Как Путин открыл Америку, как Америка открыла Путина

Как Путин открыл Америку, как Америка открыла Путина

Сергея Величкина/ ИТАР

Как Путин открыл Америку, как Америка открыла Путина

07.10.202200:00
Рафаэль Гусейнов
Как непросто складывались отношения российского президента и лидеров США - об этом размышляют журналист и писатель-историк.

Рой Медведев, историк, писатель:

- Я об этом никогда не писал, но сегодня вам расскажу. Когда в декабре 1999 года Путин возглавил страну, в США были серьезные опасения. После памятного выступления Ельцина с заявлением "Я ухожу" в Белом доме разбудили Клинтона, который незамедлительно позвонил в Москву. В тот момент Ельцин на звонок не ответил. Я думаю, что назойливой опекой Клинтона он к тому времени был уже раздражен. Начальнику охраны он сказал: "Передайте, что я отдыхаю, пусть перезвонит через два часа". Клинтон через два часа не перезвонил, вероятно, он понял, что наступают совсем другие времена. Путина американцы хорошо не знали, но понимали, что это молодой политик, в прошлом - офицер внешней разведки, с репутацией человека решительного, жесткого. Было ясно, что это не их ставленник, а значит, и не будет от них зависеть.

О войне

Рафаэль Гусейнов: К началу 2022 года отношения между Россией и США накалились до предела. Нет ли у вас опасений по поводу полномасштабной войны между странами?

Рой Медведев: У меня таких опасений нет. Как будут разворачиваться события, этого никто не знает, но предположить можно. Я бы хотел в связи с этим процитировать аналитическую статью из серьезного американского журнала Foreign Affairs: "Горьким последствием войны на Украине станет то, что Россия и Соединенные Штаты столкнутся друг с другом как враги в Европе. Тем не менее они будут врагами, которые не могут позволить себе вести боевые действия выше определенного порога. Какими бы далекими ни были их мировоззрения, как бы ни противостояли они друг другу идеологически, две самые крупные ядерные державы мира должны будут сдерживать свою ярость в отношении друг друга. Это будет представлять собой фантастически хитрое жонглирование: состояние экономической войны и геополитической борьбы, но при этом такое положение дел, которое не позволяет эскалации перерасти в открытую войну".

Само понятие "война" русские и американцы воспринимают совсем по-разному. Советский народ, россияне, а также большинство граждан постсоветского пространства через себя пропустили все горе, утраты, трагедию, невосполнимые потери в результате войн на нашей земле. Огромная, принципиальная разница - узнать из книг или самому почувствовать боль и страдание. Для большинства американцев, особенно живущих в глубинке, война воспринимается в отражении голливудских блокбастеров.

Путин и президенты США

Рой Медведев: С президентом Бушем-младшим у Путина отношения еще как-то выстраивались, но вот с демократом Обамой не заладились сразу. Свой визит в Москву он нанес, когда президентом был Дмитрий Медведев. Встреча с премьер-министром Владимиром Путиным вначале даже не была включена в планы американского президента. Весьма странно прозвучала и фраза Обамы незадолго до этой встречи, что, дескать, Путин одной ногой стоит в сегодняшнем времени, а другой - во вчерашнем. На что Путин со свойственной ему иронией ответил, что враскорячку стоять не привык. Еще более удивительной была встреча Путина с Джо Байденом, тогда вице-президентом США. Он дал Путину совет больше не выдвигаться в президенты. И эти слова сказал человек, который на всех углах вещает о вмешательстве России в американские выборы.

Двусторонняя встреча на саммите G8 в Си-Айленде, Джорджия, 8 июня 2004 года. Фото: REUTERS/Kevin Lamarque JM/SV

Ельцин оставил Путину Россию, давайте будем откровенными, полностью зависимой. Во время встречи с первым крупным американским чиновником того периода Мадлен Олбрайт Владимир Путин прямо дал понять, что Россия будет проводить независимую политику. Я думаю, что за океаном это поняли, и, насколько я знаю, Путин не получал никогда от них советов. У него сложились относительно неплохие отношения с Бушем-младшим. Во время первой встречи он рассказал ему, как пришел к вере в Бога, и это тронуло Буша. Этот американский президент восемь раз приезжал в Россию, Путин катал его по ночной Москве на "Победе". Всего таких встреч было более 20. В свою очередь Буш приглашал российского президента на ранчо своего отца в Техасе. Там Путин провел сутки вместе со своей женой Людмилой. Именно Путин первым позвонил американскому президенту, когда случился теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Такие жесты в США ценят. Но Путин убеждался и в том, что личные, пусть даже дружеские, отношения не мешают американцам проводить политику не только недружественную, а нередко откровенно враждебную России. Несмотря на возражения России, Буш одобрил выход США из ПРО. Думаю, что наша реакция в тот момент была слабоватой. И это произошло в ситуации, когда мы оказывали существенную поддержку США, проводившим операцию в Афганистане. Далее американцы стали принимать в НАТО страны Прибалтики, а позже устанавливать противоракетные системы в Болгарии, Румынии, Чехии.

