Банкоматы, по сути, представляют собой компьютеры с дополнительными девайсами, с системой обслуживания, тестирования на взлом и банковским приложением, где все согласования на операции происходят через сервер и многократную идентификацию. Банкомат состоит из картридера, ПИН-пада для ввода ПИН-кода и необходимых сумм и/или тач-скрина, диспенсера выдачи купюр, множества датчиков и модема. Для управления используется стандарт XFS, который по принципу клиент-серверной архитектуры через менеджер оборудования управляет библиотеками устройств и набором функций для мониторинга состояния и управления, но с ориентацией на гегемонию Microsoft. Отраслевые протоколы NDC/DDC имеют схожий принцип работы и наиболее распространены в России. Экран банкомата по интерфейсу схож с банковским приложением и предназначен для взаимодействия пользователя с данными на сервере. Любой производитель банкоматов предоставляет с оборудованием и реализацию XFS или NDC/DDC и банковского приложения, в том числе посредством API.
Однако за последние годы сильно вырос рынок альтернативного софта, соответствующего всем стандартам без привязки к конкретному вендору. Разработчик платежного приложения для POS-терминала может использовать или переделать библиотеку с требованиями XFS к устройству от вендора, но тогда вендор лишает его гарантии и сервиса. Производители банкоматов часто стращают клиентов как раз потерей гарантии на все устройство при отказе от родственного софта.
Между тем в России есть примеры того, что собственное ПО банков гораздо круче дефолтного софта, поставляемого вместе с банкоматами. В частности, это касается IT-разработок Сбера. Будучи очень крупной системой, он просто не может опираться на примитивный софт только от одного из поставщиков банкоматов. Это все равно что вернуться в каменный век.
С запуском платежной системы "Мир" появилась новая форма контроля и управления и для Сбербанка, а с ней и необходимость развивать собственное ПО. И сейчас его уровень требует изменения уровня ПО в банкоматах. Конечно же, часть вендоров заявила, что с использованием собственного софта слетит гарантия на оборудование и софт для банкоматов. С программным обеспечением у Сбера проблем точно нет, и теперь верное решение - собственное производство банкоматов.
Двум российским производителям уже предложили заняться такой разработкой в рамках длинных контрактов. В реестре отечественного оборудования появилась модель САГА С-200АТМ от компании "САГА Технологии", способной обеспечить семь ведущих банков РФ (объем их потребности - 25 тысяч банкоматов в год). Компания BFS готова выпускать до 15 тысяч устройств в год. Пока стоимость российского банкомата составляет около двух миллионов рублей из-за дорогих процессоров "Эльбрус".
Сейчас банки продолжают заказывать китайские банкоматы GRG, корейские Nautilus Hyosung, японские OKI и оборудование других иностранных производителей.
Если учитывать, что оборота с наличностью становится все меньше, потребность в банкоматах снижается. Наличные расчеты - дополнительная нагрузка для инкассации и расходы на поддержание расчетно-кассовых центров. Число банкоматов в России сократилось на 6,2 тысячи штук - до 181,2 тысячи. К четырем процентам устройств в связи с санкциями возникли вопросы по безопасности. Поэтому столь актуально было решение того же Сбера перевести 90 процентов своих банкоматов на отечественную операционную систему на базе Linux.
Между тем
По мере совершенствования ПО проявляются его слабые стороны, и это надо учитывать при использовании новых российских банкоматов. Более 90 процентов китайских банкоматов управляются с помощью софта, разработанного самими операторами. Думаю, нам стоит повторить этот путь.