Поделиться

    Вежливость и гостеприимство

    Сложно ли найти работу в туристической сфере Санкт-Петербурга?
    Осенью нынешнего года Санкт-Петербург был признан абсолютным лидером в России по наличию точек интереса культурно-познавательного туризма. С января в Северной столице уже побывали более 6,4 миллиона туристов, а к концу декабря этот показатель может легко превысить семь миллионов. Среди них растет число представителей делового туризма, участников выставочно-конгрессных мероприятий различной тематики. Так, по данным комитета по туризму, только в 2022 году количество гостей, прибывших в город с деловой целью, выросло с 2,6 до 8 процентов.
    В сфере гостеприимства главное — это открытость и желание помочь человеку узнать город.
    В сфере гостеприимства главное — это открытость и желание помочь человеку узнать город. / Святослав Акимов/РГ

    По мнению экспертов, внушительные цифры турпотока тесно связаны не только с количеством исторических и культурных мест, куда может отправиться путешественник, но и с уровнем комфорта и качеством обслуживания. Почти каждый из петербургских туристов оценивает уровень гостеприимства как "высокий или очень высокий". И по большому счету это отличная оценка всем, кто так или иначе имеет к туризму свою профессиональную принадлежность.

    И речь, конечно, не только о сотрудниках турбюро, музеев, гостиниц и ресторанов. Список профессий, в которых нуждается сфера гостеприимства, насчитывает не один десяток специальностей - от водителей до продавцов, от пекарей-кондитеров до техников по обслуживанию зданий, от повара до администратора игровой зоны, от кассиров до бухгалтеров. В целом сегодня с туризмом сопряжено около 50 смежных индустрий. Непосредственно в сфере гостеприимства заняты 118 тысяч петербуржцев, еще 400 тысяч горожан получают доходы от занятости в близких с ней направлениях деятельности.

    При этом туризм и смежные с ним отрасли продолжают развиваться и расти, образуя все новые вакансии для трудоустройства. Как пояснили в Санкт-Петербургском Центре занятости населения, сегодня сфера гостеприимства является одним из наиболее востребованных направлений на городском рынке труда. При этом получить необходимые навыки и попробовать себя в новой профессии можно не только имея соответствующий диплом и юный возраст.

    Освоить новые компетенции и повысить свою конкурентоспособность позволяет проект "Содействие занятости" национального проекта "Демография". В этом году в рамках нацпроекта было одобрено порядка 70 заявок на обучение по различным направлениям туриндустрии. Наибольшей популярностью пользуется программа "Администрирование отеля". Этот кейс выбрали почти половина желающих пройти обучение. Сейчас большинство слушателей уже завершили курс и получили соответствующие документы государственного образца.

    Для петербуржцев доступно порядка тысячи образовательных программ по этому проекту, среди которых легко подобрать варианты, актуальные для туристского сектора рынка труда Петербурга.

    В рамках национального проекта представлены образовательные программы "Менеджер по туризму", "Организация экскурсионного обслуживания", "Основы туроператорской деятельности", "Основы экскурсоведения: гид-экскурсовод", "Разработка и организация экскурсионных программ и экскурсий", "Специалист по туризму", "Управление и организация гостиничного бизнеса" и другие.

    Но и на этом двери в индустрию гостеприимства для желающих там работать не заканчиваются. Центр занятости населения регулярно проводит ярмарки вакансий, где соискатели и их потенциальные работодатели могут встретиться напрямую, что называется - лицом к лицу. По мнению многих руководителей отделов управления персоналом и эйчаров компаний, такой формат работы позволяет быстро провести эффективный отбор возможных кандидатов, которых впоследствии можно пригласить на собеседование.

    Список профессий, в которых нуждается индустрия туризма, насчитывает не один десяток специальностей

    Поэтому работодатели достаточно охотно отзываются на предложения поучаствовать в подобного рода мероприятиях. Одно из таких событий, организованное Центром занятости населения, состоялось на прошлой неделе в ТРЦ "Радуга" недалеко от станции метро "Парк Победы". Его участниками стали более 20 компаний, представившие свои рабочие места и стажировки в гостиничном и ресторанном бизнесе.

    - Мы не в первый раз участвуем в подобной ярмарке вакансий, - говорит руководитель персоналом гостиницы "Редиссон-Соня" Марина Куклина. - Это, как правило, весьма продуктивные для нас мероприятия, куда приходит много самых разных людей. На одной из прошлых встреч мы получили для себя специалистов по таким позициям, которые долгое время не могли найти ни с помощью разных рекрутерских порталов и сайтов, ни с помощью публикаций объявлений о вакансиях в СМИ. А вот на ярмарке очень удачно встретились с нужным специалистом, который, кстати, до сих пор у нас работает, чем обе стороны - и он, и мы - очень довольны. В этот раз мы тоже пообщались со многими соискателями. Некоторых из них пригласили на собеседование в офис.

