Любины уроки
Баткенская область считается самой отдаленной от столицы Киргизии. Расстояние от Баткена до Бишкека почти тысяча километров. Еще порядка 30 верст до села Боз-Адыр. На его окраине прямо на холме стоит небольшой белый домик. Живут в нем Любовь и Махамаджан Исаковы. В этом году пара отпраздновала золотую свадьбу. Поздравить чету юбиляров пришло все село. Ведь почти все местные жители - ученики и ученицы Любови Анатольевны. Она приехала сюда в 1970 году и осталась навсегда, чтобы учить детишек русскому языку.
- Мне исполнился 21 год, когда я приехала в Киргизию, - вспоминает Любовь Анатольевна. - Для нас тут все было новым и необычным. Вообще нас сначала было 35. Мы прибыли сначала во Фрунзе, а после нас, шестерых девушек, распределили по районам. Приняли очень радушно. Профессия учителя была тогда почетной. Да и мы были преисполнены комсомольского оптимизма. Как-никак большая честь и ответственность учить детей грамоте. Помню, как пришла в школу на первый урок. Удивилась, что дети писали чернильными ручками. Мне объяснили, что для того, что перейти на шариковые, нужен приказ областного отдела образования. Так что еще год мои ученики писали ручкой с пером. Но даже не это поражало, а то, с каким желанием дети учили русский. Было даже так, что ко мне домой приходили, если чего-то не понимали.
По словам Любови Анатольевны, поначалу было очень трудно. Все-таки незнакомые традиции, незнание местных обычаев и языка. Однако надо было как-то налаживать контакт с местными жителями. Люба с подругами начала ходить в местный клуб, где в выходные показывали кинофильмы и устраивали танцы.
На одном из таких вечеров Люба обратила внимание на симпатичного парня в солдатской форме. Молодому человеку тоже приглянулась светловолосая худенькая девушка с глазами василькового цвета.
- Влюбился я сразу, но виду не подал, ведь надо же было держать марку дембеля, - признался Махамаджан. - Я ведь только из армии вернулся и, естественно, рассчитывал, что все девчонки будут за мной бегать, а эта русская учительница, как мне показалось, даже не посмотрела в мою сторону. И все же я дал себе слово, что все равно добьюсь ее расположения. Год примерно я ухаживал за ней, а что женюсь, я для себя сразу решил. Но как быть с родителями? Если привести в мусульманскую семью девушку-славянку, да еще образованную, скандала не избежать.
Однако опасения молодого человека оказались напрасными. Семья приняла избранницу сына благосклонно. Ради любимого Люба выучила язык, соблюдала местные обычаи и семейные традиции. Свекровь гордилась своей невесткой перед подругами.
Впереди было знакомство с родителями Любы. Молодые отправились в Московскую область, откуда она была родом.
- Конечно, мать и отец переживали и очень расстроились, что я решила остаться жить в Киргизии, - продолжила Любовь Анатольевна. - Махамаджан им сразу понравился, и они его привечали как сына. Уговаривали нас остаться, но мы все же решили вернуться.
Пара вместе уже полвека. Воспитали пятерых дочерей и сына. Причем детей по очереди называли русскими и киргизскими именами. От правила отступили лишь тогда, когда родилась младшая. Ей дали персидское имя Тахмина. Так решил глава семьи.
Как молодой учительнице удавалось преподавать в школе, проверять домашние задания, выполнять работу по дому и воспитывать своих детей? Вместо ответа Любовь Анатольевна лишь улыбается и показывает на супруга.
И солнце входило в класс
Подруга Любови Исаковой Лидия Давыдова (Амидалиева по мужу) приехала в Среднюю Азию тоже из Подмосковья 55 лет назад. Ей тогда было всего 19. Можно представить чувства девушки, когда она впервые увидела киргизскую глубинку.
- Мой дядя работал в министерстве строительства, и у меня была возможность после окончания остаться в Москве, - рассказала Лидия Дмитриевна. - Сначала меня хотели отправить в Читу, но я узнала, что девушки, которые уехали туда после предыдущего выпуска, сбежали, и у них якобы аннулировали дипломы, так как они не отработали положенный срок. Незадолго до этого в училище приехал заведующий районо Ляйлякского района Ошской области Рустам Касымов. Он позвал нас в Киргизию. Признаюсь честно, когда приехали, сбежать захотелось сразу. Незнакомые люди в необычной одежде, еда, дома - все чужое. Вместо транспорта - лошади, ослы, запряженные в телеги, и собственные ноги. Языка я не знала, а местные почти не говорили по-русски. Слез было пролито ужас сколько. Хотя должна сказать, что люди приняли нас очень хорошо. Даже баню построили по нашей просьбе.
И все же Лида была полна решимости вернуться домой лишь после того, как отработает положенные три года. Помешала этим планам любовь. Сердце молодой учительницы покорил ее коллега, преподаватель физики и математики Сапарали Амидалиев. Родители, узнав, что их единственный сын выбрал себе русскую невесту, забеспокоились, как бы красавица не уговорила его переехать в Россию. Опасения оказались напрасными. Молодые остались в Киргизии
Свекровь очень полюбила русскую невестку. А вот с семьей самой Лиды были проблемы. Ее родные долго не хотели признавать этот брак. После свадьбы она даже не отважилась поехать на родину с мужем. Сначала решила провести "разведку боем" сама. Дошло дело до того, что Лиду не хотели отпускать назад в Киргизию. Свое мнение родители изменили после того, как познакомились с зятем.
Сейчас две подруги Лида и Люба по-прежнему живут в Киргизии. Лидия Дмитриевна преподает русский язык и литературу в гимназии города Баткен, а Любовь Анатольевна хоть и вышла на пенсию, но школу, которой отдана большая часть жизни, не забывает.