30.11.2022 07:00
    Рубрика:

    Компетенции на высоте

    Передовые инженерные школы создают в пяти вузах Северо-Западного федерального округа
    Пять вузов СЗФО вошли в федеральную программу минобрнауки по созданию передовых инженерных школ. Реализация проекта позволит подготовить высококлассных специалистов, умеющих работать на современном оборудовании, обладающих компетенциями в конкретной отрасли и понимающих, какие задачи им предстоит решать на предприятиях после трудоустройства. В пятерку от СЗФО вошли: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Псковский государственный университет, три вуза Северной столицы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет, Университет ИТМО.
    Идет практическое занятие по цифровому проектированию и моделированию для учащихся ПИШ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого / СПбПУ
    Идет практическое занятие по цифровому проектированию и моделированию для учащихся ПИШ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого / СПбПУ

    - Возможность подготовки инженеров именно в рамках передовых инженерных школ - значимая господдержка, которая даст новый импульс для развития направлений, на которых школы специализируются. Это дополнительные средства на оборудование, лаборатории, тренажерные классы, условия в которых максимально приближены к производственным. Студенты получат навыки работы именно на тех приборах, которыми располагают предприятия, и будут выполнять конкретные задачи для производства. Важно, что в проекте участвуют сами высокотехнологичные предприятия (в том числе и в финансировании). Предприятиям выгодно вкладываться в образование студентов, так как специалисты, которые придут к ним, смогут сразу же начать выполнять поставленные перед ними задачи, - отметил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Алексей Демидов.

    Передовая инженерная школа "Цифровой инжиниринг" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого - рекордсмен по числу компаний-партнеров. Школу поддержали 22 российские высокотехнологичные компании и корпорации, запланировав софинансирование до 2030 года на сумму более 1, 6 миллиарда рублей. (Среди партнеров - компании "Росатом", "Ростех", "Газпромнефть", "Силовые машины".) Можно выделить пять основных направлений: системный цифровой инжиниринг в двигателестроении, цифровые технологии в атомной отрасли, цифровые технологии для ТЭК, кросс-отраслевые цифровые платформенные решения и технологии, новые материалы. Например, в сфере добычи природных ресурсов в передовой инженерной школе разрабатывают цифровые модели месторождений углеводородов, включающие схемы для автоматизации работы с промысловыми данными и алгоритмизацию поиска скважин - кандидатов на бурение. Причем предусмотрена и опция информирования о возможных рисках. В атомной и термоядерной энергетике проводятся инженерные расчеты ряда элементов международного термоядерного реактора ИТЕР. Также выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию высокотехнологичного оборудования в области водородной энергетики. Большой спектр работ касается разворачивания на предприятиях собственной платформы CML-Bench по разработке цифровых двойников. Платформа позволяет значительно сокращать сроки подготовки и проведения мультидисциплинарных исследований, автоматизирует бизнес-процессы, повышает производительность труда. В частности, платформа уже используется для разработки специальных фильтров для атомных реакторов. Одна из основных целей передовой инженерной школы - подготовка кадров в процессе решения фронтирных задач для высокотехнологической промышленности. Поэтому до 2030 года передовая инженерная школа создаст восемь десятков новых образовательных программ. Уже запущены пять программ дополнительного профобразования, в том числе "Цифровые компетенции в энергетике" и "Финансовое планирование высокотехнологичных проектов". И еще семь откроют до конца 2022 года. В передовых инженерных школах уже задействовано 60 студентов и аспирантов, и число будет расти.

    - Для меня, как для инженера, важно понимать полный процесс реализации создаваемого продукта. И замечательно, что вуз организует большое количество экскурсий на предприятия, где можно увидеть производство своими глазами. Помимо изучения различных программных комплексов в расписание включен курс по предпринимательству. А лабораторный практикум, на котором студенты получают задания от заказчиков и проектируют, рассчитывают, а потом собирают готовый продукт, - отличная возможность принять участие в полном цикле разработки, - подчеркнула магистрант передовой инженерной школы Политеха Елена Шунькина.

    Как рассказали в Новгородском государственном университете, перед их передовой инженерной школой стоят две задачи: разработка отечественных систем автоматизации управления технологическими процессами и опережающее обучение кадров для индустриального партнера - компании по производству минеральных удобрений "Акрон". Специалисты передовых инженерных школ ведут разработку автоматики и программного обеспечения систем управления, датчиков, сенсоров. Как пояснил студент Денис Шахов, сейчас создается программируемый логический контроллер (ПЛК). Это пример импортзамещения: на предприятии используются зарубежные ПЛК, но теперь приобрести их гораздо сложнее. Имеющиеся российские аналоги не удовлетворяют всем требованиям. Поэтому новый контроллер с заданными характеристиками поручили разработать вузу.

