Генеральный конструктор Владимир Дегтярь: "Сармат" запущен в серийное производство
Первый вопрос, Владимир Григорьевич, прямой и отчасти личный. Гендиректор и генконструктор ГРЦ академик Дегтярь - единственный в своем роде руководитель, который совмещает эти две ключевые должности с 1998 года. В большинстве других НПО и КБ их под разными предлогами разделили. Был свидетелем, когда ваши руководители уверенно заявляли: "И Дегтярь будет разделен!" А как вы сами смотрите на эту ситуацию?
Владимир Дегтярь: Да, у меня за плечами почти 25 лет работы на этих ключевых должностях. Генеральный конструктор отвечает за весь комплекс работ по проектированию, разработке, модернизации изделия, продлению сроков его эксплуатации. Поэтому у него должны быть соответствующие полномочия не только в техническом, но и экономическом плане. Он должен иметь право принимать ресурсные решения, в том числе и по финансовым, кадровым вопросам. Все эти важнейшие задачи подчинены одной главной цели - созданию изделия. И чтобы решать их максимально эффективно и результативно, руководитель, на мой взгляд, должен быть в одном лице.
Иллюстрацией к вашим словам может быть создание новейшей ракеты "Сармат". О том, что такая работа поручена ГРЦ Макеева, впервые довелось услышать в кулуарах Общего собрания РАН в 2012 году. И тогда же дали понять, что это задача, как минимум, на десятилетие. Вы уложились в заданные сроки и уже провели испытания. Что они показали?
Владимир Дегтярь: Технико-экономическим заданием на проведение опытно-конструкторских работ "Сармат" был определен современный облик комплекса. Затем были выполнены бросковые испытания для отработки старта ракеты. А 20 апреля 2022 года с 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк в Архангельской области проведен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" - первый в программе государственных летных испытаний. Задачи пуска выполнены в полном объеме. Учебные боевые блоки прибыли в заданный район на боевом поле полигона Кура на Камчатке.
И перспективы у ракеты?
Владимир Дегтярь: Ракетный комплекс уже запущен в серийное производство, обеспечен необходимыми материалами и производственным оборудованием. Созданный кооперацией предприятий во главе с Государственным ракетным центром, "Сармат" в ближайшие 40-50 лет будет укреплять боевой потенциал Вооруженных сил, надежно обеспечивать безопасность России от внешних угроз. И в сегодняшних геополитических условиях это наш надежный щит, главный фактор ядерного сдерживания и гарантия сохранения мира.
"Сармат" относится к классу тяжелых ракет на жидком топливе. А сохранилось ли в деятельности ГРЦ направление твердотопливных ракет? Или это целиком отошло к Московскому институту теплотехники?
Владимир Дегтярь: Нашим предприятием накоплен богатый опыт разработки, производства и эксплуатации твердотопливных ракет на примере морского комплекса "Тайфун" с баллистической ракетой подводных лодок РСМ-52, который 20 лет стоял на боевом дежурстве ВМФ. Многое удалось освоить и понять при разработке ракеты с улучшенными тактико-техническими характеристиками по теме "Барк". Мало кто знает, поэтому скажу: именно в ГРЦ Макеева разработан корабельный боевой стартовый комплекс в рамках опытно-конструкторских работ "Булава". Весь этот опыт позволяет нам уверенно говорить, что сегодня мы - единственное предприятие в стране, способное разрабатывать стратегические ракетные комплексы как с жидкотопливными, так и с твердотопливными ракетами.
"Барк", напомним читателям, в серию не пошел, но сыграл большую роль в разработке и освоении новых технологий, и не только для ракетостроения…
Владимир Дегтярь: Абсолютно верно. В силу того что перед нами ставится, и мы сами задаем смежникам весьма сложные и жесткие требования (создание БРПЛ в заданных габаритах ракетной шахты с высокой концентрацией энергетики в ограниченном объеме), во время разработки комплексов "Тайфун" и "Барк" по нашим техническим заданиям в стране был создан поистине неисчерпаемый задел по твердым топливам.
Мы регулярно участвуем в конкурсных разработках и проводим инициативные системные проектные проработки по твердотопливным ракетам различного назначения. Совсем недавно, работая по перспективной БРПЛ на этапе технических предложений, мы рассматривали варианты ракет как на жидком, так и на твердом топливе. Технико-экономические характеристики жидкотопливной ракеты оказались лучше.
Кстати сказать, в составе МБР "Сармат" также применяется ряд твердотопливных двигателей специального назначения. В том числе собственные разработки ГРЦ Макеева, выполняющие определенные функции на всей траектории движения ракеты.
