издается с 1879Купить журнал

"Всем нам нужно усвоить великое изобретение". Как Пушкин вошел в историю первой железной дороги России

11 ноября 2022
План первого вокзала на станции Царское Село, которая теперь находится в городе Пушкин.

wikipedia.org

План первого вокзала на станции Царское Село, которая теперь находится в городе Пушкин.

185 лет назад было открыто движение по первой в России пассажирской железной дороге - Царскосельской. Она вела из столичного тогда Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск - излюбленные дачные места петербургской публики и царскую резиденцию.

Вообще-то железные дороги появились на Руси еще до того, как австрийский чех Франц Герстнер продавил историю со строительством дороги в Царское Село. За три года до нее, в 1834-м, на нижнетагильском заводе Демидовых заработала железная дорога длиной 3,5 км с паровозной тягой. И спроектировали ее не заезжие умельцы, а свои - крепостные Черепановы.

Но у нас всегда было принято смотреть, в первую очередь, на иностранцев. И потом Урал был дальше, чем Европа. Он чуть приблизился лишь после прокладки железных дорог в восточную часть страны. А пока Петербург дивился 26-километровой трассе на высокой насыпи, по которой с невероятной скоростью почти в 60 километров в час шли паровозы. Их поначалу именовали пароходами.

Для новой дороги паровозы-пароходы закупили в Европе и народ стал привыкать к этим пышащим паром, брызгающим искрами машинам. Все почти как у Александра Радищева - "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Его "Путешествие из Петербурга в Москву" опубликовано в 1790-м году. Совершить этот маршрут по железной дороге можно будет только начиная с 1851-го.

Маршрут между двумя главными городами страны был привычен и для Александра Пушкина - сколько произведений он создал, перемещаясь между Москвой и Петербургом! Наше все мог бы испробовать и железную дорогу - Царскосельскую так уж точно. Если бы не роковая дуэль. Она состоялась в феврале 1837 года, а дорога была открыта 30 октября (11 ноября по новому стилю).

Поезд Царскосельской железной дороги. 1837 год. Карл Беггров.

Но полотно построили еще при жизни Пушкина. Первая пробная поездка поезда, правда, не с помощью паровоза, а с конной тягой, состоялась 27 сентября 1836 года - между Царским Селом и Павловском. Александр Сергеевич был в то время в Петербурге, но ни в Павловске, ни в Царском Селе тогда не присутствовал.

Однако тема железной дороги занимала его как редактора "Современника". Сохранилась переписка Пушкина с князем Одоевским, помогавшим ему в работе над журналом. Они обсуждали статью в защиту железных дорог инженера путей сообщения Волкова.

- Статья г. Волкова умно написана и занимательна для всякого. Однако, я ее не помещу, потому что, по моему мнению, правительству не нужно вмешиваться в проект этого Герстнера. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут… Дорога из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург, - отметил Пушкин.

Да, он, который ездил в свои нижегородские имения и проводил немало времени в карантинах из-за эпидемии холеры, хорошо знал не только дорогу между столичными городами.

И Московско-Нижегородскую дорогу откроют вслед за Николаевской, связавшей Москву и Петербург.

Противников строительства железных дорог было много. Паровоз представлялся адской машиной, которая будет отравлять воздух. Судачили, что куры в деревнях у дороги перестанут нести яйца, а дома будут загораться от летящих искр. Боялись за пассажиров, у которых из-за поездки по железной дороге "разовьется болезнь мозга".

Пушкин тоже опасался. За мужиков. Он считал, что зимой дороги будут заметать метели, а расчищать придется крепостным. "Это станет одной из самых тягчайших повинностей для народа", - такие слова приписывают поэту.

И все же противиться прогрессу Пушкин не мог. Он просил князя Козловского дать ему статьи о теории паровых машин. "Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее", - писал Александр Сергеевич в "Современнике".

Царскосельская как самостоятельная железная дорога просуществовала до 1900 года, а затем была поглощена более крупной. Знаменитый вокзал в Павловске, где устраивали концерты и куда было модно приезжать из Петербурга на поезде, не пережил Великую Отечественную. Вокзал в Царском Селе несколько раз перестраивали, саму станцию в 1918-м переименовали в "Детское Село", а в 2013-м вернули исконное название.

Символично получилось: выйдя со станции "Царское Село", попадаешь в город Пушкин.