04.12.2022 07:00

Ради быстрой продажи жилья продавцы стали давать скидки в 5-8%

На рынке вторичной недвижимости нынешней осенью 4% квартир продаются с пометкой "срочно". Это максимальная доля за последние три года. Еще 1 марта было только лишь 2,8% таких объявлений.

Фотографировать квартиру лучше при дневном свете.
Фотографировать квартиру лучше при дневном свете. / Сергей Михеев

Количество объявлений о продаже жилья в целом по всему рынку с марта выросло на 29%. При этом число срочных продаж, по данным "Циан.Аналитики", подскочило на 85% (в выборку вошли 37 крупных городов, а также Московская и Ленинградская области). Максимальная доля срочных продаж - в Махачкале (13,7%), Ставрополе (7,8%), Набережных Челнах (6,7%), Краснодаре и Ростове-на-Дону (6,3-6,4%). По количеству же квартир со срочными объявлениями лидируют Краснодар, Подмосковье и Москва - просто из-за обилия продающегося жилья.

За срочную продажу продавцы снижают цены в объявлениях на 5-8%, отмечают эксперты. Наибольшие дисконты за срочную продажу зафиксированы опять же в Махачкале (-13,1%) и Екатеринбурге (-11,2%). Большие скидки предлагают за срочность сделки во Владивостоке - 10,5%. При том что срочно продающихся квартир здесь очень немного, 1,1%. Существенно сэкономить можно также в Пензе и Ярославле, где средняя скидка за оперативность - 10,3-10,4%.

Любопытно, что в некоторых городах квартиры, продающиеся срочно, дороже, чем в среднем по рынку. Это, например, Тольятти, где такое жилье дороже на 6%, Новокузнецк - на 3,6%. В Санкт-Петербурге цены при срочной и обычной продаже не отличаются, а в Ленинградской области "срочные" квартиры дороже уже на 0,4%.

Каждая пятая квартира с пометкой "срочно" продается в новом доме, построенном за последние три года (с 2018 по 2021 год), отмечают аналитики. Причем каждое десятое объявление - в доме 2021 года постройки. Это говорит о том, что среди продавцов - немало инвесторов, которые в срочном порядке выводят ранее вложенные средства.

Как ни странно, владельцы "срочных" квартир, несмотря на потерю в деньгах, почти не выигрывают в сроках сделок. Средний срок поиска покупателя на такое жилье - 120 дней. Тогда как в среднем по рынку квартиры продаются обычно за 129 дней. При этом продавцы, предлагая дисконт, чтобы не ждать лишнюю неделю, теряют сотни тысяч рублей.

Адекватная рынку цена - пожалуй, важнейший фактор для скорости продажи квартиры, отмечают эксперты "Авито Недвижимости". Перед публикацией объявления оцените рыночную стоимость квартиры с помощью онлайн-сервисов. По мнению аналитиков, у половины продаваемых квартир в массовом сегменте стоимость завышена, а в более высоких сегментах это значение доходит до 90%. Но оставьте запас для скидки. Сильно занижать цену также не стоит, считают в "Авито": для покупателя это повод задуматься, а все ли в порядке с недвижимостью. Лучше предложить скидку конкретному покупателю. Нормальный для массового сегмента дисконт составляет 5%, для более высоких классов жилья - больше.

Между тем сэкономить время можно, не только теряя деньги. Иногда помогают вполне "бытовые" уловки.

Первое, чем нужно заняться, собравшись продавать квартиру, - сделать генеральную уборку, советуют эксперты "Авито". Одна из главных причин, почему квартиры продаются долго, - захламленность и грязь. Перед тем как выставить объект на продажу, отмойте квартиру, наведите порядок и уберите лишние вещи из кадра, особенно собственно предметы для уборки (щетки, тряпки, ведра и т.п.). Опрятный вид и разумный минимализм в мебели и предметах интерьера помогут визуально расширить пространство, представив квартиру максимально выгодно.

Следующий шаг - сделать качественные фотографии. Идеальный вариант - пригласить профессионального фотографа, затраты на него точно отобьются, уверяют эксперты. При самостоятельной съемке выбирайте время, когда в квартиру проникает много дневного света: с ним даже камере мобильного телефона будет проще передать естественные цвета интерьера, а помещения станут казаться просторнее. Можно сделать виртуальный тур по квартире - снимите небольшое видео, закачайте его на видеохостинг и укажите ссылку на ролик в объявлении. Это добавит эффект присутствия и позволит оценить планировку.

Не откладывайте сбор документов до момента, когда найдется покупатель. Если ему тоже нужна срочная покупка, он может передумать и выбрать другую квартиру, когда поймет, что вопросы с документами затягиваются. Найдите прежний договор купли-продажи (приватизации, дарения квартиры или т.п.), закажите выписку из Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), сделайте копию кредитного договора, если квартира в ипотеке, оформите технический паспорт в БТИ и т.п.

Если недвижимость приобреталась в браке и относится к совместно нажитому имуществу, то понадобится разрешение супруга на продажу, добавляют в компании "Метриум". Дополнительным плюсом будет снятие жителей с регистрационного учета - многие покупатели хотят, чтобы к моменту сделки в квартире уже не было прописанных. То, что все документы у вас на руках, можно указать в объявлении.

Чтобы ничего не забыть, зайдите на сайт любого банка в раздел ипотечного кредитования, советуют в "Авито". Там обычно прописан стандартный комплект документов.

Вдумчиво составьте описание квартиры. Начать стоит с ее объективных достоинств: расскажите о месторасположении, детских садах и школах под окном, магазинах и парках в шаговой доступности. Отметьте, какие маршруты автобусов проходят рядом или какими ветками метро можно воспользоваться. Все, чем вы пользуетесь каждый день, должно быть указано в объявлении. А далее, чтобы выделиться на фоне формальных описаний квартир от агентств недвижимости, можете рассказать о деталях - что нравится в квартире именно вам.

Корректно общайтесь с потенциальным покупателем, советуют в "Метриум". Это касается и переписки через интернет, и общения при личной встрече на показе жилья. "У вас может быть ликвидное жилье, которое при прочих равных "с руками оторвут", но если при общении собственник поведет себя грубо, а в квартире будут брат, сват, собака и ребенок, то оценить по достоинству предлагаемый вариант потенциальный покупатель не сможет", - говорят эксперты.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Марина Трубилина
Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Марина Трубилина