Теперь у Тоши больше шансов. О проблемах таких как он, а еще морозостойких тушканчиков, лошадей Пржевальского, равнинных горилл и других животных Московского зоопарка, обделенных вниманием опекунов, можно узнать не только в интернете и в популярных брошюрах, но и на художественной выставке "Арт-фауна" в залах Фонда культуры "Екатерина".
В этих залах регулярно идут показы искусства XX века из коллекции Фонда, но "Арт-фауну" ее кураторы решили сделать масштабнее и не просто показать работы на мотивы животного мира, а создать некий художественный зверинец, отдав каждому виду свой зал, отделить слонов от парнокопытных. "Вольеры" выставки пополнили звери из коллекций других галерей, а партнером этого метафорического зверинца стал реальный Московский зоопарк, придавший метафорам конкретности. Рядом с инсталляциями, концептуальными скульптурами и тому подобными изображениями живых существ, остро нуждающихся в опеке, тут присутствуют их научно-лирические описания.
"Фламинго - воплощения закатного свечения, сгустки багряных вспышек на тончайших ногах-лучиках". Про розовых фламинго даже песни пишут, чего уж, казалось бы, стимулировать к ним интерес, однако и этим красавцам нужно расширять и обновлять вольеры, готовить птичье жилье к зимнему сезону. А еще обеспечивать рачками, "из панциря которых фламинго получают пигменты, которые и дают их оперению такой окрас" Такой же, наверное, каким его изобразил Егор Кошелев, совместив на своей работе "Зал Джакометти" розовую нежность с грубой серой бронзой.
Мир фауны пестр, полон красок, разнообразия, которое человеку просто не под силу создать, не говоря уж о том, чтобы превзойти. Но некоторые художники пытаются и тем самым помогают кураторам, все-таки выстраивающим концептуальную выставку, а не просто заселяющим зверями зоосад.
Зал пернатых. Московский концептуалист Никита Алексеев написал, казалось бы, просто акварели с птицами из Тимирязевского парка, но вот отрывок из приложенных к каждой картинке "научных" описаний, например, иволги oriolus oriopus. "Ее песня - мелодичный флейтовый свист "фиу-тиу-лиу", голос - резкий крик, напоминающий вопль кошки, которой наступили на хвост".
Зал насекомых. Англичанин Марк Куинн, поработав в своей мастерской в лесах Флориды, создал монументальный гиперреалистический абстрактный фотонатюрморт, из гиперреалистически увеличенных орхидей и экзотических фруктов. К моей руке едва я вошел в этот зал "прицепилась" различаемая только на мониторе пиявка из работы Алексея Чернышева в технике "дополненной реальности".
Разнообразие животного мира на выставке подчеркивается абсолютной свободой художников в средствах и фантазиях. Дмитрий Цыкалов создает "охотничьи трофеи" из ящиков, в которых хранились боеприпасы, а на картинах Ольги Тобрелутс зарождаются новые гибридные звери вроде пузатого голубого лори. И чем громче тут имя художника, тем больше у животного, которое он изображает, шансов получить помощь попечителя. Так, трогательные истории из жизни горилл и львов тут сопутствуют работе Анатолия Зверева, а кошек на выставке представляет в том числе небольшая скульптура Олега Целкова.
Но лучше всех к сути, наверное, подошел московский художник Ростан Тавасиев, напрямую соединивший природу и искусство. При содействии биологов из НИИ нормальной физиологии имени Анохина Тавасиев кисточкой нанес цветной пигмент на улитку, та, оставляя за собой цветной след, ползала по белой бумаге к кусочкам еды, которые раскладывались вокруг нее. И вот серия листов с цветными траекториями движения улитки, то есть графически выраженная живая, естественная жизнь, а именно - инсталляция "След улитки".
В каждом зоопарке свои порядки. В арт-зоопарке фонда "Екатерина" все начинается с земноводных. А именно с монументальной, сияющей в расходящихся лучах "Космической черепахи" художника и графика Дмитрия Плавинского, создавшего не одно изображение любимых им существ. Он говорил, что черепахи - идеальные натурщицы: они малоподвижные и глухонемые.
Улитки, впрочем, недалеко от них уползли.