издается с 1879Купить журнал

Макияж спичкой, норковая шубка в Каннах и похвала Пикассо. Малоизвестные факты о фильме "Летят журавли"

12 октября 2022

12 октября 1957 года в столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", ставшего впоследствии классикой советского и мирового кинематографа.

Великолепная Татьяна Самойлова, изобретательная операторская работа Сергея Урусевского, нетипичный военный фильм, повлиявший на каноны жанра, - что говорить, если в свое время картина получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля и била рекорды проката (в одной Франции в год выхода ленту посмотрели около 5,5 миллионов зрителей). По случаю юбилея - целых 65 лет - вспомним некоторые факты из истории создания этого шедевра.

Несколько раз переснимали рассвет на мосту

Как говорил режиссер Александр Митта: "Появление "Журавлей" без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше - режиссер или оператор - вложил в нее". Характеристика весьма лестная, однако, она в полной мере соответствует действительности - Сергей Урусевский неистово корпел над лентой, постоянно экспериментируя и пытаясь с помощью камеры запечатлеть тончайшие переживания актеров.

Про скрупулёзность Сергея Павловича красноречиво говорит следующий эпизод: около недели съемочная группа снимала сцену рассвета на Крымском мосту, и актерам приходилось каждый день приезжать в 2 часа ночи, чтобы им успели наложить грим. И вот, когда все готовы, оператор смотрел вдаль некоторое время и выдавал: "Небо не то". После чего все расходились по домам. Впрочем, подобная дотошность окупилась сполна, и Урусевский позже был удостоен первого приза Высшей технической комиссии Франции.

Баталов придумал макияж для Самойловой

Хоть между Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым было не так много сцен, актеры успели подружиться. В частности, именно Баталов придумал эффектный макияж для ярких глаз Вероники, когда, встретившись с Самойловой на даче, нарисовал у нее на лице обгоревшей спичкой жирные стрелки и посоветовал ей впредь так гримироваться.

Впрочем, связь между артистами распространялась в том числе на куда более трагичные обстоятельства: так, Алексей Баталов знал об аборте, который пришлось сделать Татьяне Самойловой. Прямо перед съемками она узнала о двойне, и ей пришлось выбирать между семьей и перспективной ролью. Не случайно сцена спасения ребенка в свое время вызывала особые эмоции у артистки, и она потом долго приходила в себя.

Фото: РИА Новости

Клод Лелуш помог попасть фильму в Канны

Фильм мог и не попасть в Канны, если бы не…один турист. Клод Лелуш, тогда еще 19-летний оператор, а впоследствии ставший всемирно известным режиссером, приехал в Советский Союз с группой французских коммунистов. Его цель была довольно проста - снять кадры Москвы для канадского телевидения. Правда, в некоторых случаях ему приходилось делать это тайно, например, при посещении мавзолея Ленина.

Во время своей миссии Лелушу удалось попасть на "Мосфильм" - помогло знакомство с таксистом, у которого друг как раз там работал. Интересно, что Калатозов сначала удивился, когда увидел француза на студии, однако довольно скоро с ним подружился и даже показал несколько минут готовившейся картины. Как вспоминал Клод Лелуш: "Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером". После, вернувшись на родину, он свяжется с директором Каннского кинофестиваля и порекомендует работу Калатозова для конкурса.

Фильм видел Пабло Пикассо

Татьяна Самойлова рассказывала о показе в Каннах: "В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции. Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли?". Однако постепенно зал все больше проникался картиной, и к концу ленты многие плакали. Одна из присутствующих была настолько поражена увиденным, что накинула на исполнительницу роли Вероники норковую шубку - "в дар и в восхищение".

Среди известных лиц, которые положительно отзывались о фильме, особенно о главной женской партии, были как Пабло Пикассо, за день до объявления итогов предрекавший Самойловой скорое перевоплощение "из милой девочки в недоступную мировую звезду", так и президент Франции Шарль де Голль, который без протокола приехал встретить любимую артистку.

Вручение приза "Победа" советским работникам кинематографии во французском посольстве. Временный поверенный в делах Франции в СССР Жан де ля Гранвиль (в центре на первом плане) вручает приз "Победа" актрисе Татьяне Самойловой за роль в фильме "Летят журавли". Фото: Василий Малышев / РИА Новости

Калатозов случайно увидел пьесу, легшую в основу "Летят журавли"

"Случай" - это слово во многом характеризует судьбу "журавлей". Причем дело касается не только выхода в Каннах и международного проката, но и непосредственно истории создания картины. Первый случай связан с "Первым эшелоном", фильмом о целине, который Калатозов начал снимать за пару лет до "Летят журавли".

Съемки проходили в степях Казахстана, и в один день тяжело заболел оператор ленты. Режиссер обещал руководству "Мосфильма" быстро все доснять, если ему в кратчайшие сроки найдут нового оператора. Им как раз оказался Сергей Урусевский. Всего полутора недель съемок хватило, чтобы два талантливых человека узнали друг друга в работе и пообещали снять следующий фильм вместе, не имея при этом не только готового сценария, но даже примерной идеи новой картины.

Сергей Урусевский. Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

Второй случай связан с Олегом Ефремовым, который тоже снимался в "Первом эшелоне". Спустя время после съемок он создаст театр "Современник" и пригласит Михаила Калатозова на дебютный спектакль "Матросская тишина". Однако за неделю до премьеры в театр нагрянула комиссия от министерства культуры, которая запретила пьесу к показу. К счастью, для постановки был "дублер" - спектакль "Вечно живые". Именно он был показан в день открытия театра и настолько впечатлил Михаила Константиновича, что потом на основе пьесы он снял будущий шедевр.