05.10.2022 08:44
    Поделиться

    Как сотрудникам ликвидированных предприятий подтвердить стаж для пенсии

    Уральская пенсионерка предлагает решение проблемы пропавших личных данных сотрудников ликвидированных предприятий.
    Сотрудники архива дают отрицательные ответы почти на половину запросов.
    Сотрудники архива дают отрицательные ответы почти на половину запросов. / Дмитрий Рогулин/ТАСС

    Надежда Ильиных живет в селе Краснополянском Байкаловского района Свердловской области. Когда-то она работала инженером, потом вышла на пенсию, но с активной жизненной позицией не рассталась: была депутатом, помощником регионального уполномоченного по правам человека, всегда старалась выяснить, чем живут окружающие ее люди, и помочь им.

    - Жизнь малоимущих я исследую методом погружения, - говорит Надежда Александровна.

    В письме в "РГ" и несколько областных министерств Ильиных рассказала, как именно произошло это "погружение". Фрагмент письма мы приводим полностью:

    "Во время приватизации нашего предприятия союзного подчинения был утрачен архив, и данные о наших с сослуживцами зарплатах пропали. Так что я пенсионер с пенсией ниже прожиточного минимума, 10 300 рублей, при этом обладатель звания "Ветеран труда" с 1989 года. Изучая вопрос, я выяснила, что мой случай далеко не единичен, в середине 90-х многие архивы не были переданы на хранение. Приватизацию проводили органы государственной власти. Государство в лице Министерства труда могло бы установить порядок начисления пенсии для людей, чей стаж состоялся в советский период, когда в каждой отрасли действовали тарифно-квалификационные справочники. Базовые ставки и оклады были прописаны для всех!

    Вторая волна обездоленных - граждане, чьи сельские производственные кооперативы (СПК) банкротили с утратой архивов. Арбитражные суды принимали отчеты конкурсных управляющих без тщательной проверки. Архивы были сданы не полностью либо совсем утрачены. И органы МСУ не проявили заботы о будущем своих граждан.

    Архив по личному составу Свердловской области мог бы по запросу органов власти подготовить выписку о масштабе проблемы пенсионеров, получающих минималку не по своей вине, а по чьей-то халатности или корыстному умыслу. Вернуть людям право на заработанную пенсию возможно. Но этим не занят никто".

    О том, насколько остро стоит описанная Надеждой Ильиных проблема, мы расспросили директора государственного архива документов по личному составу Свердловской области (ГАДЛССО) Светлану Шипицину. Узнали, что недобросовестные ликвидаторы и конкурсные управляющие и в наши дни "забывают" передать на хранение документы сотрудников предприятий, но то, что происходило в 90-е, - настоящая катастрофа.

    - Бывало, документы просто выносили на помойку или привозили к нам и сваливали у дверей архива. Точных данных о том, скольких людей коснулась проблема, нет. На официальном сайте ГАДЛССО выложен перечень организаций, по которым не сданы документы на хранение, он составлен по письмам конкурсных управляющих. Могу сказать, что примерно на половину запросов мы даем отрицательные ответы, то есть документов у нас нет, - рассказала Светлана Шипицина.

    В случае с кооперативами, о которых писала Надежда Ильиных, речь идет о муниципальных архивах - именно туда должны сдавать сведения о работниках при ликвидации СПК. Справку о наличии или отсутствии документов можно получить в том же ГАДЛССО.

    - У нас ведется база данных "Сведения о месте хранения документов по личному составу", - объяснила Светлана Шипицина. - Мы аккумулируем информацию по всей Свердловской области и, если бумаги поступили в какой-то муниципальный архив, видим это. Все очень просто: отправьте запрос либо на наш электронный адрес, либо через МФЦ.

    Запросы поступают и от частных лиц, и от Пенсионного фонда, например, когда требуется документальное подтверждение прав на льготы.

    Так что же происходит, когда документы в архиве не находят? Как человеку доказать право на достойные пенсионные выплаты? За комментарием мы обратились в Свердловское отделение Пенсионного фонда России. Информация подтвердилась: размер пенсии Надежды Александровны Ильиных определен исходя из зарплаты за 1971-1977 годы. Конечно, позже, став опытным специалистом, она получала больше, но сумма зарплаты за 1979-1991 годы документально не подтверждена и запросы в архивы не дали результата.

    На предложение Ильиных в Пенсионном фонде ответили: "При установлении пенсии необходимо подтверждение индивидуального характера заработка, поскольку во время работы гражданина к его окладу или ставке могут устанавливаться надбавки, начисляться премии". Получается, рассчитать пенсию в соответствии с базовыми ставками невозможно. Решение проблемы вне компетенции чиновников, необходима законодательная инициатива.

    - А почему бы ведомство, в чьих руках судьба пенсионеров, - Минтруд - не взяло на себя эту работу? - задается вопросом наша героиня, продолжая обращаться в инстанции. Ответы, увы, не обнадеживают.

    Поделиться