08.12.2022 03:00

    Стратегия ответственности

    Управление Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу на страже государственных финансов
    Сегодня, 8 декабря 2022 года, исполняется 30 лет со дня возрождения института Казначейства в России. Управление Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу реализует более двадцати бюджетных полномочий в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством. О том, как идет эта работа и что еще предстоит сделать, - разговор с руководителем территориального органа Людмилой Мазуровой.
    Выставка в музее-заповеднике "Красная горка" "История казначейства на Кузбасской земле". / УФК по Кемеровской области
    Выставка в музее-заповеднике "Красная горка" "История казначейства на Кузбасской земле". / УФК по Кемеровской области

    Людмила Петровна, в чем, по вашему мнению, залог успешного решения задач, которые стоят перед Управлением сегодня?

    Людмила Мазурова: Результаты деятельности зависят не только от непосредственного выполнения возложенных на нас функций, но и от ряда дополнительных факторов. Во-первых, от конструктивного, понятного и профессионального взаимодействия с другими федеральными территориальными органами, с органами исполнительной власти региона и местного самоуп-равления. Во-вторых, от прозрачности и открытости нашей деятельности, своевременного информирования наших клиентов о новациях бюджетного законодательства (для этого используем интернет-сайт и социальные сети). Важную роль играют всесторонний риск-анализ нашей деятельности, система управления внутренними казначейскими рисками. Не обойтись в наше время и без внедрения новых форм взаимодействия с клиентами - например, открыта горячая линия по вопросам казначейского сопровождения для бизнес-сообщества.

    А кто ваши клиенты, о каком бизнес-сообществе идет речь?

    Людмила Мазурова: Клиентами Управления принято считать организации государственного сектора, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств. Для реализации задачи по кассовому обслуживанию бюджетов Управление традиционно проводит санкционирование при расходовании средств, ведет учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств, осуществляет дополнительный "казначейский контроль" государственных и муниципальных закупок.

    В Управлении обслуживаются три тысячи участников бюджетного процесса и бюджетных, автономных учреждений федерального, областного и муниципального уровней, которым открыто более 7,8 тысячи лицевых счетов.

    С 2016 года открываются лицевые счета участникам казначейского сопровождения - юридическим лицам, получающим бюджетные средства на основании государственных (муниципальных) контрактов, соглашений, в случаях, установленных законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом география местонахождения юрлиц не ограничивается Кузбассом. Управление является одним из восьми Центров специализации по казначейскому сопровождению средств, предоставленных из федерального бюджета, и обслуживает клиентов из других субъектов - Забайкальского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской, Амурской и Новосибирской областей.

    Кроме того, с 2019 года по инициативе региона на основании отдельных распоряжений Правительства Российской Федерации в Кузбассе реализуется проект по казначейскому сопровождению средств, предоставленных из бюджета Кемеровской области (местных бюджетов) по контрактам на сумму свыше десяти миллионов рублей, а также по договорам с соисполнителями на сумму от 600 тысяч рублей.

    Таким образом, бизнес-сообществу Управление предоставляет бесплатный сервис по обслуживанию свыше 3,6 тысячи лицевых счетов на единой технологической платформе ГИИС "Электронный бюджет", обеспечивая гарантированное направление средств на заданные цели.

    Казначейское обслуживание какого количества бюджетов осуществляет Управление в настоящее время?

    Людмила Мазурова: В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в 2020-2022 годах со-вместно с органами законодательной и исполнительной власти региона проведена масштабная работа по пре-образованию 16 муниципальных районов и 160 входящих в их состав сельских и городских поселений в муниципальные округа. В результате количество муниципальных бюджетов, обслуживаемых Управлением, сократилось с 210 до 50. А с 1 января 2023 года, после завершения этого процесса, в Кузбассе останется 43 муниципальных образования.

    Кроме того, с нового года Фонд социального страхования Российской Федерации присо-единится к Пенсионному фонду Российской Федерации, будет создан бюджет Социального фонда России.

    Людмила Мазурова: Специалисты казначейства обладают достаточным набором инструментов для создания действительно мощной системы контроля. Фото: УФК по Кемеровской области

    Насколько, по-вашему, изменилась роль Казначейства России как бухгалтера государственной казны?