Некоторое время назад "Российская газета" под символическим заголовком "За "Синевой" послали "Лайнер" сообщила о двух взаимосвязанных разработках вашего центра для оснащения стратегических подводных сил России. Как сложилась их судьба и какие у них перспективы сегодня?
Владимир Дегтярь: Особенностью выполнения опытно-конструкторских работ по темам "Синева" и "Лайнер" была реализация модернизационного потенциала, заложенного при создании базовой ракеты Р-29РМ, и максимальное использование адаптивно-модульных свойств базового ракетного комплекса Д-9РМ. В результате был расширен перечень вариантов ракет, применяемых на одном ракетоносце в любом их сочетании. Здесь следует также отметить опытно-конструкторскую работу "Станция", которая предшествовала ОКР "Синева" и "Лайнер" и обеспечила реализацию адаптивно-модульных свойств в части боевого оснащения.
В отличие от "Синевы", ракеты "Лайнер" могут оснащаться боевыми нагрузками разного типа. В современных условиях оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования. Боевая ступень ракеты и средства противодействия, разработанные на основе адаптивно-модульного принципа, обеспечивают возможность гибкого реагирования на изменения системы противоракетной обороны путем замены боевой нагрузки.
Таким образом, ракеты "Синева" и "Лайнер" во втором десятилетии нашего века обеспечили парирование проблем стратегического сдерживания "вероятного противника" в периоды обострения международной обстановки. Сегодня они составляют основу морской компоненты ядерной триады России и в настоящее время обеспечивают возможность существования действующей Северо-Западной группировки подводных лодок до 2026-2030 годов. Это дает нам время для проведения исследований и разработки перспективного ракетного комплекса морского базирования, о которых я уже говорил.
Уральское КБ машиностроения и его преемник ГРЦ Макеева многие годы работало и продолжает работать в тесной кооперации с Красноярским машиностроительным заводом. Что поучительного, какие уроки можно извлечь из такого сотрудничества?
Владимир Дегтярь: Должен пояснить: "Красмаш" входит в интегрированную структуру ГРЦ Макеева по разработке морских стратегических вооружений, которая создана в 2007 году на основании указа президента России. А началось сотрудничество с "Красмашем" по созданию ракетно-космической техники с середины 1960-х. Сегодня это современное и отлично оснащенное производственное предприятие, позволяющее эффективно решать задачи, поставленные Министерством обороны РФ.
Конечно, в процессе работы возникает много сложных технических и организационных вопросов. Однако благодаря уже отработанному механизму взаимодействия между специалистами предприятий, что подкрепляется высоким уровнем доверительных отношений, такие проблемы находят оперативное разрешение.
Среди ваших давних партнеров по кооперации и соавторов новых разработок не только ракетные заводы и отраслевые КБ, но и ядерно-оружейные центры "Росатома" - в частности, соседний с Миассом РФЯЦ-ВНИИТФ в городе Снежинске. Как развивается сотрудничество на этом направлении?
Владимир Дегтярь: Замысел стратегических комплексов определяет мощнейшее оснащение баллистических ракет. А разработка такого оснащения ведется в тесном сотрудничестве с предприятиями госкорпорации "Росатом". Совместно с коллективом РФЯЦ-ВНИИТФ созданы различные варианты оснащения, в основу которых заложены в том числе пионерские решения. Например, совмещение корпусов изделий, расширение ряда типоразмеров, решение проблем гиперзвукового полета.
И ваш центр, и коллеги в Снежинске всегда поддерживали тесные связи с Российской академией наук и ее Уральским отделением. Насколько актуально и важно это сегодня? Чем академическая наука может помочь решению практических задач, которые встают перед такими центрами, как ваш, и вашими смежниками?
Владимир Дегтярь: Фундаментальные научные исследования являются необходимым этапом при разработке ракетной техники. Сложность и новизна возникающих научно-технических проблем требует привлечения широкого круга научных организаций по различным направлениям исследований. Научно-техническое сотрудничество между ГРЦ и Уральским отделением РАН берет начало с 70-х годов прошлого века. И полвека назад, и сейчас академические институты, обладая необходимым научно-техническим потенциалом и лабораторной базой, существенно помогали и помогают разработчикам ракетной техники.
В последние годы тематика совместных работ охватывала многие перспективные направления. Велись такие работы и по новому стратегическому ракетному комплексу наземного базирования. Научными организациями УрО РАН был выполнен ряд фундаментальных ориентированных исследований по актуальным направлениям тематики предприятия. А внедрение результатов таких исследований в изделия нашей разработки позволило существенно повысить их тактико-технические характеристики, решить стоявшие перед нами научно-технические проблемы.
