05.12.2022 18:00
    Поделиться

    Ректор МГИМО Анатолий Торкунов: Как готовят будущую элиту международной дипломатии

    Как поступить в МГИМО с "Российской газетой"? Какие предметы - главные в школе? Зачем будущим международникам сдавать ЕГЭ по математике? На вопросы "Российской газеты" отвечает ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
    Анатолий Торкунов: Школа будущего - школа, дающая универсальное образование.
    Анатолий Торкунов: Школа будущего - школа, дающая универсальное образование. / Александр Корольков/РГ

    Анатолий Васильевич, сейчас участники совместной олимпиады МГИМО и "Российской газеты", которую мы проводим уже двенадцатый год, пишут конкурсное эссе. Совет от ректора?

    Анатолий Торкунов: Очень серьезно отнестись к работе. Смотреть тексты будет солидное жюри - прекрасные историки, обществоведы. Для того чтобы написать хорошее эссе по истории, надо просто больше читать, в том числе профессиональные исторические работы. Много замечательных работ готовят Институт всеобщей истории, Институт российской истории РАН.

    У вас небольшой прием в вуз, около 500 бюджетных мест. В прошлом году примерно треть сразу заняли олимпиадники. А в этом?

    Анатолий Торкунов: И в этом такая же история.

    Оправдывают олимпиадники свое звание?

    Анатолий Торкунов: В основном да. У нас к олимпиадникам жесткие требования, особенно в рамках нашей совместной олимпиады с "Российской газетой", которую мы проводим уже двенадцатый год. Олимпиадники должны по своему профильному предмету, который им засчитывается в 100 баллов, получить на ЕГЭ не менее 75. Но, как правило, у них уровень в 90-95 баллов, так что это хорошо подготовленные ребята.

    Вообще, я бы очень рекомендовал школьникам активно участвовать в олимпиадах самого разного уровня, это дополнительные баллы при поступлении.

    В МГИМО прошла первая конференция "Образовательная инициатива: школа будущего". Почему в вузе решили обсуждать школьные проблемы?

    Анатолий Торкунов: Практически каждый год усложняются вузовские программы в интересах подготовки классного специалиста, способного адаптироваться к нынешним изменяющимся условиям в любой области. Нужно дать студенту максимум знаний. Для того чтобы это получилось у вуза, нужно "получить" из школы хорошего выпускника.

    А значит, без сотрудничества нам никак.

    Все вузы нуждаются в своем студенте. Таком, который пришел к ним, не просто ткнув пальцем в список "куда легче поступить", а осознанно выбрав именно это место учебы, понимая, что вуз может ему дать. Для этого университеты должны очень тесно, активно и постоянно работать со школами. В Москве, например, который год проходят университетские субботы: на занятия и лекции приходят школьники разных классов. Интерес огромный! Но это не все - нужно работать и с учителями и, может, где-то подсказать, как сделать предмет интереснее.

    Как это происходит у вас в МГИМО?

    Анатолий Торкунов: Мы давно работаем не только с московскими школами, но и со школами в регионах: это и Урал, и Краснодар, и Тула. Есть связи и с зарубежными, прежде всего в Узбекистане, где у нас работает собственный лицей. Мы активно сотрудничаем со школами Кыргызстана. Планируем открыть школьные классы в Турции, ОАЭ в рамках сетевого сотрудничества с зарубежными странами в гуманитарной области.

    Что для вас "школа будущего"?

    Анатолий Торкунов: Школа, дающая универсальное образование. Вы скажете, а как же профориентация? Да, сейчас есть тенденция в старших классах определять, по какой "ветке" пойдет школьник - в математический класс или гуманитарный. Как правило, в гуманитарии записываются те, кто не тянет математику. Мне кажется, что сегодня выпускник школы, как, кстати, и выпускник вуза, должен обладать достаточно универсальными компетенциями. Конечно, он не может быть специалистом во всех областях, но должна быть база, которая позволяет развиваться с разными направлениями. Приведу близкий мне пример. Направление "Международные отношения" - казалось бы, гуманитарное. Нужна ли здесь математика? Обязательно! Потому что работа с большими данными без знания математики, без основ программирования невозможна. Поэтому мы и в прошлом, и в этом году на программе "Большие данные и моделирование международных отношений" факультета международных отношений ввели четвертый ЕГЭ по математике или географии - на выбор абитуриента. Планируем также ввести математику в будущем для поступающих на программы по юриспруденции.