На ранчо Джорджа Буша в Кроуфорде, штат Техас. 14 ноября 2001 года. Фото: TNS/ABACA via Reuters Connect

Был еще и инцидент, который не улучшил отношения между США и Россией. В 2013 году состоялся саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге. По протоколу Обама должен был прибыть в Москву, встретиться с Путиным, а затем направиться в Петербург. Но в это время беглый американец Сноуден оказался в России. Обама звонил в Кремль и требовал у Путина выдать его США.

Ельцин оставил Путину Россию, давайте будем откровенными, полностью зависимой

Рафаэль Гусейнов: Я не знаю, на что рассчитывал американский президент. В то время, я думаю, они уже неплохо знали Путина. Он не мог пойти на такой шаг ни при каких обстоятельствах. Не будем забывать, что ранее Сноудена не выдали китайцы. Уступить в этой ситуации американцам - означало бы полностью потерять лицо. Я думаю, Путин хорошо помнил позор, который навсегда остался с Михаилом Горбачевым, выдавшим ФРГ тяжелобольного, глубоко пожилого Эриха Хонеккера.

Рой Медведев: Но тем не менее Обама это довольно агрессивно требовал. "Меня не поймут в Америке, - утверждал Обама, - если я не верну Сноудена". "А меня не поймут в России, - отвечал на это Путин, - если мы сдадим Сноудена". В результате отказа в Москву Обама намеренно не приехал, и с Путиным они встретились в Петербурге. Здесь они перекинулись несколькими словами, но беседы между ними не было. Можно сказать, что при Обаме отношения двух стран в лучшем случае были никакими, а в целом - плохими. Именно при этом президенте американцы вернулись в отношениях с нашей страной к своему испытанному оружию - санкциям.

Владимир Путин и президент США Барак Обама во время чаепития в резиденции "Ново-Огарево". Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

Рафаэль Гусейнов: Согласны ли вы с тем, что Трампа можно назвать "другом Путина", как это представляли демократы в США. Ведь именно при нем против нас продолжали вводить жестокие санкции, да и с Путиным он общался за четыре года редко.

Рой Медведев: Никакими друзьями они, разумеется, не были. Взаимные комплименты высказывались, допускаю определенную симпатию со стороны Трампа к российскому президенту. Путин обо всех лидерах, с кем общается, отзывается с уважением.

Рафаэль Гусейнов: Недавно это произошло после общения с Байденом, когда наш президент, на мой взгляд, преподал урок деликатности и этики, сказав добрые слова о своем собеседнике. И это после того, как Байден позволил себе в интервью некорректные высказывания в адрес Путина.

Рой Медведев: Путин в этом смысле гораздо больший дипломат, чем многие его собеседники. Что же касается общения с Трампом, оно тоже было непростым. США вышли из Парижского клуба, Иранского досье. Если бы Трамп остался президентом, то и судьба "Северного потока-2" сложилась бы по-другому гораздо раньше. Человек он был переменчивый, непостоянный в своих симпатиях и антипатиях. Политологи подсчитали, что его администрация за четыре года обновилась трижды. Это определенный рекорд!

На фото слева: Владимир Путин и Джордж Буш-младший отправились посмотреть вечернюю Москву на "Волге". На фото справа: Владимир Путин и Джо Байден во время встречи в Женева, июнь 2021 года. Фото: Владимир Родионов/ ТАСС, Sputnik/Mikhail Metzel/Pool via REUTERS

Умеет ли Путин признавать свои ошибки

Рой Медведев: Прежде всего хочу сказать, что в отношениях с США в первый период президентства Путина были допущены ошибки. Сам он эти ошибки признал, что делает ему честь. Во время встречи с американскими бизнесменами и некоторыми политическими обозревателями Путин сказал: наша главная ошибка состояла в том, что мы вам слишком доверяли, а ваша главная ошибка состояла в том, что вы приняли это доверие как слабость и злоупотребили этим. Теперь нашего доверия ждать вам не следует. Это важное заявление, которое многое объясняет. Напомню вам и то, что после последней беседы с Байденом в 2021 году Путин заметил, что никаких иллюзий у него не было в ожидании этой встречи.

