30.11.2022 21:27
    Поделиться

    Евгения Ханоянц: Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии

    1 декабря в Гостином дворе стартует международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№24, в рамках которой Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития г. Москвы традиционно организует секцию Created in Moscow. Одним из участников стало мультимедийное издание VoiceBook. Его основательница Евгения Ханоянц рассказала IPQuorum, как запустить образовательный проект, будучи мамой троих малышей, можно ли проиллюстрировать сказку про трех поросят в стиле Кандинского и как играючи научить ребенка английскому языку и правилам безопасности.
    Евгения Ханоянц

    Расскажите, пожалуйста, как вам впервые пришла в голову идея книги-диктофона?

    Евгения Ханоянц: Эти книги пришли ко мне, когда мои дети заболели и попали в реанимацию. Мы с мужем и старшим сыном хотели быть рядом с ними, поэтому записывали наш день: как мы разговариваем, как я готовлю еду, как мы читаем, играем - все бытовые звуки, которые были у нас дома. В палате у малышек мы включали эту запись, чтобы она перебивала звук работающих медицинских препаратов. Потом, когда у нас случился хеппи-энд, дети были дома, с семьей, я подумала, как было бы здорово, если бы у детей были книги, которые бы могли говорить голосом мамы. Ребенок бы брал ее в ясли, в садик, ложился бы с ней в кровать, ведь мама может быть далеко, например в командировке, но благодаря этой книге все равно оставаться рядом. Идея так меня захватила, что я начала проектировать эту книгу из картона. У меня до сих пор есть прототип - я вырезала его из бумаги, придумала, как книга должна выглядеть, сделала отсек для батареек, кнопки. Я записала видео, чтобы показать, как это может работать, и отослала близким мне людям. Все похихикали - никто не верил, что я, с тремя детьми на руках, могу привлечь деньги и реализовать этот проект. Пришлось искать альтернативные источники финансирования.

    Для молодого предпринимателя это сложный путь. Как у вас получилось найти деньги?

    Евгения Ханоянц: Я поняла, что помочь мне может только краудфандинговая площадка. Идею мне подсказал муж. Я начала изучать вопрос, какие бывают краудфандинговые площадки в России, как они работают, и, наконец, остановилась на Boomstarter. На подготовительную работу у меня ушло не меньше двух недель. Учитывая, что я должна была заботиться о маленьких детях, проектом я занималась ночами, между кормлениями. Для презентации сняла ручное видео, рассказала про себя, про своих детей, про книгу-диктофон. Я была полна энтузиазма. Перед тем как начать, я прошла обучение. Важно придерживаться основных правил. Во-первых, лучше все делать своими руками. Не нужно привлекать людей и платить им за создание видео или фото - деньги вам еще понадобятся. Все, что было на моей странице, я сняла на телефон, а наш сайт сделала сама на базе существующих шаблонов InSales. Трудно в это поверить, но он живет и работает уже пять лет. Поэтому рекомендую не полениться и заняться этим самостоятельно, в конце концов, это базовые знания, которые можно найти на YouTube. Во-вторых, нельзя надеяться на друзей и близких. Вы производите продукт, который должен заинтересовать вашу целевую аудиторию. Друзья и родственники могут вам помочь, но это собьет вас с пути: вы не будете понимать, сколько человек купило ваш продукт, потому что заинтересованы в нем. В-третьих, нужно сразу определить свою целевую аудиторию. У меня это мамы с детьми. Для того чтобы рассказать им о моем продукте, я пошла в социальные сети, писала в специальные группы, искала блогеров, связывалась со СМИ, находила какие-то бизнес-завтраки для мам-предпринимателей и многодетных родителей. Если было место, куда я могла проникнуть со своим проектом, я это делала. Использовала любую возможность отточить свой скрипт и свою речь. Мне пришлось перестать стесняться и научиться рассказывать. Всё это была каждодневная, большая рутинная работа, которая приносила много разочарований, но в то же время я видела результат.

    Как вы думаете, многие ли начинающие предприниматели готовы к тому, что краудфандинг - это работа?

    Евгения Ханоянц: После того как я успешно закрыла сбор, участники разных краудфандинговых площадок спрашивали, как у меня это получилось. Я начала задавать наводящие вопросы и поняла, что эти люди даже не прошли обучение. 99% предпринимателей, которые ко мне обращались, - это фантазеры, которые думают, что сейчас они закинут на страницу свои мысли и туда сами по себе придут люди и заинтересуются их идеями. У них вызывало изумление, что нужно работать, приходить на разные площадки и становиться публичными. Очень важно рассказывать, что ты делаешь для своего проекта: нужно хотя бы раз в неделю публиковать новости о себе. Эти новости рассылаются людям, которые нас поддержали, они понимают, что ты не сидишь на месте. Бывало такое, что человек, один раз сделав донат, видел мои старания, приходил и делал второй. Но эти новости рассылаются по всему Boomstarter, поэтому и кто-то сторонний, еще не видевший твой проект, может заинтересоваться.