    Трудно представить современного человека без знаний по нескольким базовым дисциплинам. Это история Отечества, русский язык, литература, математика

    Сейчас присели все абитуриенты, которые хотели идти к вам "на юриста"…

    Анатолий Торкунов: Пока рано. В 2023 году на юридическом направлении профильной математики точно не будет. А вот через год - вполне возможно. Вообще сегодня трудно себе представить современного человека без знаний по нескольким базовым дисциплинам. Это история Отечества, русский язык, литература, математика. Надо делать все, чтобы в школах эти дисциплины стали интересными и важными для всех школьников независимо от того, какую профессию они потом выберут. Это, конечно, ничуть не умаляет важность других предметов - физики, химии, биологии.

    Снова изменились правила приема в вузы. Дополнительный стресс абитуриентам?

    Анатолий Торкунов: Те изменения, которые внесены, не очень существенны. Да, сократилось количество направлений, куда можно подавать заявления. И правильно. Я недавно встречался с первокурсниками факультета управления и политики. Спрашивают: "Как вы считаете, школьник в состоянии определиться, что ему интересно и чему он хочет жизнь посвятить?". Так вот я думаю, что не в полной мере. И если он, поступая в вуз, выбирает все десять направлений в пять вузов, - то, скорее всего, он вообще не может определиться. Может быть, тогда вообще не надо в вуз поступать? Может быть, стоит подождать год?

    А какие изменения будут в МГИМО в очередную приемную кампанию? О чем абитуриентам нужно знать уже сейчас?

    Анатолий Торкунов: Будет дополнительное испытание по иностранному языку, но только на двух факультетах: международных отношений и международно-правовом. А для поступающих на программу по большим данным не будет дополнительного испытания по инязу, но они должны принести ЕГЭ по профильной математике или ЕГЭ по географии, как я уже отмечал. Дополнительное испытание в формате творческого конкурса сохранилось на международной журналистике.

    Меняется международная обстановка, а как меняется в связи с этим вуз, где учат международным отношениям?

    Анатолий Торкунов: Меняем очень многое. Мы всегда большое внимание уделяли азиатской, африканской проблематике. У нас работает Центр АСЕАН, в Институте международных исследований работают несколько центров, которые занимаются сотрудничеством в рамках ШОС, БРИКС, взаимодействием со странами Ближнего Востока, Ираном. Сейчас эти центры существенно укрепляются, расширяются. Кроме того, восточные языки сегодня учат не только на факультете международных отношений, но и на экономическом, юридическом факультетах, на направлении "Торговое дело". Есть планы по расширению совместных магистратур со странами Азии, в частности, с Китаем. Укрепляем работу с индийскими вузами. По-прежнему в приоритете - работа со странами СНГ. Большое внимание - отбору студентов из этих стран. Наши эксперты целыми командами выезжают в школы стран Центральной Азии, Армению, Азербайджан. И в местных школах проводят пробное тестирование для старшеклассников, рассказывают об учебе в МГИМО.

    В начале следующего года МГИМО выпускает учебник по истории для иностранных студентов. Это будет необычный учебник. Почему?

    Анатолий Торкунов: Это комплексный учебник "Всемирная и Отечественная история". Он выйдет на английском языке. Мы пытаемся найти баланс в подаче фактов отечественной истории на фоне истории всемирной и наоборот, отразить историю мира с учетом того, что происходило в нашем Отечестве, и как Россия влияла на общемировое развитие. Интересный опыт, я уже проштудировал значительную часть подготовленного материала.

    А для российских студентов такой же сделаете?

    Анатолий Торкунов: Конечно, будет и углубленная версия учебника для наших ребят из России. Если все получится, будем предлагать его для тех программ, которые появятся в вузах в рамках принятого решения об обязательном изучении Отечественной истории в объеме 144 часов. Главное, чтобы он давал понимание о смыслах тех или иных исторических событий, которые определяли вектор развития государства и мира.

    Хотим, чтобы учебник получился интересный, я бы даже сказал "захватывающий", и при этом не стал дополнительной или изнурительной нагрузкой для студентов, которые учатся в медицинских, технических и других не гуманитарных вузах. У "технарей" и так огромная нагрузка по сложнейшим профильным дисциплинам.

    Вы - редактор линейки и школьных учебников. Как у нас со школьными учебниками истории?

