издается с 1879Купить журнал

Исторический музей показал кругосветное плавание Крузенштерна в виртуальной реальности

21 ноября 2022

В парадных сенях, нескольких залах экспозиции и Лектории музея прошел День Пушкинской карты, посвящённый VR-технологиям в истории и журналистике.

Гости Государственного исторического музея поучаствовали в войне со Швецией на борту корабля "Мстислав"; устроили натуральный обмен с аборигенами острова Нуку-Хива; тайно исследовали побережье Японии и пытались установить торговые отношения с Китаем. И все это - не как сторонние наблюдатели, а как непосредственные участники событий.

Все это происходило в зоне виртуальной реальности документального VR-квеста "Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна", стартовавшего 20 ноября в стенах Государственного исторического музея.

Квест начался с рассказа историка флота, сотрудника отдела образовательных проектов и мероприятий Исторического музея Кирилла Найденышева о маршруте шлюпа Крузенштерна "Надежда" и трудностях, с которыми сталкивалась команда в путешествии.

Понять, как это все может происходить в виртуальной реальности, можно было, надев VR-очки на лекции о разработке интерактивных исторических проектов.

О том, что это всегда балансирование на стыке достоверности и условности, о том, что такое "геймифицирование" реальной истории рассказал сценарист исторических VR-проектов, сотрудник центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа МИА "Россия сегодня", журналист Артем Буфтяк.

Как же воссоздать масштабное кругосветное путешествие, длившееся несколько лет, за 9 месяцев? Как сделать из него проект, способный заинтересовать молодую аудиторию?

Об этом говорили Юрий Ануфриев - руководитель центра разработки проекта "Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна" и Дарья Дубинина - актриса дубляжа, SMM-менеджер, сотрудник центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа МИА "Россия сегодня".

Но все и в VR, как и в журналистике начинается с "фактчекинга" - поиска надежных источников информации, сопоставления фактов и составлении из них общей картины реально происходившего. Без этой информации не прочувствовать характеры героев и не воплотить их в 3D, не воссоздать пусть и не существующие в реальности, но отвечающие исторической правде костюмы всей команды мореплавателей... Обо всем этом счастливым обладателям Пушкинской карты рассказали в это день участники команды VR-квеста "Первые в истории: кругосветное плавание Крузенштерна" Александра Минич, художник по персонажам Центра разработки экспериментальных проектов МИА "Россия сегодня", Иван Громов, руководитель центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа, ведущий подкастов МИА "Россия сегодня".

Но виртуальная реальность отнюдь не отменила реальность - и Пушкинский день в ГИМе закончился мастер классом по ...вязанию морских узлов, который провел историк флота, сотрудник отдела образовательных проектов Исторического музея Кирилл Найденышев.