Какого рода гражданские разработки уже стали или могут стать визитной карточкой ГРЦ Макеева?
Владимир Дегтярь: Тут целая линейка. Используя свой научно-технический потенциал и налаженную систему кооперационных связей, ГРЦ разрабатывает наукоемкую продукцию и оборудование для нефтегазодобывающего комплекса, энергетики, медицины, транспорта, строительства.
В качестве примера можно привести разработанную нами по заказу МЧС России модель пожарного автоподъемника АКП-50 "Таганай". По некоторым своим характеристикам она превосходила аналоги, в том числе и мировые. Например, грузоподъемность корзины нашего подъемника - 500 килограммов, а популярного финского "Бронто" - 350. Изготовленный опытный образец успешно прошел испытания и был принят на снабжение Государственной противопожарной службы МЧС России, было получено разрешение на его серийное производство.
Есть опыт участия в создании трамвайного производства в Екатеринбурге. В нашем центре был разработан трамвайный вагон "СПЕКТР-1" - первый в стране трамвайный вагон повышенной комфортности с тяговым приводом на основе асинхронных двигателей переменного тока. А еще он оснащен микропроцессорной системой управления и диагностики. Серийно изготавливался такой трамвай с 1998 года заводом "Уралтрансмаш" в Екатеринбурге, сейчас выпускается его модернизированный вариант.
Среди наград вашего коллектива есть немало тех, что связаны с Военно-морским флотом и его подводными силами. Как я понимаю, это направление общей деятельности и специальных разработок ГРЦ было и остается приоритетным?
Владимир Дегтярь: Да, конечно. Морская тематика на протяжении всей истории предприятия была и остается для нас определяющей - начиная от разработок для надводного старта ракет с подводных лодок до самых современных стратегических систем. Являясь оружием сдерживания, комплексы ГРЦ базируются на Северном, Тихоокеанском флотах и надежно охраняют морские рубежи нашей Родины. Вместе с кооперацией предприятий мы не прекращаем исследования по совершенствованию морских ракетных комплексов и способов их размещения на атомных подводных лодках для оптимизации летно-технических характеристик морских ракет.
Каким хотели бы видеть в будущем ГРЦ имени Макеева? И какие перемены происходят, намечаются в Миассе, где живут, работают, воспитывают детей ваши сотрудники?
Владимир Дегтярь: Думаю, мы не достигли еще того уровня развития, при котором можно "почивать на лаврах". Это не в наших правилах. ГРЦ сегодня - это богатейший опыт и прорывные решения, значительный научно-технический потенциал и творческий, работоспособный коллектив. Мы продолжаем развиваться, чтобы быть в состоянии обеспечить все, что требуется от нас в рамках гособоронзаказа. И, кроме того, в инициативном порядке работаем над перспективными проектами по освоению космоса, разработке и созданию различной наукоемкой продукции.
Государственный ракетный центр является одним из градообразующих предприятий Миасса. Развиваются производство и городская инфраструктура, строятся новые микрорайоны, появляются современные общественные пространства. В Миассе комфортно жить, учиться, работать и отдыхать, а все это вместе - важный стимул для привлечения на наше предприятие молодых талантливых специалистов.
ГРЦ Макеева и его "Тайфун", "Синева", "Сармат"
У ракетного центра в городе Миасс Челябинской области, который ведет отсчет своей истории с первых послевоенных лет, есть известная "визитная карточка" - Виктор Петрович Макеев. Имя главного конструктора и многолетнего руководителя этого КБ теперь в его кратком названии: ГРЦ Макеева. Соратник и коллега Сергея Королева, он обеспечил создание ракет и ракетных комплексов для трех поколений подводных лодок в составе стратегических ядерных сил СССР.
В числе самых известных - "Синева" с ракетами на жидком топливе и "Тайфун" - на твердом. А теперь - "Сармат", уже наземного базирования. Эта ракета обладает возможностью поражать цели практически с любого направления подлета к ним. Бортовая система управления может корректировать траекторию полета по спутникам ГЛОНАСС. Помимо этого "Сармат" оснащен специальными средствами, затрудняющими обнаружение его боеголовок при нахождении в атмосфере Земли и вне ее. Эти меры, с одной стороны, позволяют обеспечить высокую точность наведения на цель. А с другой - не дают сделать точный прогноз траекторий для применения ударных средств ПРО.
Для подтверждения такого рода возможностей и проводятся ее летно-конструкторские испытания. О первом таком пуске сообщили еще весной 2022 года. А недавно об успешных летных испытаниях "Сармата" доложил и командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев - в конце прошлой недели об этом официально известили на сайте Минобороны России. По информации из других, пока неофициальных источников, второй испытательный пуск в рамках летно-конструкторских испытаний МБР "Сармат" может быть выполнен до конца 2022 года.
