9,4 миллиарда рублей выделено из бюджета на строительство яхтенной марины. Началось оно в этом году. Как марина будет работать?
Мария Литовко: Планируется стоянка примерно на 600 судов, то есть марина увеличится на 50 - 60 мест. В Балаклавской бухте создадут всю необходимую для этого инфраструктуру, откроют пункт пропуска через госграницу. Впервые появится возможность сбора сточных вод с судов. Сейчас отсутствие инфраструктуры заставляет судовладельцев сбрасывать "черные" и "серые" воды (бытовые и сточные) в море. Кто-то выходит в открытое море и там сливает, а кто-то даже не утруждается отойти от причала. Конечно, это непорядок. Балаклавская марина будет отвечать всем международным стандартам. Она точно будет самой современной в Крыму и, надеюсь, что лучшей в стране.
Что изменится для жителей и туристов?
Мария Литовко: Яхтенная марина - это не только сама стоянка для судов, но и окружающее пространство, которое должно быть привлекательным для туристов и жителей региона круглый год. Балаклава пользуется большой популярностью, однако мест для прогулок там не так много. В процессе реконструкции демонтируют объекты бывшего судоремонтного завода "Металлист", которые закрывают доступ к воде, появится единая набережная вдоль всей бухты протяженностью почти три километра, велодорожки, места отдыха. На Таврической набережной дорогу расширят, она станет двухполосной. Сейчас потоки машин и пешеходов перемешаны, и гулять там попросту небезопасно.
Облик бухты изменится. На месте завода "Металлист" создадут большое общественное пространство и новый центр притяжения. На бывшей обогатительной фабрике запланирован гостиничный комплекс. Многоэтажный отель-самострой на берегу бухты демонтируют. Диссонирующие объекты советского и постсоветского периода либо приспособят, либо снесут. А памятники архитектуры, которые сегодня в плачевном состоянии, отреставрируют.
А что с парковками? Летом в Балаклаве невозможно найти место для машины.
Мария Литовко: В целом стоит задача ограничить движение автотранспорта в районе бухты. Проезд останется для жителей Балаклавы, работников коммерческих предприятий и шаттлов, которые перевозят гостей города от перехватывающих парковок. Здесь появится экологичная зона, где меньше используется транспорт.
Какой будет тарифная политика? Не случится ли так, что стоянка станет слишком дорогой для тех, кто устраивает морские прогулки, занимается рыбной ловлей?
Мария Литовко: Рассчитываем, что все, кто сейчас стоит в Балаклавской бухте, там и останутся. Нет задачи заменить одни суда другими. Но в Балаклаве есть разные категории судовладельцев. Для маленьких лодок и яликов жителей города, которые не ведут коммерческую деятельность и по утрам выходят в море порыбачить, выделят муниципальную стоянку на 100 мест. Для них оставим самые низкие расценки.
Для тех, кто занимается коммерческой деятельностью: проводит экскурсии, морские прогулки, доставку на пляжи, тарифы на стоянку будут не выше рыночных. Ориентир на цены в маринах Крыма, даже менее благоустроенных. Третья категория - транзитные суда, для них цену установят значительно выше, чем для тех, что стоят в бухте круглый год, но это нормальная практика.
Будет ли в Балаклаве завод по ремонту яхт?
Мария Литовко: От строительства судоремонтного завода в бухте решено отказаться, на этом месте будет городское пространство с набережной. Обсуждаем с Объединенной судостроительной корпорацией создание судоремонтного комплекса для яхт в районе Инкермана. А в Балаклаве будет кран для спуска и подъема маломерных судов на воду.
Общественники переживали, что углубление дна при строительстве марины навредит бухте. Есть такой риск?