    Анатолий Торкунов: Принято решение о создании единого учебника по истории, работа уже идет. Надеюсь, что будет учтен и тот труд, который был вложен в создание большой линейки учебников по истории России коллективом автором, где я имел честь быть редактором. Ясно одно: мы просто обязаны выполнить поручение, которое нам дано о подготовке такого единого, научно обоснованного и, что немаловажно, интересного учебника для школьников. Хочется, чтобы его читали как увлекательную книгу.

    Оказывается, вы ведете на ТВ передачу "Ректорат". Что это для вас - хобби, продвижение вуза?

    Анатолий Торкунов: Вести программу о высшем образовании мне предложил руководитель канала Виталий Игнатенко Он сам хорошо знает высшую школу, работал и у нас в МГИМО. Мы знакомы не один десяток лет, но согласился я, конечно, не только поэтому.

    На мой взгляд, важно, чтобы о проблемах высшей школы рассказывали сами руководители университетов. О юридическом образовании у меня говорили ректоры Санкт-Петербургского госуниверситета, Казанского федерального университета, Саратовской юридической академии, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. В программе о творческом образовании в гостях были ректор Щукинского театрального института, Московской консерватории, Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, экспертом выступал Михаил Ефимович Швыдкой. Конечно, такая программа не должна быть скучной, и я стараюсь задавать гостям даже "провокационные" вопросы, расшевелить, вызвать на спор.

    У нас в вузовской сфере занято порядка полутора миллионов человек. Программа для них, но не только. Ее смотрят и родители абитуриентов. Еще бы, ведь это информация из первых рук. А вот абитуриентов среди зрителей немного: молодежь мало смотрит телевизор.

    Когда все вузы ушли на дистант из-за COVID, в Сети крутился ролик, где вы вместе со студенческим хором по видеосвязи исполняете "Ветер перемен" из фильма "Мэри Поппинс, до свидания". Тогда все узнали, как здорово поет ректор МГИМО. А как еще взаимодействуете со студентами?

    Анатолий Торкунов: Общение со студентами приносит много радости. Недавно была Битва факультетов, такой наш внутренний "капустник" - песни, танцы, шутки. Был с ребятами на сцене, не танцевал, правда, но, как говорил один из героев нашей истории после просмотра фильма "Веселые ребята": "Как будто в отпуске побывал".

    Испытано на себе: как поступить в МГИМО
    Чтобы поступить в МГИМО, даже олимпиадникам нужно получить на ЕГЭ не меньше 75 баллов. Фото: Александр Корольков

    Невредные советы от студентов

    Салтанат Ермухамбетова:

    - Как поступить в МГИМО на бюджет, если живешь на Чукотке, в маленьком городке за полярным кругом? Школа у нас одна, интернета почти нет, репетиторов тоже. В 10 классе мне удалось пройти на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. До призера не хватило четырех баллов. В это же время на Чукотке проходил финальный отбор на телеолимпиаду "Умницы и умники". Я прошла и поехала в Анадырь. Дошла до конца дорожки и - ошиблась. Терять было нечего, и я пошла ва-банк. Мне достался вопрос: от чего, по мнению чукчей, произошли комары? Такого, конечно, в книгах не было. Это был вопрос на логику. И я на удачу ответила: от капель воды и грязи. И в точку!

    Анна Фомина:

    - Олимпиады - около 0,5% успеха. Остальное - желание учиться и узнавать новое. В таком случае вам даже не потребуется просиживать вечера у репетиторов.

    Вероника Соловьева:

    - Сложно ли поступить в МГИМО? Сложно. На отдельных факультетах конкурс на бюджетное место - триста с лишним человек. Реально ли поступить в МГИМО? Реально. Готовьтесь ко всему сразу! Участвуйте в различных олимпиадах, сдавайте по пять предметов на ЕГЭ. Ни в коем случае не делайте упор только на то, что необходимо для поступления на выбранный факультет. Верьте в себя! Репетиторы? Это для слабаков.

    Мария Муравьева:

    - Приглашение из Сорбонны на руках. "Почему бы не попытаться поступить в МГИМО?", - подумала я. Сказано - сделано! Провала не случилось. Напротив: я стала второй в списке претендентов на бюджетное место. Я участвовала в олимпиаде, которую проводит МГИМО вместе с "Российской газетой". Написала эссе, но во второй тур не прошла. Потом была олимпиада "Умницы и умники", в финал в Москве - увы, в тройку не вышла. Но все равно решительно шла к цели. МГИМО любит упорных, и только устремленным к цели он открывает свои двери.

    Поделиться