Поделиться

    Воронежские аграрии нарастили экспорт продукции в зарубежные страны

    В десятку самых активных покупателей продукции АПК из Воронежской области в 2022 году вошли предприятия Турции, Латвии, Дании и Италии. К концу ноября объем отгрузок в некоторые из этих стран возрос многократно. Что востребовано на зарубежных рынках и как преодолеваются сложности с логистикой, обсудили представители власти и бизнеса на масштабном региональном форуме предпринимателей.
    53 процента регионального экспорта дает растительное масло.
    53 процента регионального экспорта дает растительное масло. / Игорь Филонов

    Добрались до Египта

    Общая динамика и продуктовая структура экспорта в отрасли относительно 2021-го изменилась не сильно, однако в топ-10 произошли заметные сдвиги, сообщил руководитель департамента аграрной политики Воронежской области Алексей Сапронов. К примеру, Азербайджан переехал со второй строчки на девятую, потеряв почти половину объема закупок (в денежном выражении), на его место поднялась Латвия, сохранившая прошлогодний показатель. Далее теперь следует Туркмения, в 2021-м в десятку не входившая. Экспорт в эту страну вырос в шесть раз, до 32 миллиардов долларов. Еще ниже расположились Китай, Дания и Беларусь (+20 процентов к уровню прошлого года), а также Узбекистан (пока объем продаж туда на треть ниже, чем прежде). На восьмое место внезапно вырвалась Италия - новичок рейтинга, купивший продукции на 21 миллиард долларов, в 20 раз больше, чем годом ранее. Ровно столько же в 2021-м приобретала покинувшая топ-10 Украина. Замыкает список Египет, увеличивший закупки в четыре раза.

    Первое место удерживает Турция, которая по состоянию на 20 ноября приобрела сельхозпродукции на 80,9 миллиарда долларов (+14 процентов).

    - Здесь сложилось много субъективных и объективных факторов. На Турцию приходится 17 процентов всех экспортных поставок воронежской продукции АПК, в основном туда отправляют растительное масло, мелассу и зерно, - пояснил Сапронов. - Наши аграрии и переработчики работают с 64 странами, и ключевые импортеры все больше наращивают закупки. При этом в 2022-м появилось 10 новых государств-партнеров: Малайзия, Индонезия, Оман, Сомали, Саудовская Аравия, Австралия... Мы видим, что воронежскую продукцию приобретают - и в большом количестве - также страны, которые являются сегодня не совсем дружественными. Растет экспорт в Афганистан, Норвегию, Грузию, Израиль, Литву.

    Минсельхоз РФ принимает меры к расширению внешней торговли по таким перспективным направлениям, как Саудовская Аравия, Китай и Вьетнам. Чиновники надеются, что рынок Поднебесной станет более предсказуемым и открытым для российского зерна (в частности, пшеницы).

    На Турцию приходится 17 процентов всех экспортных поставок воронежской продукции АПК

    - Но там взят курс на самообеспечение, так что неизвестно, что произойдет быстрее: мы убедим китайцев закупать нашу пшеницу или они разовьют собственное производство, - добавил Алексей Сапронов. - Сегодня воронежские предприятия экспортируют в Китай кукурузу, ячмень, сою, ржаную муку, манную и пшенную крупы, молочку и подсолнечное масло.

    Момент волатильности

    В регионе есть ряд предприятий, которые смогли выйти на зарубежные рынки с молочной и мясной продукцией, в том числе сертифицированной по халяльному стандарту. Но основными экспортерами остаются растениеводы. Так, 53 процента регионального экспорта (в 2021-м - 38) дает растительное масло. Воронежская область - один из крупнейших его поставщиков. На долю региона приходится 15 процентов всего объема производства в РФ. В целом же более половины отечественного подсолнечного масла идет за рубеж.

    В этом году на международный рынок масличных повлияли как погодные, так и геополитические условия.

    - Цены здесь в принципе очень волатильны, поскольку и масло, и семечка - товары биржевые. И никто из производителей не может закупить сырье на год вперед. С доступностью сырья сложился интересный сюжет. Летом были высокие ожидания по урожаю подсолнечника. В России он оценивался в 18 миллионов тонн (в 2021-м собрали 15 с небольшим, и это был хороший показатель), и ценовой прогноз шел вниз. Теперь идет переоценка урожая в сторону уменьшения. Однако ближайший ценовой конкурент - Украина - расширил экспорт семечки, поскольку не может в прежних объемах делать наливное масло. Когда на рынке много доступного сырья, масло дешевеет. В этом смысле ограничение экспорта подсолнечника, не так давно введенное в России, было на руку переработчикам и производителям, поскольку цены на масло выросли, - подчеркнул директор по маркетингу ГК "Благо" (владеет Верхнехавским и Эртильским маслозаводами под Воронежем) Кирилл Мельников.

