектроники
США обновили списки и правила санкций за действия в киберпространстве. Взыскания за деятельность, которая может даже потенциально принести вред интересам США, предполагается наказывать блокировкой счетов и имущества. Россия не единственная страна, которая подпадает под эти санкции.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) регулирует противодействие противникам Америки в киберпространстве с 2015 года и периодически обновляет их. В этом году обновления произошли дважды - в мае и сентябре.
"В 2016 году они весьма умело создали и растиражировали иллюзию "российского вмешательства". Сами придумали - сами поверили. В сущности, правки в санкционное законодательство - "показуха", необходимая администрации для демонстрации ее приверженности защитить предстоящие промежуточные выборы в Конгресс от пресловутого российского вмешательства. Ведь по большому счету властям Соединенных Штатов законы не писаны, особенно в сфере ИКТ, в которой спецслужбы этой страны творят произвол в международном масштабе", - прокомментировали такое решение США в МИД России.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) включило в SDN List крупнейшие российские IT-компании. В их числе разработчики процессоров МЦСТ (процессоры "Эльбрус") и "Байкал электроникс" (процессоры "Байкал"), разработчик микросхем и систем безопасности АО НПЦ "Элвис", компания Yadro, производитель микросхем АО "Ангстрем", а также группа "Элемент", которая является совместным предприятием "Ростеха" и АФК "Система" в сфере микроэлектроники. Кроме того, под санкции попала компания "Аквариус", которая является разработчиком, производителем и поставщиком компьютерной техники. "Эти компании не будут иметь доступ к технологиям и комплектующим в вычислительной сфере, а по сути дела ко всем контактам с крупными международными компаниями, которые из-за риска попасть под вторичные санкции обычно перестают взаимодействовать с компаниями из списка SDN, хотя это может и не касаться передачи технологий", - полагает член правления "Союза ИТ-директоров России", научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при правительстве РФ Борис Славин.
Внесение в санкционный перечень означает заморозку активов в США и запрет для американских граждан или компаний на ведение бизнеса с его фигурантами. В рамках предыдущих раундов санкций американским компаниям было запрещено предоставлять российским разработчикам те или иные программы. Был ограничен доступ и к иным видам интеллектуальной собственности, таким как микропроцессорные архитектуры. Однако компании сохраняли возможности для проведения платежей и могли организовывать доставку компонентов, например с Тайваня. Теперь же американские компании не могут сотрудничать с россиянами ни в каком виде. "Очевидно, что в конечном счете именно крупные корпорации являются главными выгодополучателями вводимых США ограничений против неугодных режимов. Выставляя Россию едва ли не главным источником угроз в информационном пространстве, оппоненты также преследуют сугубо меркантильные интересы устранения одного из конкурентов на мировом IТ-рынке", - считает МИД России.
Такие санкции не критичны, но сильно усложняют деятельность компаний, попавших в списки SDN. "Сегодня сфера кибербезопасности наиболее динамично развивается, и обмен даже не самими технологиями, а знаниями о них очень необходим. Однако несмотря на ограничения, специалисты находят способы обмениваться знаниями, а бизнес находит способы получения необходимых комплектующих и технологий от партнеров, минуя контакты с крупными поставщиками", - подчеркивает Славин.
По его словам, гражданам можно не беспокоиться по поводу этих санкций, поскольку, даже используя продукты от компаний из спиcка SDN, они не будут подпадать под вторичные санкции, так как находятся вне юрисдикции США. Сложнее будет компаниям, бизнес которых носит международный характер (например, "Лаборатория Касперского", Яндекс и др.). Если такие компании внесут в список SDN, им придется продавать свои иностранные активы.