    Людмила Мазурова: Новая роль Казначейства - главный бухгалтер - обусловлена передачей полномочий по ведению бюджетного учета и начислению заработной платы отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных этим органам казенных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 года №153.

    На сегодняшний день Управление осуществляет централизованные полномочия в отношении десяти территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ТО ФОИВ): Кемеровостата, Сибирского управления Ростехнадзора, Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области - Кузбассу, Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу, Кемеровского УФАС, Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, Гострудинспекции в Кемеровской области, Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях.

    Централизация учета предполагает выполнение Управлением учетных процедур на основе единых правил - учетной политики, рабочего плана счетов, графика документооборота, а также использования единой технологической платформы ГИИС "Электронный бюджет". Следует отметить, что мы работаем в условиях постоянного совершенствования технологических решений, настройки интеграции с иными государственными информационными системами. Так, в 2020 году перешли на взаимодействие с Единой информационной системой управления кадровым составом при начислении заработной платы государственным гражданским служащим. Сегодня Управление на основании данных этой системы начисляет и выплачивает зарплату 1 820 сотрудникам ТО ФОИВ.

    Кроме того, в 2022 году осуществлена интеграция с Федеральной государственной информационно-аналитической системой "Единая система управления государственным имуществом". Это сделано для автоматизации процессов учета имущества казны Российской Федерации. В то же время следует отметить, что при работе с ТО ФОИВ, входящими в периметр централизации управления, мы не уходим от прямого взаимодействия, используем такие формы, как деловые игры, рабочие совещания, информационные визиты главного бухгалтера к руководителю учреждения. И это, безусловно, залог качественного выполнения переданных нам полномочий.

    Каких еще казначейских процедур коснулась цифровизация?

    Людмила Мазурова: В последние годы внедрение цифровых технологий затронуло многие направления бюджетных правоотношений. В частности, это государственные и муниципальные закупки. Время, когда контракты и документы по их исполнению подписывали на бумаге и отправляли по почте, постепенно уходит в историю.

    С 2022 года полномасштабно внедрено электронное актирование. Оно предусматривает формирование и подписание документов о приемке исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, посредством единой информационной системы в сфере закупок. Для наших клиентов электронное актирование - основа для сокращения сроков оплаты по контрактам и минимизации документооборота при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, а для Управления - автоматизация процедур контроля.

    Сегодня оцифровываются не только закупочные процедуры госсектора. Управление участвует в пилотном проекте по электронному санкционированию расходов участников казначейского сопровождения при исполнении контрактов на основании созданных на платформе ГИИС "Электронный бюджет" электронных документов, подтверждающих исполнение обязательств юридических лиц.

    Информационные технологии совершенствуются день ото дня. В чем суть новых подходов к обеспечению участников электронного документооборота сертификатами электронной подписи?

    Людмила Мазурова: Действительно, с 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 63-ФЗ "Об электронной подписи". В соответствии с ними, Управление как региональный центр регистрации удостоверяющего центра Федерального казначейства (УЦ ФК) выдает сертификаты электронной подписи (ЭП) должностным лицам, замещающим государственную должность или должность в государственном органе, органе местного самоуправления либо подведомственной им организации. Другими словами, сертификат ЭП в казначействе теперь могут получить не только руководители и бухгалтеры в рамках закупочных процедур или обслуживания лицевых счетов, но и иные сотрудники. Для этого достаточно лишь надлежащим образом подтвердить замещение должности.

    Круг лиц, обращающихся в Управление, в связи с этим значительно расширился, и количество выдаваемых сертификатов ЭП возросло. При этом Управление, как и раньше, обеспечивает выдачу сертификатов в установленный срок. Безусловно, этому способствуют существенная доработка информационной системы "Удостоверяющий центр Федерального казначейства", реализующая удобный и простой механизм подачи запроса на получение сертификата ЭП, а также развитие института доверенных лиц УЦ ФК.

    Благодаря заинтересованности регионального правительства Государственное автономное учреждение "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса" в рамках отдельного соглашения наделено полномочиями доверенного лица УЦ ФК. С 2022 года подать документы и получить сертификат ЭП от УЦ ФК теперь можно и в отделах "Мои документы". Это, несомненно, тоже способствует повышению уровня цифровизации Кузбасса.

