30.09.2022 17:42
    Партнерский материал
    Рубрика:

    История в локомотивах: Музею железных дорог России исполняется пять лет

    Ровно через месяц, 30 октября, Музей железных дорог России отметит пятилетие со дня открытия. Здесь собрана уникальная коллекция экспонатов, не имеющая аналогов в мире, а мультимедийные инсталляции позволяют "сократить дистанцию" между современными посетителями и событиями прошлого. За пять лет музей стал знаковой точкой на культурной карте Санкт-Петербурга. О том, как собиралась коллекция и какие проекты готовятся, рассказал "Российской газете" директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.
    Директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов / автор фото Святослав Акимов
    Директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов / автор фото Святослав Акимов

    Владимир Алексеевич, как появился Музей железных дорог России, в чем его особенности?

    Владимир Одинцов: Сбор коллекции раритетной техники был начат ленинградскими музейщиками в 1980-х годах. В Шушарах появился Центральный музей Октябрьской железной дороги: на специальную площадку везли уникальную технику со всего Советского Союза: от Калининграда до Владивостока. Коллекция получилась колоссальной, и в какой-то момент она просто перестала умещаться на выделенной территории. В 2001 году был организован музей за Варшавским вокзалом, но и там вскоре закончились свободные площади. В 2012 году было принято решение о строительстве Музея железных дорог здесь, на территории за Балтийским вокзалом. Основой музейного комплекса стало бывшее депо Петергофской железной дороги - здание XIX века реконструировали, а рядом возвели корпус большего размера. Музей был построен в кратчайшие сроки, всего за пять лет.

    Железнодорожных музеев в мире много. Работая над созданием нашего, мы активно изучали международный опыт, архитекторы и проектировщики использовали самые передовые решения. В итоге получился современный и один из крупнейших технических музеев не только в нашей стране, но и в Европе.

    Фото: Святослав Акимов

    Одна из его особенностей - это широкое использование мультимедиа. В музее есть множество мультимедийных инсталляций, создающих эффект присутствия. В этом году мы разработали и запустили уникальное мобильное приложение, которое можно использовать как у нас в музее, так и дома. Посетителям приложение поможет определить местоположение, построит маршрут к нужному экспонату. Для этого оно использует инновационные технологии компьютерного зрения в сочетании с Bluetooth-маячками, установленными по всему музею. Гостям доступны экскурсии с мультиформатным контентом. Закрепить знания помогут развлекательно-познавательные викторины. У каждого экспоната есть карточка с подробной информацией - историческая справка, технические характеристики, документы, фотографии. А при наведении смартфона на экспонате появятся "точки интереса" в дополненной реальности, которые расскажут об интересных фактах. Те, кто находится вне музея, смогут стать виртуальными посетителями. Из любой точки земли можно рассмотреть полностью оцифрованный музей в формате 360 градусов, почитать аннотации, изучить архивы, послушать экскурсии.

    Еще на этапе строительства были предусмотрены такие архитектурные решения, чтобы экспозиция оказалась доступна в том числе и посетителям с ограниченными возможностями, например на колясках. Для слабовидящих изготовлены тактильные экспонаты, для посетителей с нарушениями слуха проводятся мероприятия.

    Ну и, конечно, наша главная особенность - это коллекция музея, она не имеет аналогов в мире. Многие экспонаты, как вагоны, так и локомотивы, существуют в единственном экземпляре. В наших фондах более тридцати тысяч экспонатов, из них выставлено около трех тысяч. Невыставленный подвижной состав находится на площадке в Шушарах, небольшие экспонаты хранятся в запасниках. Экспозиция обновляется регулярно, но я вам честно скажу, за один раз даже то, что представлено в залах музея, обойти крайне сложно. Одна посетительница рассказала мне, что приходит в музей седьмой раз и до сих пор осталось еще то, что она не успела увидеть. Ее понять можно, ведь площадь музея составляет 60 тысяч квадратных метров. В среднем взрослые проводят на экскурсии четыре часа, дети, конечно, поменьше.

    Кто основные посетители музея?

    Владимир Одинцов: В первую очередь - это те, кто любит железную дорогу. 70 процентов взрослых посетителей приходят с детьми. Мы это учитываем и ориентируемся на то, чтобы было интересно всем. Так, для юных посетителей у нас разработан десяток квестов на разный возраст и круг интересов. Есть возможность гулять по музею с детской коляской. Работает Детский центр - закрытый двухэтажный зал внутри музея, где малыши могут смастерить сувенир и поиграть в детскую железную дорогу. Сейчас мы работаем над дополнительным привлечением взрослой аудитории. Музей подключился к программам лояльности "Единая карта петербуржца" и "Пушкинская карта".

