Игорь Павлович, не сомневаюсь, что и сейчас каждому пациенту, доставленному на "скорой" в вашу больницу, вы стараетесь оказать помощь как можно быстрее и эффективнее. Почему же для работы в новом стационаре, который скоро появится у вас, пришлось прописывать новые алгоритмы работы?
Игорь Парфенов: Сначала о терминах. Алгоритмы при оказании скорой медицинской помощи - это последовательность действий, причем не только врачей, но и медицинских сестер и всех других сотрудников, причастных к спасению больного. В том виде, в каком они будут действовать в новых комплексах, прежде быть не могло. В старых корпусах в приемном отделении была предусмотрена коридорная система. Пациента, скажем, с внутренним кровотечением, чтобы установить причину его возникновения, нужно сначала везти в кабинет хирурга, затем на УЗИ, далее на ЭКГ, анализ крови и т.д. А ведь это жизнеугрожающая ситуация, когда дорога каждая минута! В последние годы, чтобы не катать больных из кабинета в кабинет, мы ввели элементы современной системы "врач к пациенту". Но сразу направить всех нуждающихся в срочной помощи в "красную зону", оснащенную необходимым оборудованием, пациента средней тяжести - в "желтую зону", а легкого больного - в "зеленую", пока невозможно. Дело в том, что МРТ и КТ, например, у нас исторически находятся в одном крыле, а операционный блок - в другом. В новом скоропомощном корпусе совсем другая медицинская логистика. Из машины скорой помощи пациента сразу транспортируют в нужном направлении, где есть все как для быстрой постановки диагноза, так и для оказания экстренной помощи.
Что это меняет в действиях медиков?
Игорь Парфенов: Вернемся к нашему пациенту с внутренним кровотечением. Чтобы определить его причину и интенсивность, нужно, чтобы больного осмотрели хирург и терапевт, провели эндоскопию, сделали ЭКГ, взяли лабораторные анализы... В "красной зоне", куда в скоропомощном комплексе будут попадать такие пациенты, все это реально сделать одновременно. Пациента на диагностической койке осмотрят специалисты и тут же проведут необходимые исследования. Нужен рентген? Его сделают с помощью мобильного рентгенаппарата. При необходимости больного сразу подключат к искусственной вентиляции легких, поставят капельницу с набором препаратов, необходимых для стабилизации его состояния и т.д.
Не ходят по кабинетам и пациенты "желтой" и "зеленой" зон. Их обследование проводится также на месте, в диагностических боксах. Последовательность действий врачей, медсестер и других сотрудников - вплоть до работника, который занимается уборкой помещений, высчитывалась буквально с секундомером и доводилась до совершенства на полигоне. В итоге появились такие параметры нахождения в приемном отделении: в "красной зоне" пациент должен провести не больше получаса, в "желтой" - не более часа, в "зеленой" - максимум два часа - здесь нет угрозы для жизни. Дальше заботу о нем берут уже профильные отделения. Если требуется реанимация, больной переводится в реанимацию, те, кому требуется помощь хирурга, доставляются в операционную и так далее.
Это время складывается из минут, отведенных на каждую процедуру? Скажем, на проведение УЗИ дается 5 минут, на проведение компьютерной томографии 10-12 минут и так далее?
Игорь Парфенов: Тайминг каждой процедуры установлен, но механически сложить и получить время оказания помощи при том или ином заболевании нельзя. Одна и та же болезнь у каждого пациента протекает по-разному, разные бывают и осложнения. Скажем, попал к нам человек с аппендицитом, а у него в анамнезе еще и сахарный диабет, и гипертония... Целый букет хронических заболеваний может быть. Все это необходимо учесть при постановке диагноза. Цель разработки алгоритмов не просто в сокращении времени, это не бег на скорость. На первом месте - эффективность медицинской помощи, которая, в свою очередь, часто напрямую связана с оперативностью ее оказания. Откуда, например, взялось правило "золотого часа" для больных с инфарктом или инсультом? Для того чтобы не допустить необратимых изменений, необходимо за короткий промежуток времени поставить диагноз и провести операцию. Если помощь запоздает, человек может стать инвалидом.
В настоящее время разработаны алгоритмы действий по 87 клиническим случаям?
Игорь Парфенов: Да. Алгоритмы охватывают 96% случаев оказания экстренной помощи, с которыми больные поступают в скоропомощные стационары: это нарушения мозгового кровообращения, неотложная кардиология, тяжелые сочетанные травмы и многое другое.
Вы лично какие алгоритмы разрабатывали?
Игорь Парфенов: Скажу сразу: нет ни одного алгоритма, разработанного каким-то одним человеком. Это командная работа, в которой участвовали реаниматологи, хирурги, терапевты, специалисты лучевой, лабораторной, УЗИ-диагностики и многие другие врачи. Самым активным образом участвовали в ней и врачи нашей больницы, и я сам, как хирург, специалист по острому панкреатиту и желудочно-кишечным кровотечениям.
Вертолетная площадка у вас в больнице будет?
Игорь Парфенов: Да, обязательно.
Из вертолета пациент тоже попадет сначала в триажную зону?
Игорь Парфенов: Если человека доставляют на вертолете, очевидно, что это тяжелый больной и его немедленно нужно направлять в противошоковую палату. Никакие процедуры не должны делаться ради процедур.
Принимая пациента с вертолета ли, или из машины скорой помощи, вы будете уже иметь какую-то информацию о нем?
Игорь Парфенов: В Москве работает система ЕМИАС, благодаря которой врачи к моменту приезда больного знают историю его болезни - когда лечился, какие операции перенес, какие прошел последние обследования. Это важно для врачей, в руки которых он попадет, да и оператору не нужно тратить время на внесение данных в историю болезни.
С какими чувствами вы ожидаете запуска нового скоропомощного комплекса в вашей больнице?
Игорь Парфенов: С радостью, надеждой и благодарностью ко всем, кто принял решение о создании таких комплексов. Это по-настоящему прорывной проект нашего времени.