В ЦАГИ разработали стандарт по сертификации беспилотников

По данным экспертов, к 2027 году флот беспилотников для перевозки грузов и авиамониторинга должен вырасти не менее, чем в четыре раза. Наравне с самолетами и вертолетами коптеры становятся полноценными участниками воздушного движения. Именно поэтому существует запрос на разработку для них норм летной годности, чтобы сертифицировать данные машины и продвигать их на рынке.

Специалисты Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ЦАГИ разработали ГОСТ "Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности". В начале этого года документ был утвержден Росстандартом.

Как рассказали ученые, ГОСТ распространяется на системы, в состав которых входят беспилотные воздушные суда самолетного типа, имеющие максимальную взлетную массу от 30 до 5700 кг. Документ состоит из 13 разделов. Особое внимание уделено "Комплексной бортовой системе управления полетом". Этот параграф, в частности, содержит такие важнейшие пункты, как безопасное завершение полета в особых случаях, обеспечение посадки с парашютом, система обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе и т.д..

По словам начальника сектора НИЦ БАС Марка Овсянникова, эти требования будут предъявляться к беспилотникам, которые осуществляют полеты в автоматическом режиме в общем воздушном пространстве. "Бывают ситуации, когда связь внешнего пилота и летательного аппарата прерывается. В эти короткие промежутки времени система должна справиться с проблемой самостоятельно. Именно поэтому все оборудование, обеспечивающее автоматический полет, должно быть квалифицировано", - подчеркнул специалист.

Требования, изложенные в стандарте, будут применяться при формировании сертификационного базиса, необходимого для проведения сертификационных испытаний БАС.

Кроме того, сотрудники НИЦ БАС разработали проекты ГОСТов по тренажерным устройствам имитации полета самолета, а также вертолета. Они подробно описывают методы определения соответствия авиатренажеров Федеральным авиационным правилам. Будущие нормативные документы включают такие разделы, как оценка работы двигателя, летно-технические и пилотажные характеристики, системы подвижности, визуализации, имитации акустических эффектов, системная интеграция и др. Эти ГОСТы планируется зарегистрировать в 2023 году. Они разрабатываются в соответствии с программой национальной стандартизации.

За подготовку этих документов ФАУ "ЦАГИ" стало лауреатом конкурса Союза авиапроизводителей России "Авиастроитель года".

Поделиться