Подготовил Александр Емельяненков
Земле нужна защита от угроз из космоса
Время от времени на разных уровнях заходят разговоры о проектах защиты Земли от астероидов. И при этом нередко ссылаются на разработки и предложения, которые исходят от ГРЦ Макеева. Поясните, что тут по делу, а что - отвлеченные фантазии...
Владимир Дегтярь: После падения знаменитого Челябинского метеорита, движение которого 15 февраля 2013 года работники ГРЦ могли наблюдать, находясь на рабочих местах, нам всем стало ясно, что угроза совершенно реальна. Тем более что уже были Тунгусский метеорит, Сихотэ-Алинский, Бразильский и другие.
Принципы создания систем своевременного обнаружения и перехвата опасных космических объектов уже ясны. Технические возможности по созданию тоже существуют. Основное препятствие для реализации - высокая стоимость подобных систем и низкая частота их применения. Поэтому мы предлагаем использовать многофункциональные ракетно-космические системы, для которых антиастероидная защита - только одна из задач, но не самая главная. Например, МБР типа "Сармат". Наша новая ракета обладает всеми необходимыми свойствами для решения такой задачи: высокой энергетикой, большой тяговооруженностью, малым временем подготовки к пуску.
Мы проводим проектные проработки облика ударного аппарата-перехватчика для борьбы с космическими объектами малого класса (от 10 до 100 метров). Существующие и перспективные наземные астрономические средства способны хорошо выполнять функцию обнаружения более крупных объектов, но для малых они недостаточно оперативны. Поэтому важнейшей задачей является их своевременное обнаружение. "Сармат" способен решить свою задачу, если обнаружение произошло хотя бы за 5-7 часов до столкновения на расстоянии 1-2 миллиона километров.
Наши проработки с коллегами, работающими в академических институтах, показали, что создание средств обнаружения космического базирования с требуемыми характеристиками для "наружного наблюдения" околоземного пространства возможно. Один из вариантов - размещение четырех космических аппаратов в точках либрации, находящихся на расстоянии 150 миллионов и 1,5 миллиона километров от Земли. Находясь в этих точках, аппараты будут сохранять постоянное положение относительно Земли. Однако создание такой системы в относительно дальнем космосе требует огромных финансовых вложений.
Учим в деле, как нас самих учили
Нынешний год юбилейный и для ГРЦ Макеева - 75 лет, и лично для вас - исполнилось полвека, как пришли на работу в КБ машиностроения, как оно тогда называлось. Чем был обусловлен ваш выбор 50 лет назад и что думаете об этом сейчас?
Владимир Дегтярь: Я пришел сюда сразу после окончания Челябинского политехнического института (теперь это Южно-Уральский госуниверситет). И не пожалел, что распределился в КБМ, хотя мог поехать работать в Златоуст, Свердловск или Москву - выбор действительно был. Привлекла масштабность решаемых задач и возможность для нас, молодых специалистов, сразу погрузиться в конкретную, интересную и важную для страны деятельность. Кстати, так и произошло: через четыре месяца работы я был направлен на летные испытания в длительную командировку на Север с выходом на подводной лодке в Баренцево и Норвежское моря.
Стремление создавать все более совершенные, лучшие образцы ракетной техники - это главная для меня движущая сила. Создание стратегического оружия, достигаемые при этом успехи дают ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения. Поэтому какого-то другого пути я для себя не представляю.
Вы руководите кафедрой "Летательные аппараты" в Южно-Уральском госуниверситете и возглавляете диссертационный совет при ЮУрГУ. Как это способствует привлечению в ГРЦ молодых, современно мыслящих и хорошо подготовленных кадров?
Владимир Дегтярь: Кафедра "Летательные аппараты" является базовой для нашего предприятия, и потому работа по подготовке кадров поставлена под мой непосредственный контроль. Сильный профессорско-преподавательский состав, хорошая учебно-лабораторная база, целевое обучение, практико-ориентированные программы по представлению ГРЦ, именные стипендии лучшим студентам - все это повышает интерес молодежи к ракетным специальностям. И, как следствие, способствует привлечению молодых специалистов в нашу отрасль и в наш коллектив.
Два года ГРЦ Макеева и ЮУрГУ в рамках Научно-образовательного центра сообща работают над реализацией масштабного проекта - задались целью создать демонстраторы двигательной установки для полностью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. К работам привлекаются наиболее подготовленные и заинтересованные студенты, и это тоже один из эффективных механизмов подготовки кадров для нашего предприятия.