Оперу "Петр Первый" Андрея Петрова поставили в Саратове. Все билеты проданы

На берегах Волги 350-летие со дня рождения великого русского императора отметили большой премьерой. В Саратовском театре оперы и балета поставили оперу Андрея Петрова "Петр Первый". Над спектаклем работали музыкальный руководитель и дирижер Юрий Кочнев, режиссер Павел Сорокин и художник Сергей Новиков.
Мощный образ постановки создает огромная голова Петра.
Мощный образ постановки создает огромная голова Петра. / предоставлено САТОБ

Мощный образ постановки создает огромная голова Петра, которая то являет собой единое целое, то "распадается" на части, создавая театральное пространство, где и происходит основное действо оперы. Андрей Петров определил свое сочинение как музыкально-драматические фрески в трех актах; либретто, стараясь отталкиваться от исторических материалов, написали известные балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василёв. В 10 "фресках" оперы Петр показан в решающий период формирования своей личности - в возрасте от 17 лет до 31 года. Первое представление состоялось 14 июня 1975 года в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова.

Почему-то, работая над этой оперой, Андрей Петров не захотел использовать свой феноменальный мелодический дар

По сути "фрески" - это эпизоды, драматургическая связь между которыми детально (быть может, намеренно) не проработана. И режиссер Павел Сорокин, следуя за авторами, представляет образы-портреты (царь Петр - Дмитрий Соловьев, царевна Софья - Марина Демидова, Марта Скавронская (будущая императрица Екатерина) - Екатерина Федотова, Меншиков - Илья Говзич, Лефорт - Александр Гонца), при этом композитор не помогает постановщикам выстроить не "плакатные", а человеческие отношения между героями.

Коренной ленинградец Андрей Петров, живший на Петровской улице, в доме, окна которого выходили на домик Петра, конечно же, вдохновился образом русского самодержца. Но почему-то, работая над партитурой оперы, он явно не хотел обращаться к своему феноменальному мелодическому дару, воплощенному в советском кинематографе ("Берегись автомобиля", "Старая, старая сказка", "Внимание, черепаха!", "Укрощение огня", "Я шагаю по Москве", "Белый Бим Черное ухо", "Служебный роман", "Гараж", "Осенний марафон", "Жестокий романс", "Вокзал для двоих"). Лишь изредка его чарующий мелодизм все же прорывается - например, в арии Марты.

Но все же в этом сочинении Андрей Петров как композитор стремится к монументализму, будто смотря в "зеркало Мусоргского": в опере присутствуют царь, раскольница, стрельцы и даже Юродивый. И дирижер Юрий Кочнев стал главной действующей силой этой постановки, создавая интересные диалоги групп инструментов и эффектные соло. Хотя музыканты едва размещаются на том "пятачке" у маленькой сцены, что отведен под имитацию оркестровой ямы. Дело в том, что труппа уже не первый год ютится в помещении бывшего ДК завода "Тантал", пока историческое здание театра в полуразрушенном состоянии застыло в ожидании реконструкции.

Явление царя Петра в Саратове публика восприняла с большим интересом - все билеты на премьерные показы были распроданы. Наверное, и потому, что, согласно социологическим опросам, Петр Первый пользуется неизменным уважением россиян. И, быть может, он еще споет по воле разных композиторов.

Кстати

Фигура русского самодержца давно интересовала композиторов. Например, Владимир Щербачев написал оперу-буфф "Табачный капитан" после того, как в начале 1942 года дирекция Московского театра оперетты, эвакуированного за Урал, обратилась к нему с предложением написать оперетту. Премьера первого варианта партитуры состоялась 7 ноября 1942 года в Новокузнецке.

Образ российского царя привлекал не только российских композиторов, но и именитых западноевропейцев.

Француз Андре Гретри, фаворит Марии-Антуанетты, создал своего "Петра Великого" в комическом жанре. 13 января 1790 года в Театре итальянской комедии в Париже состоялась премьера этой оперы на либретто Ж.-Н. Буйи по книге Вольтера "История Петра Великого". Она появилась на свет в эпоху "кровавого театра" Великой Французской революции - время, когда уже пала Бастилия, но все еще была жива французская монархия. До гильотины, прервавшей жизнь Людовика XVI, оставалось три года…

Театр "Геликон" 20 лет назад предпринимал попытку постановки этой оперы. Любопытно, но партитура нашлась не в парижских архивах, а в хранилище Публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Спектакль у Дмитрия Бертмана получился изящным и таким смешным, что певцам порой было трудно сосредоточиться на музыке. И надо заметить, что это единственная опера, где русский царь поет тенором, а не басом.

Еще одно сочинение, мимо которого нельзя пройти, - это опера-буфф молодого Гаэтано Доницетти "Ливонский плотник, или Петр Великий, царь русский" (этот же сюжет из произведения Александра Дюваля использовал еще один итальянский композитор - Джованни Пачини). Мировая премьера состоялась 26 декабря 1819 года в венецианском Teatro San Samuele, а российская - в 2003 году на сцене театра "Санктъ-Петербургъ-Опера" под руководством Юрия Александрова. И, в отличие от геликоновского спектакля, эта постановка до сих пор сохранена в репертуаре театра.