Чеховский "Дядя Ваня" в постановке художественного руководителя Игоря Лысова сразу после первого показа на сцене областного театра драмы вызвал множество восторженных отзывов. Во многих из них, безусловно, преобладала эмоциональная составляющая. Но и люди, знающие механизмы работы с публикой, не остались равнодушными.
- Наши театры переживали период, когда было заметно, что спектакль сделан исключительно для самореализации и самоутверждения режиссера или актеров. Вместо стремления пробудить в зрителе эмоции мы наблюдали самолюбование. А здесь получилось иначе, - считает специалист в сфере шоу-бизнеса Руслан Мамедов. - Мы наконец-то увидели работу, которая доносит смысл, вложенный в пьесу Чеховым, и актуализирует его. И это удалось сделать при помощи очень ограниченных, лаконичных изобразительных средств. Мягко, деликатно, культурно.
Обращение к русской классике - традиционное направление для драмтеатра. При этом Игорь Лысов объясняет, что после его прихода в коллектив несколько месяцев назад "Дядя Ваня" стал первой пьесой, которая позволила дать нескольким актерам "собственный" спектакль.
- И в "Дяде Ване", и в других пьесах Чехова есть проблемы, которые нам неведомы, - говорит он. - Но есть и те, которые мы можем наблюдать здесь и сейчас. Поэтому я делаю акцент не на том, что было актуально для XIX века, а на том, что горячо, что задевает зрителей в XXI веке. Именно об этом я ставлю спектакль.
Еще одной яркой вспышкой уходящей осени стала постановка пьесы Леонида Филатова "Большая любовь Робин Гуда" Театром на Спасской. Традиционно этот театр воспринимается вятским зрителем как носитель некой авангардной струи, поэтому никого особо не удивило, что постановщик Александр Трясцин относит свой спектакль к жанру фэнтези-экшен.
- Чтобы объединить современность и прошлое, затронуть эмоции взрослых и детей, мы нашли такой ход, как фэнтези. Ведь сейчас люди самых разных поколений объединены интересом к таким проектам, как "Игра престолов", "Гарри Поттер". Мы сделали не только драматическое произведение, но и экшен с боями на мечах, - поясняет режиссер.
Но Театр на Спасской, как и коллеги, апеллирует в первую очередь к вневременному содержанию. К тому, что скрыто за технодекорациями и костюмами.
- В центре моей роли лежит любовь, - утверждает исполнительница главной женской роли Мария Макарова. - Эта пьеса написана для взрослых. Мы внесли дополнительные акценты, чтобы привлечь и детскую аудиторию, но сама суть осталась. Дети увидят общий сюжет и "картинку", а взрослые смогут рассмотреть и подтекст.
По мнению Андрея Маури, заместителя председателя правительства Кировской области, яркие премьеры осени - это и результат перезагрузки вятских театров.
- Сегодня перед ними поставлены задачи вернуть зрителей и показывать умные и классические работы, - говорит политик. - Театр - не только развлечение, но и новые жизненные знания и линии поведения. Определенные успехи - результат и кадровой политики: в драмтеатр мы пригласили нового директора и художественного руководителя, такая же работа проведена в театре кукол. Сейчас ищем нового главного режиссера для Театра на Спасской. Мы хотим, чтобы жизнь кипела во всех кировских учреждениях культуры.
По 20 ноября включительно на сценах трех профессиональных театров Кирова зрители смогут увидеть лучшие спектакли для детей и подростков, созданные в России за последние несколько лет. Показы четырнадцати постановок проходят в рамках международного фестиваля "Вятка - город детства". Кроме спектаклей представлена и образовательная программа, рассчитанная на преподавателей и студентов, артистов кировских театров, детей и подростков. Тренинги, лаборатории, практикумы и семинары проводят ведущие российские эксперты в области театральной педагогики и психологии, сценической речи.