    Цель проекта — обеспечить высокопроизводительные ориентированные секторы экономики страны

    Передовая инженерная школа "Судостроение индустрии 4.0" начала работать в Санкт-Петербургском морском техническом университете. Среди партнеров - "Объединенная судостроительная корпорация", "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор". Уникальность проекта в том, что подготовка специалистов ведется по новым специальностям, которые возникли или еще только возникают при переходе к Индустрии 4.0. В процессе обучения студенты уже фактически "закрепляются" за конкретными компаниями судостроительной отрасли, и, соответственно, для них готовы рабочие места. Сейчас передовая инженерная школа проводит двухлетнее обучение в магистратуре по направлению "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры", включающее в себя две программы - "Цифровые технологии в проектировании подводной робототехники" и "Комплексное цифровое строительство судов, кораблей и средств океанотехники". Число их будет расти.

    Передовая инженерная школа Университета ИТМО создана при поддержке индустриальных партнеров - "Татнефти" и "Газпромнефти". В рамках передовой инженерной школы уже разработаны и запущены четыре новые программы для магистратуры: "Химия и искусственный интеллект", "Искусственный интеллект в биотехнологических системах", "Прикладная фотоника", "Цифровая сенсорика". Именно они, по словам руководителя передовой инженерной школы Александра Виноградова, более всего совпадают с интересами предприятий-партнеров. Также в рамках передовой инженерной школы проведены конкурсы для студентов, реализующих проекты по созданию MVP (минимального жизнеспособного продукта).

    Все перечисленные передовые инженерные школы - российские. А проект Псковского государственного университета - совместный с Белорусским национальным техническим университетом, то есть передовая инженерная школа Союзного государства. Задача важная - разработка технологий и создание уникальных интеллектуальных мехатронных и роботизированных систем для цифрового производства в станкостроении. Также в число задач входит сетевая подготовка квалифицированных кадров, а также создание новых, причем высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях России и Белоруссии за счет внедрения разрабатываемых систем в реальное производство.

    Важно, что передовая инженерная школа Союзного государства основана на стратегическом проекте программы развития Псковского государственного университета, цель которого - формирование единого научно-образовательного пространства с Республикой Беларусь.

    В Научно-образовательном центре «Kawasaki-Политех» ПИШ СПбПУ реализуют программы магистратуры. Фото: СПбПУ

    В ближайших планах передовой инженерной школы - подготовка конструкторской документации для импортзамещения модельного ряда синхронных серводвигателей одного из крупнейших западных производителей. Серводвигатель - электрический двигатель, оснащенный датчиком, позволяющим контролировать точное положение его вала, а также частоту вращения и ускорение. Такие двигатели имеют широкий спектр применения, в том числе на высокоточных станках , необходимых в самых разных областях промышленности - от производства продуктов питания до металлообработки. Замена нужна, и срочно: зарубежная фирма прекратила поставки. Как пояснила ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина, разработанная документация позволит выпускать серводвигатели непосредственно в России, и это будет весомый вклад в импортзамещение. Уже определено предприятие, готовое к запуску серийного производства - Владимирский станкостроительный завод "Техника".

    Еще одна перспективная разработка передовой инженерной школы Союзного государства касается проектирования и создания головного образца гибридного станка, предназначенного для восстановления и ремонта деталей методом послойного наращивания и последующей механической обработкой на этом же станке. Инновационное комбинированное решение позволит выпускать изделия с такими характеристиками и конфигурацией, которые ранее получить было невозможно. Гибридный станок сразу же будет востребован в различных областях народного хозяйства.

    Компании-партнеры передовой инженерной школы - как с российской, так и с белорусской стороны. Это компании "Завод электротехнического оборудования" (Псковская область), "Псковская инженерная компания", белорусские "Амкодор-Радиан" и "Рухсервомотор" .

    Уже в первый год реализации проекта передовой инженерной школы появятся новые базовые подразделения: технопарк со статусом регионального оператора от Фонда "Сколково", российско-белорусский центр аддитивных технологий, зеркальная российско-белорусская научная лаборатория плазменных и лазерных технологий и другие.

    Хотя проект передовой инженерной школы стартовал в вузах с началом нового учебного года, уже понятно, насколько эффективна и востребована эта структура - как у самих студентов, так и у представителей реального сектора экономики. В вузах, не вошедших в ставшую знаменитой "тридцатку", надеются, что проект будет продолжен, будет снова объявлен конкурс, и появится шанс войти в число победителей.

    На правах рекламы

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации