Начало истории подобных дрейфующих станций уходит в XIX век. Идея создать судно, которое могло бы перемещаться вместе с арктическими льдами, как известно, принадлежит норвежскому путешественнику и ученому Фритьофу Нансену. Он сам спроектировал деревянное судно "Фрам", отправившееся в 1883 году в первую экспедицию, которая продлилась три года.
Об этом и о том, что объединяет новое судно и добычу нефти, мы говорили с начальником Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Владимиром Соколовым на борту научно-исследовательского судна "Академик Трешников" (оно помогало искать льдину для дрейфа платформы).
Владимир Тимофеевич, это правда, что приборами, которые еще Нансен изобрел, пользуются и сегодня?
Владимир Соколов: Да. Это одно из важнейших достижений экспедиции на "Фраме", о котором как-то подзабыли. Нансен с единомышленниками создал серию приборов, в том числе батометры (для отбора проб воды для химического и прочих анализов), специальные термометры (для измерения температуры воды). Все они используются и поныне!
Вообще Нансена привлекала идея, что Северного полюса можно достичь, если войти в нужном месте в арктические льды. Норвежские рыболовы и добытчики пушнины давно подметили: в Гренландское море через пролив между Шпицбергеном и Гренландией (ныне пролив Фрама) выносится много остатков дерева. Откуда дерево? Да из впадающих в северные моря рек!
Было выдвинуто предположение, что можно войти во льды, дрейфовать с ними, пройти через полюс и оказаться в Гренландском море. Правильность предположения подтвердилась. С помощью этого дрейфа совершено проникновение в ранее неизведанный регион Земли, белое пятно на карте. Что происходит в океане со льдами, атмосферой, тогда никто не знал. Да и то, что там океан, тоже было неизвестно.
Этот опыт через полвека помог создать в нашей стране дрейфующие станции "Северный полюс"...
Владимир Соколов: Профессор Владимир Юльевич Визе, заместитель директора Арктического института по науке, предложил создать станцию на дрейфующих льдах высокоширотной Арктики в 1928 году на ученом совете. Но дело застопорилось. Тогда еще не пришло понимание на государственном уровне, что стране необходимо создать постоянно действующую трассу по арктическим морям России среди льдов. Значит, нужно знать, что происходит на ней, какие климатические условия, движение льдов и прочее.
По некоторым источникам, к реализации проект подтолкнула иная причина. В связи с планируемыми перелетами из Советского Союза в США через Северный полюс нужна была точка ориентации во льдах. Ею и стала станция. Она не только давала метеосводку, обеспечивала связь в приполюсном районе, но и стала "точкой привязки", на которую могли ориентироваться самолеты, чтобы не сбиться с курса.
Потом был 1937 год - первая дрейфующая станция "Северный полюс" с папанинцами. Но следующую организовали только в 1952 году. Причины столь долгого перерыва понятны: анализ и осмысление предыдущей работы, война, послевоенное восстановление народного хозяйства.
Считается, что в 1952 году наступила новая эра работы полярников. И закончилась она в 2013 году с эвакуацией "Северного полюса - 40"?
Владимир Соколов: Именно в этот период были проведены основные исследования и сделаны основные открытия во всех природных сферах высокоширотной Арктики. Создана технологическая платформа масштабных исследований и присутствия нашей страны в этом регионе. Мы считали в то время Арктику нашей вотчиной и уверенно действовали во всей акватории Арктического бассейна.
Такая работа требует многофакторного единения и устремления различных сфер деятельности, включая труд ученых, полярных летчиков, моряков и всех людей, которые жили и работали в той, советской Арктике. Их именовали одним словом: полярники. И эра советских СП закончилась на СП-31 в 1991 году, когда ее льдина вытаяла и развалилась. Именно на этой станции глобальное потепление впервые столь явно заявило о себе. А тут еще и развал СССР...
Возобновить программу (уже российских) станций "Северный полюс" удалось только в 2003 году. А вот в 2013 году с экстренной эвакуацией СП-40 закончился период классических дрейфующих станций. Тогда уже стало понятно, что льды деградируют и мы не можем гарантировать безопасность экспедиций в годовом цикле их работы.
Во времена дрейфа "Фрама" льды были толщиной четыре-шесть метров, а когда работала экспедиция Ивана Папанина - три-четыре метра. Теперь о двухметровой льдине (или, точнее, ледяном поле такой толщины) в конце летнего периода можно только мечтать.
И тогда задумались о создании современного "Фрама"?
Владимир Соколов: Начало реализации этой идеи можно отнести к 2005 году. Тогдашний директор Арктического и антарктического НИИ Иван Фролов поистине горел этой идеей. К сожалению, Иван Евгеньевич не дожил до выхода в первый рейс ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".
Какие задачи ставятся перед СП-41?
Владимир Соколов: Комплексные исследования природной среды в труднодоступных районах Арктического бассейна Северного Ледовитого океана. Обеспечение приоритета российской науки в регионе. Развитие и испытание новых методов исследования природной среды в регионе, испытание и внедрение новых технологий и приборов. Изучение высокоширотной Арктики в условиях меняющегося климата.
Но есть и текущие задачи, задачи сегодняшнего дня. Исследования проводятся как с борта ЛСП, так и из ледового лагеря. Наблюдения непосредственно на ледяном поле очень важны, так как показывают природу "ин ситу", с латыни - непосредственно в среде. Работают комплексы: метеорологический, океанографический, геофизический, ледовые, геологический. Целый спектр наблюдений касается экологической составляющей - в гидросфере, ледяном покрове, снеге и атмосфере. Сканируется ложе океана - с определением глубин в районе дрейфа и изучением дна и донных осадков.
Главное - имея ЛСП "Северный полюс", можно планировать исследования на годы и десятилетия вперед. Срок службы платформы - минимум 35 лет.
Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" рассчитана на проживание 34 ученых и 14 членов экипажа. Каюты - одноместные, со всеми удобствами, рабочим столом, холодильником и электрическим чайником. Питание - четырехразовое.
Горничных на судне нет в принципе. Каждый убирает свою каюту. Общие помещения убираются согласно графику дежурств. Также нет централизованной стирки постельного белья. Каждый стирает свое (выдано по два комплекта).
Полярники получили комплект спецодежды (в том числе термобелье, куртки, брюки, шапки, перчатки и прочее). Одежда - легкая и теплая, из современных материалов. Так что надевать тулупы - как исследователям Севера былых времен - не требуется.
Безопасность экспедиции в плане возможных контактов с белым медведем обеспечивают два егеря и собака. У каждого находящегося на льдине есть рация, которая зафиксирована в вертикальном положении. Если в горизонтальном - сразу поступает сигнал на пульт, с полярником связываются, при отсутствии ответа высылается группа помощи.
Актуальный вопрос
Почему "платформа", а не "судно"?
Владимир Соколов: Потому что корабелы нашего НИИ при предварительных оценках за прообраз взяли самодвижущуюся буровую платформу.
Что же касается необычной конфигурации корпуса (за что "Северный полюс" полярники ласково называют "Башмачком", а кто-то - "Кашалотом"), то здесь все просчитано. С таким корпусом лед не сможет выдавить судно. "Северный полюс" имеет восьмой, очень высокий класс ледозащищенности.