Расскажите, пожалуйста, как вам впервые пришла в голову идея книги-диктофона?
Евгения Ханоянц: Эти книги пришли ко мне, когда мои дети заболели и попали в реанимацию. Мы с мужем и старшим сыном хотели быть рядом с ними, поэтому записывали наш день: как мы разговариваем, как я готовлю еду, как мы читаем, играем - все бытовые звуки, которые были у нас дома. В палате у малышек мы включали эту запись, чтобы она перебивала звук работающих медицинских препаратов. Потом, когда у нас случился хеппи-энд, дети были дома, с семьей, я подумала, как было бы здорово, если бы у детей были книги, которые бы могли говорить голосом мамы. Ребенок бы брал ее в ясли, в садик, ложился бы с ней в кровать, ведь мама может быть далеко, например в командировке, но благодаря этой книге все равно оставаться рядом. Идея так меня захватила, что я начала проектировать эту книгу из картона. У меня до сих пор есть прототип - я вырезала его из бумаги, придумала, как книга должна выглядеть, сделала отсек для батареек, кнопки. Я записала видео, чтобы показать, как это может работать, и отослала близким мне людям. Все похихикали - никто не верил, что я, с тремя детьми на руках, могу привлечь деньги и реализовать этот проект. Пришлось искать альтернативные источники финансирования.
Для молодого предпринимателя это сложный путь. Как у вас получилось найти деньги?
Евгения Ханоянц: Я поняла, что помочь мне может только краудфандинговая площадка. Идею мне подсказал муж. Я начала изучать вопрос, какие бывают краудфандинговые площадки в России, как они работают, и, наконец, остановилась на Boomstarter. На подготовительную работу у меня ушло не меньше двух недель. Учитывая, что я должна была заботиться о маленьких детях, проектом я занималась ночами, между кормлениями. Для презентации сняла ручное видео, рассказала про себя, про своих детей, про книгу-диктофон. Я была полна энтузиазма. Перед тем как начать, я прошла обучение. Важно придерживаться основных правил. Во-первых, лучше все делать своими руками. Не нужно привлекать людей и платить им за создание видео или фото - деньги вам еще понадобятся. Все, что было на моей странице, я сняла на телефон, а наш сайт сделала сама на базе существующих шаблонов InSales. Трудно в это поверить, но он живет и работает уже пять лет. Поэтому рекомендую не полениться и заняться этим самостоятельно, в конце концов, это базовые знания, которые можно найти на YouTube. Во-вторых, нельзя надеяться на друзей и близких. Вы производите продукт, который должен заинтересовать вашу целевую аудиторию. Друзья и родственники могут вам помочь, но это собьет вас с пути: вы не будете понимать, сколько человек купило ваш продукт, потому что заинтересованы в нем. В-третьих, нужно сразу определить свою целевую аудиторию. У меня это мамы с детьми. Для того чтобы рассказать им о моем продукте, я пошла в социальные сети, писала в специальные группы, искала блогеров, связывалась со СМИ, находила какие-то бизнес-завтраки для мам-предпринимателей и многодетных родителей. Если было место, куда я могла проникнуть со своим проектом, я это делала. Использовала любую возможность отточить свой скрипт и свою речь. Мне пришлось перестать стесняться и научиться рассказывать. Всё это была каждодневная, большая рутинная работа, которая приносила много разочарований, но в то же время я видела результат.
Как вы думаете, многие ли начинающие предприниматели готовы к тому, что краудфандинг - это работа?
Евгения Ханоянц: После того как я успешно закрыла сбор, участники разных краудфандинговых площадок спрашивали, как у меня это получилось. Я начала задавать наводящие вопросы и поняла, что эти люди даже не прошли обучение. 99% предпринимателей, которые ко мне обращались, - это фантазеры, которые думают, что сейчас они закинут на страницу свои мысли и туда сами по себе придут люди и заинтересуются их идеями. У них вызывало изумление, что нужно работать, приходить на разные площадки и становиться публичными. Очень важно рассказывать, что ты делаешь для своего проекта: нужно хотя бы раз в неделю публиковать новости о себе. Эти новости рассылаются людям, которые нас поддержали, они понимают, что ты не сидишь на месте. Бывало такое, что человек, один раз сделав донат, видел мои старания, приходил и делал второй. Но эти новости рассылаются по всему Boomstarter, поэтому и кто-то сторонний, еще не видевший твой проект, может заинтересоваться.
Известно, что кризисы последних лет тяжело сказались на бизнесе. Привлекали ли вы дополнительное финансирование или участвовали в государственных программах? Была ли поддержка государства ощутима в этот период лично для вас?
