03.12.2022 06:18
    Поделиться

    В Евросоюзе и G7 согласовали меры против нефти из России

    С 5 декабря Евросоюз запрещает закупки российской нефти с ее поставкой по морю. Одновременно начнет действовать потолок цен (максимально возможная цена) на нефть из России, который ЕС и страны "Большой Семерки" после долгих разногласий согласовали на уровне 60 долларов за баррель.
    Егор Алеев/ТАСС

    Обе меры, по замыслу инициаторов, должны снизить доходы бюджета нашей страны, получаемые с добычи и экспорта нефти. На деле, не меньше, чем на Россию, влияние они окажут и на экономику европейских стран, на четверть зависящих от наших поставок, а в глобальном смысле, окончательно разрушат весь механизм мировой торговли нефтью с самыми печальными последствиями для рынка.

    По словам вице-премьера Александра Новака, ценовой потолок является актом беспрецедентного вмешательства в рыночные принципы функционирования нефтяного рынка. Россия не планирует поставлять нефть в страны, которые будут применять принцип ценового потолка. "Мы будем переориентировать поставки на рыночно-ориентированных партнеров или сокращать добычу", - уточнил Новак.

    Нефтегазовая отрасль - основной источник доходов нашего бюджета. В 2021 году на них пришлось почти 36%. Основные поступления шли только с добычи и экспорта нефти - более 8 трлн рублей из 25,3 трлн рублей всех доходов. В 2022 году, благодаря росту котировок барреля, за десять месяцев наша казна уже получила с нефти почти 9,6 трлн рублей, поэтому недооценивать эти решения западных стран не стоит. Но они имеют и обратный эффект, как бумеранг.

    Запрет на импорт нашей нефти вынудит ЕС закупать ее у других поставщиков, в первую очередь, - это страны Ближнего Востока и США. Рост спроса на товар вызывает его подорожание, что очень хорошо для продавцов, но плохо для покупателей. Ближневосточные страны, для которых уже давно основным рынком сбыта был АТР, с удовольствием воспользуются такой ситуацией. США, являясь крупным экспортером нефти, но также одним из главных ее импортеров, также воспользуются моментом. Будет ли для американских компаний смысл в поставке нефти на европейский рынок по низким ценам? Конечно, нет. То есть речь даже не о подорожании сырья, а его дороговизне для Европы. Ей за него придется переплачивать, поскольку она добровольно отказалась от наиболее выгодного маршрута поставок.

    Решение запретить импорт нефти из России, было принято ЕС еще в мае, но полгода было дано покупателям на адаптацию к новым условиям. Воспользовалась этим сроком и наша страна. За этот период более половины объемов нашего нефтяного экспорта в Европу оказалось перенаправлено в другие страны. К моменту эмбарго в Европу уходило, по разным оценкам, от 1,1 до 1,3 млн баррелей российской нефти в сутки (в 2021 году поставки составляли свыше 2,3 млн баррелей в сутки).

    Запрет не касается поставок по трубопроводу "Дружба", по которому нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Германии, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Германия и Польша ранее заявили, что добровольно откажутся от этих поставок в 2023 году. Но уже известно, что Польша подала заявку на прокачку 3 млн тонн нефти (в среднем, чуть менее 60 тыс. баррелей в сутки) по "Дружбе" на следующий год. Окончательная позиция Германии пока неизвестна, но ежедневно по "Дружбе" на два крупнейших немецких НПЗ ранее поступало около 140 тыс. баррелей нефти из России.

    Эффект для мирового рынка

    Если запрет на импорт российской нефти касается только стран Евросоюза, то потолок цен "Большая Семерка" и ЕС планируют распространить на весь мир. У ЕС для этого слишком мало влияния, например, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), крупнейших импортеров нефти в мире - Китай и Индию. Поэтому здесь главной действующей силой являются США (отказавшиеся от нашей нефти еще в марте 2022 года), которые планируют аккумулировать всю информацию по мировой торговле нашей нефти и контролировать ее через финансовые и страховые институты (в основном британские). По заявлениям замминистра энергетики США Адевале Адейемо, потолок цен можно будет пересматривать по мере изменения конъюнктуры.