    Ярмарки вакансий позволяют быстро провести эффективный отбор кандидатов, которых впоследствии можно пригласить на собеседование. Фото: Пресс-служба Центра занятости Санкт-Петербурга

    По ее мнению, в подобных неформальных условиях гораздо легче увидеть потенциал человека, понять, насколько он воспримет культуру компании, насколько впишется в команду. Ведь это в туриндустрии и сфере гостеприимства особенно большая ценность и часть профессионализма. По мнению специалистов, полезным навыкам можно научиться достаточно быстро, а вот чтобы человек был удовлетворен своей работой, а окружающие были довольны его действиями, нужны более тонкие совпадения, чем просто хорошее резюме.

    Поэтому многие компании, работающие в смежных с туризмом отраслях, как правило, имеют свои образовательные программы. Здесь обещают, что из специалиста с любым дипломом можно сделать профессионала сферы гостеприимства. Главное, что бы он имел интерес и желание получить нужные навыки.

    Например, в сети торговых точек "Булочные Вольчека" есть свой учебный класс, где специалистов готовят, что называется, с нуля. Причем готовят не только технологически, но и как хозяина, встречающего гостей в любимом городе, открытом и для делового, и для развлекательного туризма. Наверное, поэтому эти небольшие кафе в каком-то смысле стали сегодня символом города. Путешественники о них помнят и при новом посещении города непременно возвращаются туда.

    - В любое наше заведение, по какому бы адресу оно ни находилось, может попасть любой турист, - говорит специалист по подбору персонала "Булочные Вольчека" Надежда Нуштаева. - Поэтому при подборе персонала мы обращаем особое внимание на тех, кто готов с улыбкой и радостью встречать людей.

    Предрасположенность к работе с людьми, открытость и желание помочь человеку узнать и полюбить город - это неотъемлемые требования к соискателю на такую работу. А для того чтобы узнать себя получше и точно понимать, способна ли работа приносить радость, можно воспользоваться помощью специалистов Центра занятости. Там работает целый пул психологов, которые готовы оказать профориентационную консультацию. После разговора и тестирования они подтвердят выбор профессии в турсфере или предложат более подходящую программу обучения для другой сферы деятельности.

    Если же тестирование выявит возможность максимально реализовать себя именно в сфере гостеприимства, то можно смело искать подходящие варианты обучения даже самостоятельно, на портале "Работа России" во вкладке "Список образовательных программ".

    Кстати, как работать с этим порталом, на ярмарке вакансий в ТРК "Радуга" тоже обучали. О возможностях, которые предоставляет сегодня портал "Работа России" участникам, рассказала специалист Службы занятости Ирина Шендера. На сайте можно найти более двух миллионов вакансий, предлагаемых почти миллионом работодателей из разных городов и регионов страны. Это удобный инструмент для тех, кто выбирает себе занятие, оптимальное по трудозатратам и адекватное по оплате труда, да еще и с возможностями переезда в другой регион.

    На лекционной площадке ярмарки вакансий выступали несколько специалистов Центра занятости населения, помощь которых бывает очень полезна любому соискателю. Психолог Александра Дубровина поделилась с присутствующими лайфхаками по составлению резюме, научила отделять в них важное и лишнее. Кстати, это выступление привлекло внимание не только молодежь, но и претендентов, что называется, в возрасте. Для некоторых из них умение правильно написать резюме, которое бы не затерялось среди других, оказалось далеко не освоенным.

    - В выступлении специалиста было много полезного, о чем я раньше при составлении резюме не задумывалась, - говорит студентка колледжа туризма и гостиничного сервиса Елизавета Гульнева. - И кстати, я видела, что и другие люди слушали лекцию с большим интересом. Ведь от правильно составленного рассказа о себе зависит очень многое.

    Резюме - действительно важная часть самопрезентации соискателя. Сегодня многие, как, например, военный пенсионер Сергей Штоль, ищут работу самостоятельно. Для них ярмарка вакансий - удобный формат взаимодействия с работодателем.

    - Для меня одной из самых больших трудностей является возможность встретиться с работодателем и задать конкретные вопросы, - говорит он. - Потому что даже попасть на собеседование бывает сложно, поскольку кадровики сразу отсеивают мое резюме из-за возраста или из-за предубеждения о военных. Но, когда мы встречаемся лицом к лицу, результат оказывается гораздо лучшим.

    По его словам, туризм - это та сфера, где ему было бы интересно работать, тем более что у него есть хобби, связанное с путешествиями. Этими знаниями он вполне мог бы делиться с туристами, как начинающими, так и опытными. Или даже открыть свой небольшой бизнес.

    Кстати, для желающих открыть свое дело в индустрии гостеприимства в Центре занятости населения есть обучающая программа "Малый бизнес в индустрии гостеприимства", где можно освоить инструменты эффективного управления гостиничным и ресторанным бизнесом. Курс "Продвижение и реализация туристского продукта" позволит получить навыки для старта работы в этом бизнесе: научиться бронировать туруслуги, эффективно работать с документацией, использовать современные технологии продвижения продукта, взаимодействовать с туроператорами и поставщиками услуг, а также с различными категориями клиентов.

    Петербург был и остается одним из любимых городов у туристов. Поэтому любой, кто захочет стать профессионалом в сфере гостеприимства, гарантированно найдет себе дело. А если оно окажется по душе, то на свете окажется больше счастливых сотрудников и еще больше счастливых путешественников.

    Поделиться