Нитрам - особенный мальчик. Ему где-то между 20 и 30 годами, однако в силу психических отклонений его разум остался на уровне 11-летнего ребенка. Потому уже сформировавшийся мужчина то прыгает через горящие фейерверки на потеху детворе, то резко выхватывает руль у водителя во время поездки на машине. Из-за многочисленных проделок герой стал головной болью и для соседей, и для собственных родителей.
Но не дайте себя обмануть этому по-детски лучезарному лицу, обрамленному рыжими космами. Глубоко внутри себя Нитрам - крайне несчастный человек. Его желания довольно просты - быть рядом с людьми и получать от них внимание и поддержку. Однако ментальный недуг является той стеной, которая навсегда отгородила его от общества. Это особенно заметно в сцене, где парень, стоя на суше, с грустью наблюдает за серфингистами, плещущимися в море. Когда он наконец решается присоединиться к ним, воды не принимают постороннего и чуть не затягивают его в свой омут. Только животные и дети могут принять чудака. Другие же давно одарили его обидным прозвищем "Нитрам" - "Мартин" наоборот, - характеризующее не то заторможенность, не то крайнюю инаковость героя, у которого все шиворот-навыворот.
Чем-то заглавный персонаж картины напоминает полоумного Бенджи из романа "Шум и ярость". Фолкнеровский идиот тоже фактически является маленьким мальчиком, заточенным в теле взрослого. Однако за ребяческой непосредственностью таится некая звериная сила, которая порой выходит наружу.
Одно из главных достоинств фильма - Калеб Лэндри Джонс ("Прочь"), которому досталась главная партия. Актеру удается играть на пересечении двух пограничных состояний, из-за чего его герой может спокойно стричь траву, а спустя пару секунд начать неистово долбить по газонокосилке, так как она перестала работать. Однако дело не столько во внезапных вспышках ярости, сколько в невозможности отличить добро от зла. Молодой человек банально не понимает, что в шутку целиться в людей или пытаться вывести отца из апатии с помощью кулаков - это нечто недопустимое. Впрочем, в детской невинности протагониста есть все-таки нечто садистское, что, по замечаниям матери, проявилось еще в детстве, когда женщина потеряла в магазине сына, а потом нашла его в машине, где тот смеялся над страданиями родительницы.
Лента Курзеля - это во многом рассказ о постепенном саморазрушении будущего убийцы. Эта тема появляется еще в самом начале - с ожога, полученного во время игры с фейерверками в раннем возрасте (что не отвратило героя от подобных занятий), и массивных трещин, встречаемых в доме у Хелен, эксцентричной богачки и одинокой собачницы, ставшей единственным другом для местного изгоя. Но после ряда трагедий действиями Нитрама начинает чаще руководить скрытая агрессия, а оружейные стволы становятся полноправными участниками действия. Даже возникает ощущение, будто картина к финалу все больше наполняется шумом.
К создателям фильма можно предъявить претензию, будто они, спекулируя на теме трагедии, пытаются оправдать душегуба, выставив его безвинной жертвой с детским лицом. Однако на деле режиссер Джастин Курзель продолжает исследовать, как конкретное окружение превращает человека в бандита, маньяка или тирана. Если долго смотреть в бездну, то бездна начнет смотреть в тебя. Если долго вглядываться в фигуру массового убийцы, то скоро за ней начнут проглядываться и мать, открыто стыдящаяся сына, и отец, потворствующий выходкам своего чада, и продавцы оружия, спокойно отдающие пушки человеку без лицензии, и общество само по себе, равнодушное к проблемам лишних людей. С этой точки зрения, "Нитрам" - фильм-предупреждение, в котором красной нитью проходит тема выученного урока, который тем не менее не исключает повторения трагедии. Потому крайне символично выглядят финальные титры, уведомляющие, что объем оружия в Австралии с 1996 года только увеличился, несмотря на массу запретов после стрельбы в Порт-Артуре.