    Наиболее серьезный эффект на мировую торговлю нефтью произведет не эмбарго ЕС, а обсуждаемое сейчас введение потолка цен на российскую нефть, считает партнер по аудиту и консалтингу Группы ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ Дарья Перковская. Отказ от рыночного регулирования цен и установление искусственных барьеров не может не вызвать "перекосов" на рынке нефти. Высокая волатильность мировых цен на нефть будет сохраняться, как минимум, до весны следующего года. А в случае полного отказа России от поставок нефти странам, установившим ценовой лимит, непременно возникнут перебои в их снабжении, что приведет к росту ценовых колебаний, отмечает эксперт.

    То, что мы обычно называем мировыми ценами, - это спекулятивные котировки, формирующиеся на крупнейших западных торговых площадках, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Они уже давно оторвались от реального физического рынка. Введение эмбарго на импорт российской нефти - событие давно запланированное и уже отыгранное биржевыми площадками. Цены, приближающиеся к 90 долларов за баррель на фоне замедляющейся мировой экономики - это как раз результат упомянутого эмбарго и других антироссийских санкций и действий. И наступление давно назначенного "часа Х" здесь вряд ли что-то изменит, отмечает эксперт.

    Эффект для России

    Наша страна теряет рынок Европы, который в прошлом был основным для сбыта углеводородов из России. Нам нужно решать вопросы, связанные с перенаправлением поставок в другие регионы. Это проблемы транспортировки, страховки и финансового сопровождения торговых сделок, связанных с российским сырьем. Понятно, что никто за просто так нам никто помогать не будет и здесь придется поступиться частью прибыли. Российские компании уже поставляют нефть в АТР с дисконтом, наша нефть марки Urals стоит около 69 долларов за баррель, а эталонный сорт Brent - 86 долларов за баррель. Ранее разница в стоимости составляла не боле 3-4 долларов.

    По мнению Андрианова, то, что принято называть дисконтированными ценами на нашу нефть, это равновесные цены поставок нефти Азию, отражающие баланс спроса и предложения и устраивающие обе стороны. То есть они просто лишены спекулятивной надбавки и премии за санкции, которые вынуждены платить западные потребители. При этом из-за действий ЕС и США увеличатся расходы российских компаний, стоимость фрахта и страхования может возрасти, но только на первое время.

    На недавнем российско-китайском энергетическом форуме поднимался вопрос о том, что власти КНР и местные компании сейчас отказываются признавать страховые документы на грузы и суда, выданные в России. Возможно, это прозрачный намек на то, что китайские компании сами хоте ли бы заняться этим бизнесом.

    Владельцы судов - тоже люди и хотят подзаработать на чужих трудностях. К тому же пока не понятна правоприменительная практика, которая сложится после введения эмбарго и потолка цен. Скорее всего, эта система будет представлять собой решето и будет нацелена на расширение серой зоны рынка с целью получения странами Запада дешевой российской нефти без потери "политического лица". Соответственно, когда это станет очевидным, возрастет число желающих среди судовладельцев и страховых компаний поучаствовать в поставках российской нефти и ставки пойдут вниз, считает Андрианов.

    По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, может увеличиться дисконт российской нефти к Brent до 30 долларов за баррель. Но по мере адаптации работы в новых условиях скидка будет сокращаться.

    Россия, конечно, будет терять на этом деньги, но с учетом увеличения налоговой нагрузки на нефтяные компании и отмены бюджетного правила (теперь нефтегазовые доходы казны рассчитываются не от мировых котировок, а указаны в бюджете окончательной суммой - 8 трлн рублей), убытки будут минимизированы.

    Сильный эффект должен оказать запрет Европы на экспорт нефтепродуктов из России, который вступает в силу 5 февраля 2023 года. Более половины объемов дизельного топлива, производимого в нашей стране, отправлялось в страны Европы. Но учитывая то, что после переработки нашей нефти, к ней уже не будет применяться потолок цен, то возможен рост ее экспорта в страны АТР, где есть мощности для увеличения производства топлива и его экспорта в Европу.

    Как отмечает заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин, Европа больше готовится к этому запрету. Западные потребители будут искать источники поставок нефтепродуктов из третьих стран, а в этих странах продукты могут фактически изготавливаться из российской нефти.

    По мнению всех экспертов, основным бенефициаром переработки российской нефти и продажи, изготовленных из нее продуктов в условиях европейского эмбарго и потолка цен, станут Индия и Китай. А на перевозках российской нефти смогут еще заработать ближневосточные страны.

    Поделиться