Мария Литовко: Нет, наоборот, дно будет расчищено. Строители уже подняли со дна бухты более 800 предметов: железобетонные конструкции, металлолом, шины и другой мусор. А это только первый этап работ. Город заключил специнвестконтракт с Балаклавским рудоуправлением, по которому компания перенесла обогатительную фабрику с берега бухты на борт Псилерахского карьера. При строительстве марины в районе бухты впервые создадут систему канализационных и ливневых коллекторов. Кроме этого, в Севастополе реализуется масштабный экологический проект реконструкции канализационных очистных сооружений "Южные". Все стоки из Балаклавы будут поступать на этот объект, а не сбрасываться в море, как сейчас. Все это улучшит экологическое состояние бухты.
Какие частные инвестиции будут привлечены в проект?
Мария Литовко: Развитие территории вокруг Балаклавской бухты планируется за счет внебюджетных источников. Частные инвестиции до 2030 года оцениваются в 40 миллиардов рублей. Появятся новые гостиницы и рекреационные комплексы в общей сложности на 2000 мест. Бизнес проявляет к проекту большой интерес. Когда будут утверждены правила землепользования и застройки Севастополя, участки получат рекреационное назначение, что позволит приступить к строительству объектов. В 2023 году планируем передать эти площадки инвесторам.
Хотим сделать так, чтобы как можно больше туристов останавливалось в Балаклаве в отелях, а не приезжали на один день на экскурсию, как сейчас. Пока в районе бухты очень мало мест размещения, в основном представлены гостевые дома и "серый" сектор.
В Севастополе обещают вот-вот достроить индустриальный парк "Гераклид". Хватит ли в нем места всем желающим?
Мария Литовко: 39 потенциальных резидентов подали заявки на размещение в индустриальном парке. Спрос большой, часть территории предоставят на конкурсной основе, критериями станет максимальное количество рабочих мест и инвестиций на гектар. Предпочтение будем отдавать высокотехнологичному производству и приоритетным направлениям экономики города. Ожидаем, что до конца 2022 года первые два участка парка будут сданы, и в следующем году Корпорация развития Севастополя проведет конкурсы и предоставит площадки резидентам. Хотелось бы всех потенциальных резидентов разместить в индустриальном парке. Планируем, что корпорация часть территории освоит самостоятельно: построит склады, технопарки, в которых смогут расположиться небольшие предприятия на правах аренды.
Третий участок индустриального парка требует дополнительных работ. Есть сложности с проектом: мусорный полигон, который обнаружен на части территории, необходимо рекультивировать. Обсуждаем возможность реализации этого этапа за счет внебюджетных инвестиций.
Какая ситуация с турпотоком в Севастополе в 2022 году? Можно ли сказать, что сезон удался?
Мария Литовко: Этим летом в Севастополе падение турпотока составило 10 процентов по сравнению с прошлым годом. С июня по август в городе отдохнули 270 тысяч человек, а в прошлом году - около 300 тысяч. Загрузка коллективных средств размещения в июле и августе составляла около 60 процентов. На турсезоне, конечно, отразилось отсутствие перелетов. Но помогли крупные мероприятия, которые прошли в регионе. "Архипелаг-2022" привлек около 2000 участников из других регионов. Вводились дополнительные поезда. Сезон не идеальный, но в целом он состоялся.
Обсуждаем с Ростуризмом поддержку туристического сектора с учетом того, что ограничения на полеты сохраняются.
Есть ли интерес у предпринимателей к реализации проектов по линии Ростуризма: к строительству модульных гостиниц, благоустройству пляжей, созданию туристических маршрутов?
Мария Литовко: Севастополь получил в этом году беспрецедентную поддержку по нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства", 334 миллиона рублей. 150 миллионов выделено на строительство модульных средств размещения, 108 миллионов - на развитие туристической инфраструктуры и 76,5 миллиона - на благоустройство пляжей. Проводятся конкурсы по каждому из направлений работы. На грантовые средства высокий спрос. Представители турбизнеса используют паузу в турпотоке, чтобы создать дополнительную инфраструктуру, воплотить в жизнь проекты, которые давно задумывали, но не хватало средств.