    Конечно, пандемия и ограничения, которые вводились на протяжении двух лет, сказались на потоке посетителей, но тем не менее в апреле 2022 года мы приняли нашего миллионного гостя. А еще пандемия показала высокий запрос на то, чтобы знакомиться с экспозицией не выходя из дома. Поэтому мы записали серию видеоэкскурсий по музею и запустили новые рубрики в социальных сетях. Мы регулярно публикуем фото экспонатов с разных ракурсов, интересные факты о них. Большой популярностью пользуются отзывы гостей и рубрика с рассказами сотрудников о любимых местах и экспонатах - "Нашими глазами". В последнее время мы активно размещаем короткие видео на телефон с простым монтажом. Например, ролики о праздниках и торжествах, интервью с посетителями, инструкции по пользованию оборудованием. Совокупное количество просмотров только в соцсети "ВКонтакте" составляет более двух миллионов.

    Какова миссия музея?

    Владимир Одинцов: Прежде всего - сохранение исторического наследия железных дорог, его изучение. Это ведь не только техника, мы рассказываем о людях, которые создавали и развивали железную дорогу. Другая важная задача - профориентация подрастающего поколения.

    Расскажите, пожалуйста, о коллекции музея.

    Владимир Одинцов: Основа нашей коллекции - это подвижной состав разных эпох и регионов. Например, у нас есть последний выпущенный в стране паровоз и первый электровоз, есть редкие грузовые вагоны, имеется вагон "Красной стрелы". Экспонаты мы реставрируем. Например, наша гордость - это вагон-аптека-перевязочная военно-санитарного поезда. Именно на таких составах с линии фронта вывозили раненых в Великую Отечественную войну.

    Фото: Святослав Акимов

    Такой вагон нашелся на Московской железной дороге. Конечно, он не сохранился в том виде, каким был в войну, поэтому наш научно-технический отдел поднял чертежи, в соответствии с ними в наших мастерских был произведен ремонт-реставрация. Экспозиция вагона создана совместно с Военно-медицинским музеем. Он предоставил оборудование и инструменты, которым оснащались санитарные поезда. Вагон был открыт два года назад и пользуется огромным интересом у посетителей. Многие даже не знали, что в войну ходили такие составы, а их, между прочим, было более 400. И это не единственный вклад железнодорожников в Победу.

    В следующем году, ко Дню прорыва блокады Ленинграда, мы планируем открыть большую выставку, посвященную Дороге Победы, проложенной по льду Ладожского озера. По ней в осажденный город были направлены первые крупные партии грузов: питание, топливо, медикаменты. Первый состав, кстати, был гружен маслом. Во-первых, горожане экстренно нуждались в продуктах, во-вторых, в техническом плане перевезти крупную партию сливочного масла было безопаснее всего. В целом в экспозиции мы расскажем, как работала железная дорога в годы блокады.

    Какими вы видите итоги первых пяти лет работы музея?

    Владимир Одинцов: Многое было сделано в научном плане, в части изучения развития путей сообщения, реставрации экспонатов. Значительно пополнились музейные фонды.

    За эти пять лет мы вписались в музейную жизнь Санкт-Петербурга, нас знают, любят, к нам ходят. Каждый год мы участвуем в "Ночи музеев", и в последние два года по итогам акции занимали третье место. Это очень почетно, ведь в рамках "Ночи музеев" победители определяются по числу посетителей. Мы находимся немного в отдалении от главных достопримечательностей города, тем ценнее, что петербуржцы и туристы в "Ночь музеев" специально едут к нам.

    Важное направление нашей работы - участие в музейных конкурсах: как всероссийских, так и международных. Музей железных дорог России каждый год участвует в фестивале "Интермузей". А в 2019 году был номинирован на "музейный Оскар" - премию "Европейский музей года". Также мы становились лауреатами Международного фестиваля Terres Travel Festival в номинации "Туристические фильмы".

    Кроме того, мы трижды побеждали в различных номинациях на конкурсе "Корпоративный музей". Можно уверенно говорить, что за эти пять лет мы стали неотъемлемой частью профессионального музейного сообщества Санкт-Петербурга.

    Музей активно развивает научное направление, принимает конференции. А в конце октября на территории музея состоится открытие памятника министру путей сообщения Российской империи князю Михаилу Ивановичу Хилкову. Оно будет приурочено к 185-летию со дня создания дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село, именно с нее в России началась история железных дорог.

    Поделиться: