Поделиться

    Реставрация вместо консервации

    Как сохраняют памятники такими, какие они есть
    В Петербурге, как и во многих российских городах, исторические здания чаще всего реставрируют, чтобы вернуть им первоначальный облик. Но дом-памятник, который выглядит, как новый - далеко не всегда хорошо. Об этом рассказала "РГ" доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций, кандидат архитектуры Инна Заяц.
    Доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций, кандидат архитектуры Инна Заяц.
    Доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций, кандидат архитектуры Инна Заяц. / Пресс-служба ГАСУ

    Инна Сергеевна, когда звучит слово "консервация", чаще всего представляешь здание с заколоченными окнами и дверями.

    Инна Заяц: Существует несколько видов консервации. То, о чем вы говорите, это временная консервация, которая необходима для объекта, находящегося в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Она проводится, когда проект ждет инвестора, который, например, выполнит реставрацию этого объекта и приспособит его под современное использование. Если в оконных и дверных проемах нет заполнений, их закрывают щитами, делают временную крышу, устанавливают усиливающие конструкции. Такая консервация, как вид первоочередных и противоаварийных работ, должна проводиться по проекту, чтобы учесть индивидуальные особенности памятника и его состояния.

    Существует второй вид консервации, я бы даже сказала, что он основной - это консервация, как предпочтительный вид работы на памятнике. Она призвана максимально сохранить объект культурного наследия с точки зрения его аутентичности.

    Чем такой подход отличается от реставрации?

    Инна Заяц: Необходимо обратиться к более точному определению реставрационных терминов. В Афинской хартии 1931 года и в Венецианской хартии 1964 года, международных документах, определяющих работу с объектами культурного наследия на протяжении ХХ века, консервация называется основным видом работ на памятнике. И во многих странах название профессии - "консерватор" или "консерватор-реставратор", в отличие от нашего "реставратор". Консервация, прежде всего, предназначена для сохранения памятника истории и культуры со всеми следами его жизни, подлинных конструкций, материалов и образа, то есть всей информации, которая заключена в историческом объекте. В понятие "реставрация" включаются работы и по воссозданию, восстановлению или реконструкции.

    Есть ли в Петербурге или Ленинградской области примеры такой деликатной консервации?

    Инна Заяц: Один из примеров - крепость "Орешек". Там максимально сохранено то, что дошло до нашего времени. Посетители могут увидеть, как выглядела кирпичная кладка, например, 200 лет назад, или какие включения появлялись с течением времени.

    В последнее время основное направление реставрации - приспособление архитектурных памятников под современное использование, которое не всегда совпадает с физическими возможностями объекта. При этом может происходить замена конструкций, аналоговые докомпановки, фрагментарные перепланировки, использование современных, не всегда совместимых строительных и отделочных материалов. В результате историческое здание превращается в муляж.

    Но если всего этого не сделать, то как здание использовать, ведь коммуникации за долгие годы вышли из строя, краска облупилась, лепнина утрачена…

    Инна Заяц: Основная задача реставрации - это постоянный уход за зданием и мониторинг его состояния. Что касается обновления и реконструкции инженерного оборудования и изменения потребностей пользователя, то это решаемые вопросы, если с памятником обращаться деликатно.

    А в СПбГАСУ студентов обучают реставрационным методикам, сохраняющим здания?

    Инна Заяц: Безусловно, все это есть в вузовской программе. Также СПбГАСУ проводит курсы повышения квалификации и переподготовки для специалистов по реконструкции и реставрации архитектурного наследия. К нам на занятия приходят взрослые слушатели, которые хотят освоить эту профессию или повысить уровень своих компетенций. Университет проводит конференции, круглые столы, семинары, на которых освещаются теоретические и практические реставрационные темы. Важно и в обучающем процессе совмещать теорию и практику, искать возможности знакомства студентов с проблемами исторических зданий непосредственно на объектах.

    В реставрации не может быть единого подхода, под который можно было подогнать все решения. Здания разные, как люди, и пути их сохранения должны быть индивидуальными. Для того, чтобы стать реставратором, недостаточно владения методиками и теориями. Не менее важно мыслить, как реставратор, который стремится не преобразовать, а сохранить то, что было создано ранее.

    Поделиться