Уникальный поезд МТО задействовали в специальной военной операции
- Впервые поезда МТО - материально-технического обеспечения появились в годы русско-японской войны начала XX столетия. В зимних степях Маньчжурии солдатам не где было принять пищу и помыться, и тогда наравне с медицинскими поездами стали создавать такие смешанные составы, в которых вместе с операционными находились баня и столовая, - рассказывает с интонациями заправского гида начальник группы электроавтоматики, подполковник Сергей Александров.
Для современного банно-прачечного железнодорожного комплекса подходит сравнение "город на колесах". Собственная электростанция может обеспечить электричеством небольшой населенный пункт.
- Представьте в зоне боевых действий, где нет ничего кроме холода и стужи, появляется состав, который способен сразу обеспечить светом, теплом и водой до тысячи частных домов. Электричества хватит для одновременной работы две тысячи стиральных машинок и три тысячи электрофенов. В автономном режиме мы способны обеспечить трехразовое питание, помывку, стирку и дезинфекцию более одной тысячи военнослужащих в сутки и свыше одной тонны вещевого имущества, - говорит Александров.
Помогают военные и мирному населению, запитывая электричеством объекты гражданской инфраструктуры в местах временной стоянки, либо выполняя специальные задачи.
Проходишь по составу и поражаешься тому, насколько здесь все продумано и современно.
К примеру, в душевом вагоне для каждого бойца созданы индивидуальные кабинки. Вместо шарнирных кранов - кнопки с дозатором: нажимаешь и порция горячей воды льется три минуты. Всего на помывку отводится 15 минут. Перед водными процедурами можно посетить парикмахерскую.
В вагоне, который в шутку называют рестораном, каждому бойцу выдают три блюда. Столы сервированы на четверых, чтобы военные не мешали друг-другу.
- В меню, которое утверждается командиром поезда, обязательно горячая пища, мясо, каши, макаронные изделия, сок. Все рассчитывается строго по норме, чтобы боец получал полноценную и калорийную пищу. Однако хочется разнообразить меню, потому изобретаем новые блюда. Можем даже торт соорудить, - объясняет начальник столовой сержант Максим Суменков.
Об изобретательности военных свидетельствует стенгазета - стены столовой украшены фотографиями, фельетонами и карикатурами. Каждый лист формата А4 посвящен прошедшему месяцу действий бойцов поезда в зоне специальной военной операции. Черно-белые картинки, отпечатанные на принтере, сменяются детскими рисунками. Это подарки до подшефных воспитанников Лутугинского детского дома.
- Директор детдома попросила помочь починить оборудование, а мы - что не сделаем? Приехали с инструментами, и все починили, потом продуктами и вещами помогли. Скоро поедем, поможем облагородить территорию и детскую площадку сделаем. Нам, солдатам, а служат здесь только контрактники, любая мирная работа в радость. Ведь воюют не только пушки и снаряды, победит быт и порядок. Какая армия принесет с собой мирную жизнь и спокойствие, к той и потянется население. ВСУ несет смерть и разрушение, а мы строим и восстанавливаем разрушенную ими инфраструктуру, и потому сомнений в нашей победе даже не возникает, - считает командир поезда, майор Степан Тарпанбаев.
А еще бойцы банно-прачечного поезда помогают наладить быт солдатам на передовой линии боевого соприкосновения.
Техники поезда изготавливают для пехотинцев печки-буржуйки. Причем делают печи трех видов и модификаций под разные виды топлива - дрова или солярку. Выпускают буржуйки даже с водонагревом, такая печка работает по принципу самовара. В ассортименте - уличные обогреватели и тепловые пушки.
- Мы не позволим замерзнуть бойцам на передовой. Для них зима будет теплой. Победа будет за нами, - говорит командир поезда.
Справка "РГ"
С первого дня СВО уникальный банно-прачечным поездом пройдено около 1000 километров. Баней и прачечной воспользовались порядка 30 тысяч военнослужащих.