    Известно, что кризисы последних лет тяжело сказались на бизнесе. Привлекали ли вы дополнительное финансирование или участвовали в государственных программах? Была ли поддержка государства ощутима в этот период лично для вас?

    Евгения Ханоянц: Во время пандемии государство в первую очередь обратило внимание на самые крупные издательства, которые печатают учебники и выполняют госзаказы. Но мы тоже не остались без поддержки. Например, активно работаем с Агентством креативных индустрий (АКИ). Благодаря АКИ участвуем в ярмарке non/fiction в секции Created in Moscow.

    Чем такие ярмарки и выставки могут помочь издательствам?

    Евгения Ханоянц: Они дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии. Это шанс "выстрелить", шанс показать себя. Сделать продажи, что важно, потому что туда приходит читающая аудитория. АКИ проделало огромную работу, я благодарна им за такие инициативы, как Created in Moscow. Это большая-большая помощь. На ярмарке представим наши новинки, познакомим читателей с нашими авторами и иллюстраторами.

    Как вы думаете, выгодно ли государству сейчас поддерживать книжную индустрию?

    Евгения Ханоянц: Конечно. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы мы как налогоплательщики оставались на плаву и не обанкротились из-за того, что нам перекрывают каналы продаж и коммуникаций. Мое издательство работает таким образом: мы здесь придумываем продукт, мы здесь находим писателей и иллюстраторов, создаем книги. В марте у нас было запланировано около десяти контрактов с зарубежными партнерами, которые покупали наши лицензии. Все это разрушилось, но я, конечно, верю, что это возможно восстановить, вопрос только в том, как дожить до этого момента. Сможет ли государство спасти всех? Нет. Многие издательства не пережили COVID-19, и многие не переживут спад продаж сейчас.

    Есть ли среди книг, вышедших в вашем издательстве, те, которые для вас особенно важны?

    Евгения Ханоянц: Серия, выпущенная в сотрудничестве с "ЛизаАлерт", для нас знаковая. Естественно, мысль создать книги про безопасность появилась у меня из-за собственных детей. Я решила, что они должны быть написаны не в назидательной форме, а как детектив. Чтобы история стала увлекательным чтением, которое завораживает и ведет ребенка от серии к серии. Я сразу знала, что нужно привлечь специалистов. Мы думали о пожарных, о полиции, об МЧС, но потом, совершенно случайно, я увидела очередное объявление "ЛизаАлерт" о пропаже ребенка и поняла, что они стали бы идеальным партнером для работы над такими книгами. О поиске и безопасности детей они знают всё! Я очень благодарна Алине Павлюковой, директору школы "ЛизаАлерт". Они сразу согласились на наше предложение и охотно пошли на контакт, предоставив нам огромное количество своих инструкций. На основе этого наш редактор и писатель уже придумали Веру и Сашу - брата с сестрой, которые случайно попадают в компьютерную игру. Иногда Вера и Саша делают неправильный выбор: например, садятся в чужую машину или идут по тонкому льду и проваливаются под него - тогда они, как в компьютерной игре, теряют жизни. Когда я делала книжные чтения, дети слушали эти истории с замиранием сердца - они сопереживали нашим героям. Я надеюсь, что когда-нибудь, если случится какая-то экстремальная ситуация, ребенок вспомнит, как поступили Вера и Саша, и спасется. Вся детская литература, на мой взгляд, создается исключительно ради детей. Ради них мы и работаем.

    В вашем издательстве выходят обучающие и познавательные книги. Как вы думаете, какой должна быть образовательная литература, чтобы помочь детям полюбить учебу?

    Евгения Ханоянц: Я считаю, что бессмысленно конкурировать с iPad - эту конкуренцию проиграет любая книга. Поэтому моя задача как издателя - повернуть детскую литературу лицом к новым технологиям. Мы должны понять, к какому способу считывания мира привык ребенок, и использовать это во благо. У нас есть интерактивные книги для изучения иностранных языков: нужно нажать кнопку, после чего зазвучит слово на русском и на английском языке (для озвучки слов мы привлекли профессиональных дикторов, носителей языка). В книге примерно сто кнопок, ребенок нажимает, слушает, повторяет, понимает, как называется объект, изображенный на иллюстрации. Так в игровой форме он начинает что-то изучать и в конце концов понимает, что это просто и весело. Потом это войдет в привычку, поэтому не нужно будет плясать перед ребенком и делать что-то невероятное - он уже понимает, каким образом устроено обучение. Еще у нас есть серия книг "Сказки в стиле великих художников". Через них мы погружаем детей в мир искусства. Например, сказка про волка и трех поросят знакома ребенку, но у нас она проиллюстрирована в стиле Василия Кандинского. Сначала он читает сказку, а затем может пройти по QR-коду на аудиогид, где профессиональный искусствовед расскажет про творчество Кандинского, объяснит, почему волк синий, а солнце голубое. Мне кажется, именно через такой симбиоз и возникает интерес учиться дальше. Через игру и интерактив мы создаем привычку и формируем удовольствие от открытия книги.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.

    Поделиться