Военный эксперт Алексей Леонков: Украину ожидает снарядный голод, а арсеналы основного локомотива НАТО истощены
Если говорить про снаряды к орудиям и стрелковому вооружению советского производства, то были заводы, которые СССР построил в Восточной Европе. В частности в Болгарии и Словакии. Заводы не самые крупные, работают сейчас на пределе и все равно не могут удовлетворить всего спроса. В среднем один завод может производить не более тысячи боеприпасов к орудиям в месяц.
После начала спецоперации натовские стратеги поняли, что даже с учетом наличия на украинских складах большого количества советских боеприпасов и вычищения складов в Восточной Европе снарядный голод у ВСУ все-таки наступит. Сейчас ВСУ использует арсеналы, которые находятся в эшелонированных линиях обороны вокруг Донбасса. За 8 лет туда было завезено огромное количество снарядов к танкам, артиллерии и стрелковому оружию. Однако эти склады тоже не безразмерны. А пополнять их нечем.
НАТО решило постепенно менять на Украине артиллерийские орудия советского производства, калибра 152-мм, на западные, которые имеют калибр 155-мм. Было мнение, что страны НАТО коллективно смогут решить проблему снарядного голода. Однако снова вышла неувязочка. Даже коллективный Запад совместными усилиями не может справиться с поставками снарядов при высокоинтенсивных артиллерийских дуэлях. В сутки на линии боевого соприкосновения ВСУ расходует от 6 до 10 тысяч боеприпасов. Даже если брать по минимуму, то в месяц это получается около 200 тысяч снарядов. Оружейная промышленность США в условиях мирного времени способна выпускать не более 30 тысяч снарядов калибра 155 мм. С начала специальной военной операции США отправили на Украину около миллиона артиллерийских снарядов. То есть примерно на три месяца боев высокой интенсивности. Думаю, что больше таких крупных поставок ВСУ не дождется. Так как вооружая Украину, НАТО разоружает себя. Арсеналы основного локомотива НАТО США истощены.
В итоге сейчас в НАТО принимается решение поставлять вместо 155-мм орудий 105-мм гаубицы. Это легкие орудия, выпускаемые в 50-х годах прошлого столетия. Они по боевому потенциалу сильно уступают современным гаубицам. Дальность стрельбы у них не более 10 километров. Значит, артиллерийским расчетам ВСУ нужно будет почти вплотную приближаться к линии боевого соприкосновения. А это огромная угроза попасть под плотный ответный огонь и не вернуться.
Столкнулось НАТО и с еще одной проблемой. При высокой интенсивности боевых действий стволы к орудиям изнашиваются очень быстро. Их необходимо менять, везти гаубицу или пушку в ремонтные цеха. Сейчас с учетом вывода из строя железных дорог из-за ударов по энергетической инфраструктуре сделать это все более проблематично.
Если говорить про наш расход боеприпасов, то он где-то сопоставим с украинским, может, даже немного превышает цифру в 6-10 тысяч. Сказать, что у нас нет снарядного голода, я не могу. Но с учетом того, что оборонные предприятия сейчас работают в три смены, плюс еще не израсходованы боеприпасы на складах, критичной ситуацию я бы не назвал. Идет накопление боезапаса, подготовка к проведению зимней кампании. При интенсивных наступательных операциях у нас расход боеприпасов может доходить до 15 тысяч в сутки. Уверен, что зимой наша артиллерия будет работать очень интенсивно.
Подготовил Александр Степанов