"Документа пока нет, но запрет продлят. Если не продлить запрет, значит, оставить без работы наших перевозчиков, которые уже перестроились в новых условиях", - считает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. Этот вопрос сейчас обсуждается с участием разных сторон. В минтрансе официально продление запрета не комментируют. Но источник в министерстве подтвердил, что готовится продление запрета.
Ограничения на въезд в Россию фур из Евросоюза, Великобритании, Северной Ирландии, Норвегии и Украины за рядом исключений ввели 10 октября этого года как ответную меру на санкции. Российским фурам въезжать на территорию стран Евросоюза запретили еще весной.
Введению ответных шагов со стороны России предшествовали серьезные баталии. Транспортники выступали за зеркальный ответ, а импортеры - за свободный допуск европейских фур. Первые говорили о несправедливости: европейцы свободно ездят по территории России, тогда как наши перевозчики лишились работы. Вторые предупреждали о грядущем дефиците ряда товаров, которые не смогут доехать в случае введения запрета.
После двух месяцев действия ограничений явного дефицита не случилось, хотя перебои с отдельными видами товаров бывают. В первые дни после начала действия запрета грузовики, везущие товары в Россию из Европы, простаивали на границе в ожидании перегрузки.
Сложности возникают и сейчас, признает Матягин. Но ситуация не критичная, говорит он. Перецепка занимает до 30 минут, а перегрузка - около часа, поясняет Матягин. При перецепке платформа может в автономном режиме поддерживать нужную температуру. Так что никаких серьезных последствий для хрупких или скоропортящихся товаров нет. К тому же исключения сделаны для 58 категорий товаров, которые европейские фуры по-прежнему могут ввозить в Россию. Среди этих товаров - скоропортящиеся продукты, алкоголь, табак, бытовая химия, контрацептивы, ядерные реакторы, бумага, музыкальные инструменты.
В некоторых случаях включение товаров в список вызывает вопросы, говорит Матягин. Например, как перегрузка может повлиять на качество контрацептивов, недоумевает он и призывает полностью запретить всем европейским перевозчикам везти продукцию по российской территории.
Поддерживают запрет и в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). "Российские автопредприятия получили возможность участвовать в доставке импортируемых европейских грузов и экспортируемых российских товаров хотя бы на части маршрута перевозки, пролегающей по территории России", - отмечают в ассоциации. Там выступают за значительное сокращение перечня грузов, не подпадающих под запрет.
Введение механизма перецепки или перегрузки не оказало негативного влияния на увеличение стоимости доставки и на сохранность грузов. Затраты времени на перецепку гораздо меньше простоев грузовых автопоездов на границах со странами Евросоюза, заявили "РГ" в АСМАП.
Потребители не ощутили последствий этой меры, так как основные группы товаров повседневного спроса исключили из требования к перецепке, признает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. "Торговые сети сумели адаптироваться к требованиям к перегрузке других товарных категорий - таких как одежда, обувь, бытовая техника. У таких товаров более длительный период оборачиваемости, поэтому на стабильность поставок ограничения на европейские грузоперевозки не оказали существенного влияния", - добавляет он.