    Информационная система УЦ ФК непрерывно совершенствуется, в ее рамках реализуются все новые клиентоориентированные сервисы. Управление как один из пилотных территориальных органов Федерального казначейства принимает участие в формировании предложений относительно новых сервисов, а также их тестировании. Например, в ноябре 2022-го мы тестировали функционал электронной очереди для записи на подачу документов, который позволит оптимизировать процесс получения сертификатов ЭП, повысить его качество и сократить сроки.

    Сегодня государство выделяет значительные объемы бюджетных средств на реализацию приоритетных направлений деятельности. Как Федеральным казначейством обеспечивается контроль их эффективного расходования?

    Людмила Мазурова: Полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству в 2016 году. В 2020-м в рамках реализации этих полномочий внедрены федеральные стандарты внутреннего государственного финансового контроля. Они определяют единые принципы и подходы к проверкам, ревизиям и обследованиям, а также к реализации их результатов.

    Принятые изменения в Бюджетном кодексе прежде всего расширили состав объектов государственного финансового контроля, дополнив его юридическими лицами - поставщиками и подрядчиками, вне зависимости от того, открыты ли у них лицевые счета в органах Федерального казначейства. Наделили Федеральное казначейство полномочиями по контролю использования бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Бюджетный кодекс закрепил правила взаимодействия органов внутреннего государственного финансового контроля с другими органами и организациями, в том числе обязав операторов информационных систем предоставлять доступ к последним по запросу.

    Необходимо отметить, что система госфинконтроля постоянно развивается и улучшается не только за счет изменений нормативной и правовой базы, но и за счет цифровизации технологических процессов. Федеральное казначейство внедрило модернизированную версию информационной системы планирования и контрольно-надзорной деятельности. Развивается функционал предотвращения нарушений в сфере закупок в модуле ЕИС "Риск-мониторинг".

    Классическая форма контроля - проверка - сегодня органично дополняется такими способами и инструментами, как экспертно-аналитические мероприятия и постоянный мониторинг деятельности объектов контроля в плане достижения результатов и целей при расходовании средств. Контролеры Управления видят слабые места и риски нарушений бюджетного законодательства без выхода на место, посредством анализа данных.

    К слову, в следующем году отмечается столетие со дня образования контрольно-ревизионных органов Российской Федерации. К столь серьезной дате специалисты казначейства подошли, широко используя информационные технологии и системы управления рисками, обладая достаточным набором инструментов для создания действительно мощной системы контроля. Она позволяет работать на опережение и оценивать возможности эффективного использования бюджетных средств, в том числе и превентивно.

    Какие изменения произойдут в 2023 году в сфере уплаты налогов, учитывая, что обязанность по учету и распределению поступлений в бюджеты лежит на Федеральном казначействе?

    Людмила Мазурова: С 1 января 2023 года полностью изменится порядок уплаты налогов и иных платежей, получателем которых являются налоговые органы. Сегодня эти поступления зачисляются на счет по учету доходов, открытый Управлению. Но с 1 января 2023 года вводится единый налоговый платеж, который плательщик должен будет перечислять на отдельный счет уполномоченного органа - Управления Федерального казначейства по Тульской области. Подчеркиваю, это единый счет для всех налогоплательщиков России.

    Переходу на единый налоговый платеж предшествует эксперимент, который начался 1 июля 2022 года и завершится 31 декабря. В нем участвуют налоговые органы, органы Федерального казначейства, включая наше Управление, а также, если говорить о нашем регионе, 16 кузбасских организаций-налогоплательщиков.

    Внедрение единого платежа значительно упростит механизм уплаты налогов. Если раньше на каждый налог нужно было заполнять отдельное платежное поручение, то теперь - только одно поручение с указанием трех реквизитов (ИНН/УИН/единая сумма). Налоговые органы будут учитывать эти поступления в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

    А как в Управлении реализуется Стратегическое планирование деятельности?

    Людмила Мазурова: Сегодня Федеральное казначейство России представляет собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему. Миссия Федерального казначейства заключается в том, чтобы способствовать лидерству России в мире по качеству управления общественными финансами во благо граждан. Развитие казначейства как транзакционной системы, системы управления государственными финансовыми ресурсами, государственными и муниципальными закупками, как учетной и контрольной системы осуществляется в рамках мероприятий "Стратегической карты казначейства России до 2030 года".