    Качество подсолнечного масла у всех стандартное, особого разнообразия видов нет. Переговоры с заказчиками строятся вокруг цены и доступности товара. Преимущество получают те, кто имеет доступ к удобным маршрутам и может перераспределять производство между площадками в разных регионах страны. Продавать фасованное масло теоретически выгоднее, но этот процесс требует более глубокой подготовки, отметил Мельников:

    - В случае с внешними рынками нам не очень хорошо известен конечный потребитель. Начинающие экспортеры часто имеют широченную линейку торговых марок, адаптированных к российскому рынку, и хотят продавать за рубежом именно их. Но перед потенциальным заказчиком надо показывать гибкость, умение упаковать свой товар каким угодно способом под потребности потребителя. В этом смысле удобно тренироваться на СТМ, выпуская продукцию для иностранных ретейлеров. Дистрибьюторы знают свою аудиторию и объяснят, какой формат упаковки предпочитают в данной местности, что должно быть на этикетке, какие нужны цветовая гамма и дизайн, какие языки. Где-то надо обязательно написать, что товар из России, а где-то - не стоит... Добившись успеха с СТМ, вы поймете, какой должна быть ваша частная марка для конкретного рынка.

    Логистический пресс

    Среди новых вызовов для участников внешнеэкономической деятельности - радикально поменявшаяся транспортная логистика, проблемы с перечислением валюты и получением валютной выручки, рассказал представитель воронежской ГК "Регион-Терминал" Ярослав Дубищев:

    - Многие банки отказываются работать с российскими компаниями. Нам пришлось открыть дочерние фирмы в Турции, Дубае и Казахстане, чтобы перестроить логистику, контрактную работу и перечисление валюты. Благодаря таким схемам, российские компании продолжают поставки не только из Китая и с Ближнего Востока, но и из Европы. Торговля между странами ЕС и Россией идет как через третьи страны, так и напрямую.

    География поставок из РФ в этом году расширилась, но сдерживающим фактором служит пропускная способность портов и железных дорог.

    - Основная нагрузка приходится на порты Юга и Дальнего Востока, они работают в режиме перенапряжения. Поэтому из Воронежа в Индию можно грузить контейнеры через Санкт-Петербург... Недавно оттуда отправили пробный рейс на Латинскую Америку. В Иране готовы купить все что угодно, но азербайджанские железные дороги пока не готовы к такому наплыву транзитных грузов. Сложнее стало доставлять товар даже в Турцию, так как Северо-Кавказская железная дорога в связи с закрытием ряда аэропортов перегружена пассажирским сообщением. Эти тонкости нужно учитывать, планируя сроки поставок за рубеж, - добавила эксперт в сфере экспорта на рынки Ирана и Средней Азии Ирина Третьякова.

    прямая речь

    Алексей Сапронов, глава департамента аграрной политики Воронежской области:

    - Мы могли и еще нарастить экспорт, если бы не введенные ограничения - в первую очередь квоты на вывоз подсолнечного масла. К сожалению, получить их могли только производители и только те, которые уже занимались экспортом ранее. А у нас было много заявок от других маслозаводов. Свою роль сыграли и барьеры для экспорта зерновых. Помимо квот, была плавающая пошлина, которая не нравится растениеводам, потому что отражается на их доходности. Спрогнозировать размер этой платы сложно, соответственно и цена закупки постоянно меняется. Например, пошлина по кукурузе сейчас составляет 193 рубля за тонну, а месяц-полтора назад была около трех тысяч. Расчет четко привязан к мировой цене, и в этой парадигме нам придется работать еще долго... Плюсом можно считать то, что низкая цена на сырье внутри РФ позволяет сдерживать цены на конечную продукцию. Но нам кажется, что это будет негативно влиять на производство в части обновления техники и оборудования, ослаблять растениеводов. Будет идти плавная стагнация.

    Кстати

    Для поддержки экспорта продуктов переработки в Воронежской области продолжат выплачивать субсидии экспортерам из сферы пищепрома на возмещение части затрат на импортное высокотехнологичное оборудование. В зависимости от прироста экспортной выручки можно компенсировать от пяти до 20 процентов расходов. В 2023 году список получателей будет расширен. Субсидии смогут оформить и сельхозпроизводители, имеющие свою переработку, и предприятия, которые не являются прямыми экспортерами (входят в группу компаний, среди которых есть и субъекты внешней торговли). Самой большой популярностью, по оценкам, эта мера поддержки будет пользоваться у малого и среднего бизнеса, так как для МСП размер компенсации установлен в размере 30 процентов от затрат на импортное оборудование. Регион выделит на субсидии для экспортеров около 500 миллионов рублей.


    Поделиться