Евгения Ханоянц: Во время пандемии государство в первую очередь обратило внимание на самые крупные издательства, которые печатают учебники и выполняют госзаказы. Но мы тоже не остались без поддержки. Например, активно работаем с Агентством креативных индустрий (АКИ). Благодаря АКИ участвуем в ярмарке non/fiction в секции Created in Moscow.
Чем такие ярмарки и выставки могут помочь издательствам?
Евгения Ханоянц: Они дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии. Это шанс "выстрелить", шанс показать себя. Сделать продажи, что важно, потому что туда приходит читающая аудитория. АКИ проделало огромную работу, я благодарна им за такие инициативы, как Created in Moscow. Это большая-большая помощь. На ярмарке представим наши новинки, познакомим читателей с нашими авторами и иллюстраторами.
Как вы думаете, выгодно ли государству сейчас поддерживать книжную индустрию?
Евгения Ханоянц: Конечно. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы мы как налогоплательщики оставались на плаву и не обанкротились из-за того, что нам перекрывают каналы продаж и коммуникаций. Мое издательство работает таким образом: мы здесь придумываем продукт, мы здесь находим писателей и иллюстраторов, создаем книги. В марте у нас было запланировано около десяти контрактов с зарубежными партнерами, которые покупали наши лицензии. Все это разрушилось, но я, конечно, верю, что это возможно восстановить, вопрос только в том, как дожить до этого момента. Сможет ли государство спасти всех? Нет. Многие издательства не пережили COVID-19, и многие не переживут спад продаж сейчас.
Есть ли среди книг, вышедших в вашем издательстве, те, которые для вас особенно важны?
Евгения Ханоянц: Серия, выпущенная в сотрудничестве с "ЛизаАлерт", для нас знаковая. Естественно, мысль создать книги про безопасность появилась у меня из-за собственных детей. Я решила, что они должны быть написаны не в назидательной форме, а как детектив. Чтобы история стала увлекательным чтением, которое завораживает и ведет ребенка от серии к серии. Я сразу знала, что нужно привлечь специалистов. Мы думали о пожарных, о полиции, об МЧС, но потом, совершенно случайно, я увидела очередное объявление "ЛизаАлерт" о пропаже ребенка и поняла, что они стали бы идеальным партнером для работы над такими книгами. О поиске и безопасности детей они знают всё! Я очень благодарна Алине Павлюковой, директору школы "ЛизаАлерт". Они сразу согласились на наше предложение и охотно пошли на контакт, предоставив нам огромное количество своих инструкций. На основе этого наш редактор и писатель уже придумали Веру и Сашу - брата с сестрой, которые случайно попадают в компьютерную игру. Иногда Вера и Саша делают неправильный выбор: например, садятся в чужую машину или идут по тонкому льду и проваливаются под него - тогда они, как в компьютерной игре, теряют жизни. Когда я делала книжные чтения, дети слушали эти истории с замиранием сердца - они сопереживали нашим героям. Я надеюсь, что когда-нибудь, если случится какая-то экстремальная ситуация, ребенок вспомнит, как поступили Вера и Саша, и спасется. Вся детская литература, на мой взгляд, создается исключительно ради детей. Ради них мы и работаем.
В вашем издательстве выходят обучающие и познавательные книги. Как вы думаете, какой должна быть образовательная литература, чтобы помочь детям полюбить учебу?
Евгения Ханоянц: Я считаю, что бессмысленно конкурировать с iPad - эту конкуренцию проиграет любая книга. Поэтому моя задача как издателя - повернуть детскую литературу лицом к новым технологиям. Мы должны понять, к какому способу считывания мира привык ребенок, и использовать это во благо. У нас есть интерактивные книги для изучения иностранных языков: нужно нажать кнопку, после чего зазвучит слово на русском и на английском языке (для озвучки слов мы привлекли профессиональных дикторов, носителей языка). В книге примерно сто кнопок, ребенок нажимает, слушает, повторяет, понимает, как называется объект, изображенный на иллюстрации. Так в игровой форме он начинает что-то изучать и в конце концов понимает, что это просто и весело. Потом это войдет в привычку, поэтому не нужно будет плясать перед ребенком и делать что-то невероятное - он уже понимает, каким образом устроено обучение. Еще у нас есть серия книг "Сказки в стиле великих художников". Через них мы погружаем детей в мир искусства. Например, сказка про волка и трех поросят знакома ребенку, но у нас она проиллюстрирована в стиле Василия Кандинского. Сначала он читает сказку, а затем может пройти по QR-коду на аудиогид, где профессиональный искусствовед расскажет про творчество Кандинского, объяснит, почему волк синий, а солнце голубое. Мне кажется, именно через такой симбиоз и возникает интерес учиться дальше. Через игру и интерактив мы создаем привычку и формируем удовольствие от открытия книги.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.