Путин убеждался и в том, что личные, даже дружеские, отношения не мешают американцам проводить политику недружественную и нередко враждебную России

Рафаэль Гусейнов: Хочу напомнить, что Владимир Путин, став президентом России, сделал известные шаги навстречу американцам. Понятно, что в Москве ожидали ответной реакции со стороны США. Но не дождались. Ответом было лишь холодное молчание. Были и другие шаги навстречу американцам. Но, судя по всему, это сочли за слабость наших позиций и всего лишь усилили давление.

Рой Медведев: Тот же Рейган не просто объявил нашу страну "империей зла", но и поощрял людоедские планы ее уничтожения с использованием всех средств. При этом радостно улыбался Горбачеву и сыпал русскими поговорками типа "Доверяй, но проверяй". Такие планы разрабатывались совсем недавно при Билле Клинтоне. Об этом свидетельствуют рассекреченные документы его личного архива. Эти документы, согласно американским традициям, хранятся не в национальных архивах, а в библиотеках, которые носят имя ушедшего президента. Выступая на закрытом заседании Комитета начальников штабов - высшего военного органа США - в 1997 году, Клинтон откровенно сказал, что Россия стала сырьевым придатком США. При этом добавил, что Трумэн хотел сделать то же самое с помощью атомной бомбы, а ему удалось это достичь бескровно. Был даже приведен внушительный список национальных богатств России, ее полезных ископаемых, которые американский президент на тот момент считал уже собственностью США. В дальнейшем ставилась задача расчленения России, используя межнациональные, этнические конфликты. В этом документе ставится также задача установить в новых микрогосударствах на развалинах России "нужные США режимы". Эти материалы, кстати, публиковались в российских СМИ.

Владимир Путин на вертолете совершает облет района морских маневров Тихоокеанского флота, участвующих в военных учениях Восточного военного округа. Фото: Алексей Никольский/ РИА Новости

2007 год. О чем говорил Путин в Мюнхене

Рой Медведев: Это было достаточно жесткое выступление, в котором Путин предупредил, что Россия не потерпит ущемления своих интересов где бы ни было.

Рафаэль Гусейнов: Мне кажется, что те, кому это было адресовано, не услышали его или не захотели слышать.

Рой Медведев: Они не захотели его слышать, потому что к этому неспособны. Надо обратить внимание еще на одну черту американской политической элиты. Это люди, как правило, абсолютно убежденные в своей правоте, исключительности и неспособные принимать иные точки зрения. Я бы назвал это национальной психологией, которую невозможно изменить. Мне доводилось не раз общаться не только с политиками, но и с вашими коллегами - американскими журналистами. Те же амбиции, тот же гонор, та же убежденность в непререкаемости их точки зрения.

Церемония посадки деревьев в Наго 22 июля 2000 года. Фото: REUTERS
В 1997 году Клинтон откровенно сказал, что Россия стала сырьевым придатком США. При этом добавил, что Трумэн хотел сделать то же самое с помощью атомной бомбы, а ему удалось это достичь бескровно

Рафаэль Гусейнов: Многие западные политологи и журналисты в разгар противостояния России и США вспомнили о Мюнхенском выступлении Путина. Насколько правильно сегодня обращаться к речи, которая прозвучала в 2007 году?

Рой Медведев: Если бы прислушались к тому, что говорил тогда Путин, уверен, сегодняшнего обострения могло бы и не быть. Выступление президента России на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году произвело эффект разорвавшейся бомбы: впервые после окончания биполярного противостояния российский лидер столь жестко и откровенно оппонировал США и их союзникам по ключевым пунктам международной повестки". Я полагаю, что, несмотря на то что Путин был у власти уже семь лет, так называемая "мировая общественность" впервые по-настоящему осознала, что в лице России они вновь видят грозного соперника. Собственно, тогда же и началась скоординированная пропагандистская кампания Запада, направленная персонально против российского лидера. В этой речи Путин совершенно определенно ставил вопросы, всем хорошо известные и понятные. После развала Советского Союза международное право усилиями США повсеместно заменяется правом сильного. Дипломатия как таковая бесцеремонно отодвинута за кулисы. Вместо нее властвует использование силы при решении любых вопросов. Гонка вооружений становится опасным фактором, при этом расширение НАТО у российских границ ощутимо тревожит Москву. Путин подчеркнул, что однополярная модель, которую США навязывают миру, нашей стране неприемлема и Россия будет в дальнейшем проводить независимую внешнюю политику. Я думаю, что Мюнхенская речь Путина подвела окончательную черту под ельцинской политикой соглашательства. И это было замечено в США и Европе. Замечено, но воспринято за блеф. Дальнейший ход событий показал, как ошибались наши оппоненты.

