30.11.2022 03:57
    Рубрика:

    Амурские студенты напечатали мир эвенков

    В Амурском госуниверситете студенты благодаря фантазии, консультациям эксперта и 3D-принтеру создали неповторимые статуэтки персонажей из эвенкийского мира. Фигурки охотника, шамана и девушки облекли в тщательно прорисованные костюмы. Коллекцию дополнили образами важных для коренного народа Дальнего Востока животных - медведя и оленя. Таким образом, в университетской лаборатории моделирования, обработки информации и управления с помощью современных технологий в жизнь воплощают знания гуманитарных наук.
    Илья Еремин показывает коллекцию созданных его учениками фигур / Сергей Набивачев
    Илья Еремин показывает коллекцию созданных его учениками фигур / Сергей Набивачев

    Как швецы

    Когда в лаборатории задумались, что будут печатать, рассудили: можно, конечно, без проблем сделать макет типового девятиэтажного дома или фигурку штурмовика из "Звездных войн". Их модели легко импортировать из интернета. Но это неинтересно. Поэтому решили обратиться к истории и традициям родной земли.

    - Мы выбрали этнографическое направление. В первой половине 2022-го создали фигурки представителей коренных народностей Приамурья - нивхов, нанайцев, эвенков и ульчей, - рассказал ведущий сотрудник лаборатории, доктор технических наук Илья Еремин. - А за прошедшие полтора месяца с нуля сделали набор, посвященный эвенкам. Новым проектом занимались ребята, которых я пригласил к работе 1 сентября. Это студенты третьего курса бакалавриата кафедры информационных и управляющих систем. А раскрасила фигурки Софья Маденова с четвертого курса бакалавриата факультета дизайна и технологий.

    Студент Владислав Беляев, сделавший статуэтки охотника и медведя, объясняет, как происходит процесс создания. Сначала дизайнер находит референсы - рисунки и фотографии, которые изучает, чтобы точнее передать детали. Затем начинает моделирование самого персонажа, формируя базовую форму. Фигурка попадает в программу для изготовления одежды.

    - В ней, как настоящие швецы, мы шьем, но только с помощью программного обеспечения. Можно подмять одежду, сделать ее надутой или обтягивающей, - описывает процесс Владислав. - Далее переходим в программу рендера. Здесь добавляем детализацию - шерсть, какие-то элементы, которые нельзя сделать в "швейном" софте, например, шапочку и ботинки, придаем рельефность и узоры. После работы в многочисленных программах модель уходит в печать, которая занимает часов 17.

    Первую такую статуэтку Владислав моделировал месяц. Сейчас уверен, что справится с подобной задачей и за три дня.

    Студентка Елена Цыденова признается: ей было очень интересно работать с эвенкийскими мотивами. Она создала две статуэтки - девушки и оленя. Персонаж кормит своего домашнего питомца. Шамана, который проводит какой-то таинственный ритуал, смоделировал студент Арсений Таран. Сейчас фигурки есть только в единичных экземплярах, это авторские модели.

    - Себестоимость статуэтки - примерно полторы тысячи рублей. В теории можно и схему покраски упростить, и снизить требования к качеству исходной модели, за 500 рублей ее делать. Появись человек, который мог бы такую продукцию реализовать, мы при желании способны организовать мелкосерийный опт. Но в целом продажи - не наша стихия, - ответил Илья Еремин на экономический вопрос журналиста.

    Запретная тема

    При создании коллекции не обошлось без помощи доктора филологических наук Ольги Морозовой. По ее словам, статуэтки сделаны достоверно, с учетом многочисленных важных нюансов, и они отражают картину эвенкийского мира. Например, медведь - табуированная тема для эвенков. Даже когда они добывают этого зверя, стараются сделать так, чтобы он не обиделся.

    Эвенки верят в потусторонние силы. После охоты с помощью специальных ритуалов они хотят убедить дух хищника, что его убил кто-то другой. Ольга Морозова признается, что знает немало эвенкийских семей, и в каждой из них была какая-либо трагедия, связанная с медведем. Олень - тоже важное для аборигенов животное. Есть даже поговорка, которую можно перевести так: "Нет оленя - нет эвенка".

    - Тема шаманов у российских эвенков, в отличие от тунгусов Китая, запретная, - рассказывает специалист. - В Поднебесной шаманизм приобрел форму своеобразной визитной карточки. У наших такого нет. Я читала об этом только в исследованиях ученых, а вот в эвенкийском фольклоре такое явление не встречается повсеместно.

    Кстати, в лаборатории планируют продолжить этнографическую тематику. Следующий набор фигурок уже в работе. Он посвящен китайцам и их представлениям о реке Черного дракона. Именно так переводится слово "Хэйлунцзян", которым в стране называют Амур. Корреспонденту "РГ" показали вышедшего из принтера, но пока еще не раскрашенного дракона. А в компьютере Владислава Беляева уже "живет" модель китайского рыбака. Этот проект Илья Еремин и его воспитанники планируют завершить до конца года. Далее с подачи Ольги Морозовой возьмутся за орочонов - ближайших родственников эвенков, живущих в КНР.

    - В будущем ребятам все полученные здесь навыки могут пригодиться, если они свяжут свою жизнь с трехмерным моделированием, рекламой или разработкой игр и фильмов, - рассказал ассистент кафедры общей математики и информатики Алексей Нацвин.

    Недавний студент, прошедший через эту же лабораторию, Алексей причастен ко многим проектам, реализованным здесь. В основу бакалаврской работы молодого ученого лег набор шахматных фигур. Они сделаны в виде казаков - защитников Албазинского острога, русской крепости XVII века, и их противников - воинов маньчжурской Восьмизнаменной армии. Макет Албазинского острога, созданный при помощи научных консультаций известного благовещенского краеведа Владимира Трухина и выставленный в научном музее АмГУ, - магистерский проект Алексея.

    На границе

    Еще один проект лаборатории посвящен малоизвестному до недавнего времени месту в Благовещенске. Накануне Великой Отечественной войны в городе были построены оборонительные сооружения - артиллерийские полукапониры. Гарнизон одного из них находится на набережной Амура. С 2015 года на его территории действует военно-исторический комплекс Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (ДВОКУ).

    В 2017-м сам бывший военный объект включили в реестр культурного наследия регионального значения. Один из инициаторов создания здесь музея, кандидат исторических наук, доцент кафедры тактики ДВОКУ Алексей Лохов объединил усилия с "технарями" из АмГУ. В 2021 году вместе сделали диораму, в основу которой легла созданная лабораторией Ильи Еремина, уменьшенная в 35 раз масштабная копия этого уникального фортификационного сооружения.

    Алексей Лохов вместе с сотрудниками АмГУ создал копию благовещенского фортификационного сооружения. Фото: Сергей Набивачев

    Модель разборная. Отдельные детали можно выдвинуть и посмотреть, как все было устроено, в каких условиях находились защитники границы. В композиции представлены и масштабные фигурки военных. К слову, общая площадь настоящего сооружения - около 100 квадратных метров, объем железобетона в нем - более 300 кубометров.

    - Использование новых информационных технологий в исследованиях истории России - перспективное направление. Они нужны, чтобы по-новому взглянуть на имеющиеся материалы. Совмещение информатики и истории дает другой результат. Это универсальный метод, с помощью которого можно воссоздать как имеющиеся, так и частично либо полностью утраченные архитектурные объекты, - поясняет Алексей Лохов. - Когда ты о какой-то исторической постройке рассказываешь или читаешь - это одно. А когда человек может ее увидеть и прикоснуться - это уже совсем другое.