    При выполнении поставленных Федеральным казначейством задач наше Управление, как и другие территориальные органы, реализует свои полномочия в установленной сфере деятельности. А также выступает в качестве "пилота" по отдельным задачам, принимая участие в тестировании информационных систем, подготовке изменений в нормативные правовые акты, апробации новых механизмов и процессов.

    Один из главных и сложных проектов, в котором мы участвовали наряду с другими регионами, - это переход на систему казначейских платежей. Она предусматривает открытие корреспондирующего счета в Центральном банке, что по сути делает Федеральное казначейство "бюджетным банком". С 2021 года множество банковских счетов, открывавшихся Управлением для каждого публично-правового образования в Банке России, заменили казначейские счета непосредственно в территориальном органе Федерального казначейства.

    Учитывая масштабы поставленных задач, широкий перечень полномочий и высокий уровень развития цифровизации процессов, наверняка к сотрудникам казначейства сегодня предъявляются особые требования.

    Людмила Мазурова: Безусловно, известное выражение "Кадры решают все" остается актуальным. Профессиональная команда, созданная за прошедшие годы, позволяет Управлению на должном уровне осваивать новые направления деятельности и решать поставленные Федеральным казначейством задачи.

    Особое внимание уделяем работе с молодежью, ведь это будущее казначейской системы. В Управлении уже больше десяти лет активно действует Молодежный совет. Только в этом году наши молодые сотрудники организовали более пятидесяти мероприятий в целях благотворительности, сохранения исторической памяти, духовного, творческого и физического развития.

    У нас регулярно проводятся часы патриотического воспитания "Горжусь Россией", направленные на повышение уровня самосознания и гражданской активности сотрудников. В Управлении работает поисковый отряд "Казначей42". С его непосредственным участием мы готовимся к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

    Нельзя забывать, что фундамент Управления закладывался силами наших ветеранов, и их богатейший опыт, житейская мудрость - большое подспорье для современных казначеев. Деятельность Совета ветеранов Управления помогает поддерживать постоянную связь разных поколений сотрудников - от вновь принятых на работу вчерашних студентов до тех, кто уже отправился на заслуженный отдых.

    В этот юбилейный год мы, помимо основной деятельности, работали над исполнением плана, посвященного 30-летию образования органов Федерального казначейства. Подготовили буклет, провели фестиваль фотографии, конкурсы стихотворений и рекордов, участвовали в профессиональных состязаниях.

    В музее-заповеднике "Красная горка" при поддержке и непосредственном участии его директора Натальи Шелеповой открыли выставку "История казначейства на Кузбасской земле". Экспозиция познакомила посетителей музея с историей создания и развития уездных казначейств на территории Кузбасса (Кузнецкого и Мариинского) в XIX - начале XX века с интересными фактами из повседневной жизни и работы казначеев в царские времена. В выставочных витринах были представлены копии и оригиналы старинных банкнот, форменная одежда и счетные принадлежности казначея начала прошлого века, медали и памятные знаки современной казначейской системы.

    Фото: УФК по Кемеровской области

    Что бы Вы хотели пожелать коллегам в праздник?

    Людмила Мазурова: Выражаю искреннюю благодарность за добросовестную, слаженную командную работу, которая делается с полной самоотдачей, на высоком профессиональном уровне. И особые слова благодарности адресую нашим дорогим ветеранам - за то, что внесли неоценимый вклад в становление и развитие казначейской системы.

    Желаю всем крепкого здоровья, мира, светлых и счастливых дней, благополучия в семьях, процветания на долгие годы!

    Безусловно, впереди нам предстоит реализовать немало интересных направлений и решить большое количество новых задач. Благодаря опыту, неиссякаемой энергии, энтузиазму, креативному подходу и проактивности, уверена: мы со всем справимся.

    Управление федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу

    Индекс: 650000

    Почтовый адрес: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Мичурина, 54

    Телефон приемной руководителя: 8 (384-2) 78-40-40, факс: 8 (384-2) 78-41-82

    Электронная почта: ufk39@roskazna.ru

    Сайт: https://kemerovskaya.roskazna.gov.ru

    Межрегиональный филиал федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Новосибирске

    На правах рекламы