Ху из мистер Путин?

Рой Медведев: В те дни, когда Борис Ельцин назвал Путина своим преемником, мне позвонили из посольства США в Москве. Это была секретарша посла. Она попросила меня встретиться "с одним человеком", который приехал из Вашингтона. Когда я напомнил о необходимости представить его, чтобы выстроить стиль общения, она сказала только два слова: "Это наш начальник". Я подумал, что начальником посла может быть, скорее всего, человек, который отвечает в Госдепартаменте за Россию. Этот господин приехал сам, на небольшой машине, он был за рулем. Было понятно, что он знает город, вероятно, раньше работал в Москве. Его интересовала только одна тема - Владимир Путин. Своего имени он не назвал, а я не спрашивал. Полагаю, что это был чиновник уровня Нуланд (заместитель госсекретаря США. - Ред.) и приехал он в Москву инкогнито, неофициально. Я понял так, что он встречался с разными людьми, собирая информацию о Путине. Таким образом в США пытались понять образ нового российского руководителя. Ничего, что могло бы обрадовать их, я о Путине не рассказывал. На место подконтрольного Ельцина пришел жесткий, прагматичный глава государства, с которым им придется разговаривать совсем по-другому. Чувствовалось, что Путин их пугал. Россия Ельцина была страной, униженной во всех смыслах. С ней не считались, полагая, что, облагодетельствованная западными кредиторами, она постоит в сторонке при решении важных проблем. Беда государственной политики США в том, что вокруг себя они не ищут друзей или союзников. Им нужны сателлиты, целиком и во всем им подчиненные.

Фото: Владимира Родионова и Сергея Величкина/ ТАСС

Угрозы нашего президента не пугают

Рой Медведев: Для американцев то, что они делают сегодня, - это обычная система политики. Новым в данном случае является то, что НАТО это проводит нагло и откровенно. В свое время Мао Цзэдун так сформулировал четыре политических способа действия: "Сначала сделать, а потом сказать. Сначала сказать, а потом сделать. Сначала сделать, а потом ничего не говорить. Ничего не делать и ничего не говорить". Так что американцы не открыли ничего нового. Так они себя и ведут. Партнеры типа Горбачева, которые не требуют письменных подтверждений договоренностей, очень удобны. Путин имел дело с пятью президентами США. Теперь представьте, если не будет письменных договоренностей, каждый из них может развести руками и сказать: и я не я, и подпись не моя. Кстати, такая жесткая позиция Путина - фиксировать договоренности в виде официально оформленных документов - раздражает американских партнеров. Ведь обещание не продвигать НАТО на восток было дано устно и сразу же цинично нарушено. В отличие от нынешних западных политиков Рузвельт и Черчилль все же держали слово. В наши дни мы, разумеется, протестуем против невыполнения обещаний, пусть и данных в устной форме. Но надо понимать, что это есть логичное продолжение политики западных держав.

Рафаэль Гусейнов: Но с Путиным такой номер не проходит.

Рой Медведев: Поэтому именно против него нацелены критические стрелы. Против него направленно работает и внутренняя оппозиция, подогреваемая Западом.

Рафаэль Гусейнов: По опросу, проведенному в США в конце января 2022 года, 62 процента республиканцев и независимых граждан, тяготеющих к этой партии, заявили, что Владимир Путин является более сильным лидером, чем Джозеф Байден. И эти результаты звучат на фоне ежедневно повторяемых угроз, что Путина ждут "никогда никем в мире невиданные" жуткие санкции.

Рой Медведев: Убежден, что эти угрозы не пугают нашего президента, не тот характер.

Публикация подготовлена по книге журналиста Рафаэля Гусейнова "Путь Путина. О самом популярном российском политике XXI века", издательство "Вече" (2022 год).