- С чего начался проект "Блоха"?
- Мы запустились в мае 2022 года. Сегодня в команде десять человек, но на старте нас было всего пятеро: режиссер Кирилл Люкевич, актер Никита Касьяненко, художница Саша Конакова, драматург Анастасия Федорова и я. Прежде мы уже работали таким составом, делали спектакли и проекты, которые проходят вне театральных пространств. Мы боремся со стереотипом, что театр - это нечто далекое и неактуальное с пыльными бархатными кулисами и очередной инсценировкой классики. Первым нашим совместным опытом стал уличный спектакль "Апрель" для театра "Цехъ" по стихам и песням Виктора Цоя. Затем был спектакль-променад по заброшкам 4elovekvmaske, за который, собственно, Кирилл и Никита получили "Золотую маску" в номинации "Эксперимент". Это прогулка со стрит-арт-художником по андерграундному Петербургу. После пандемии мы почувствовали, что у людей есть запрос на нечто близкое, камерное и понятное, нечто, до чего можно буквально дотянуться рукой. Так появился наш нынешний экспериментальный формат. Нам было интересно проверить, насколько маленьким может быть полноценный, жизнеспособный театр, который зарабатывает на продаже билетов.
- Не боялись открывать в Петербурге очередной театр, так еще и с довольно сложной структурой?
- Нет. Для нас это был вызов. Мы решили, что все эти якобы ограничения станут нашей фишкой, тем, что нас отличает от всех остальных театров и команд. Мы арендовали помещение бывшей обувной мастерской, девять квадратных метров, недалеко от метро "Площадь Восстания"/"Чернышевская". Обычно, когда говорят о независимых коллективах, всегда звучит формулировка про выживание. Мы же хотели не выживать, а жить полноценной жизнью и доказать, что это реально. И тут сыграло наше название, так как блохи - очень живучие твари, которых не так просто прихлопнуть. Мы сами зарабатываем на аренду помещения, оплачиваем работу артистов и прочие расходы. За семь месяцев мы обросли постоянными зрителями. Мы очень благодарны людям, которые нас поддержали. Многие изначально приходят посмотреть на самый маленький театр, где умещается и сцена, и зрительный зал, и даже "Золотая маска".
- И это все на девяти квадратных метрах?
- Да. У нас есть еще гардероб, уборная, буфет, театральное фойе с фотографиями артистов и афишами наших спектаклей, ну и, как я уже сказала, сцена и зрительный зал. Мы полноценный театр, просто очень-очень маленький. После второго звонка зрители перемещаются из фойе в зрительный зал, где всего шесть мест, и начинается спектакль.
- Мы немного коснулись этимологии вашего названия. Но все-таки почему "Блоха", ведь ассоциации с этим словом далеко не всегда приятные?
- Скажу честно, у нас не было никакого консилиума. Когда я спросила нашего режиссера, как мы себя назовем, коли мы такие маленькие, то он не задумываясь сказал: "Блоха".
Это очень питерское слово. Нечто маленькое, живучее, что может существовать где угодно. Затем появился рисованный персонаж, который ведет всю внешнюю коммуникацию театра как на сайте, так и в наших соцсетях. Сегодня это наш логотип, который мы собираемся зарегистрировать как товарный знак, чтобы никто не увел нашу "Блоху".
- Как вы себе представляете момент, когда поймете, что вам, так сказать, удалось подковать "Блоху" и эксперимент удался?
- Если честно, то мы уже считаем, что у нас многое получилось. Когда мы только начинали, то горели нашей идеей, вкладывали личные средства в аренду, в покраску и ремонт помещения, чтобы всем входящим было уютно и комфортно. Нам это все очень нравилось. Но был вопрос, загорится ли этим кто-то, кроме нас, понравится ли задумка зрителям. И то, что мы существуем уже целых семь месяцев (для такого формата это очень много), доказывает, что мы не ошиблись и эксперимент удачен. У нас есть спектакль "Волк", которым мы открылись, спектакль "Дюймовочка". Кроме того, сейчас мы готовим две премьеры. Люди ходят, ставят на бронь билеты на январь, февраль, март. У нас уже есть лист ожидания. Именно зрительский отклик является показателем успешности. Да, мы по-прежнему российский экспериментальный театр, но теперь упор делается на слово "театр".
Отдельное спасибо хочется сказать ВФТМ и лично Кириллу Игоревичу Кроку, что отметили и поддержали нашу крошку-блошку.
- Оба ваших спектакля, и "Волк", и "Дюймовочка", - это сказки. Почему так?
- Это спектакли Кирилла Люкевича. И хотя это сказки, на них стоит маркировка 18+, так как мы осмысляем хорошо знакомые с детства сюжета с точки зрения взрослых. И это дает нашим зрителям необычный опыт. Сначала их удивляет само пространство, а потом еще и наши сказки. Мы балансируем на грани взрослости и детской способности удивлять и удивляться, радоваться театру, искусству, открывать для себя нечто новое. Одна зрительница написала нам, что наш театр - это маленький кармашек в центре Петербурга. Думаю, что она права, у нас, как в сказке, можно укрыться от внешнего мира.
Сейчас мы постепенно начинаем приглашать и других молодых режиссеров. Что это будет, пока не скажу, так как мы по-прежнему хотим удивлять нашего зрителя. Отмечу только, что для режиссеров работа с нами - это определенный вызов. Все привыкли к большим сценам, к блэк боксам. А тут пространство метр на метр. И в зале шесть человек. Попробуй поставь спектакль. Далеко не все готовы отважиться на такое.
- Давайте немного поговорим о вашей аудитории. Молодежь, понятно, готова к экспериментам. А насколько часто к вам приходят взрослые солидные люди?
- Как ни странно, но их довольно много. Нам тоже изначально казалось, что никто, кроме молодых людей, не придет. Что взрослая публика не будет воспринимать нас всерьез. Так было с нашими уличными спектаклями. Мы были уверены, что будет та же аудитория, но мы ошиблись. Я часто сама дежурю на спектаклях, выполняя функции администратора, билетера, гардеробщика, буфетчика, и вижу нашу публику. Иногда открываешь дверь и удивляешься, что перед тобой стоит взрослый "дядя с усами". Первый раз я подумала, что человек ошибся дверью или ищет обувную мастерскую, которая тысячу лет располагалась в этом помещении до нас. Но оказалось, что мужчина пришел на спектакль. Услышал о нас в медиа и захотел прийти. Он посмотрел и "Волка", и "Дюймовочку". И ему понравилось. Поначалу люди приходят на нас как на диковину, но потом понимают, что это не прикол, что мы не любители и для нас это не хобби, а профессия. У нас профессиональная команда с достаточно серьезным бэкграундом. И то, что мы делаем, - это настоящий театр, просто маленький. Я очень рада, что нам удается донести это до зрителей, а у меня получилось защитить наш проект на ВТФМ. Не зря же нас поддержали наравне с такими мастодонтами, как Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова и нижневартовский ТЮЗ. Мы не только знаем свое дело, но и кайфуем от него.
- Как вы рискнули податься с вашим крошечным театром на масштабный Вахтанговский фестиваль?
- Сейчас попытаюсь перейти из ощущения в слово. Как решилась? Я очень верю в наш театр и нашу команду. Кроме того, я дважды была на "Тавриде", где все постоянно говорили о фестивале театральных менеджеров. Я поняла, что нам непременно нужно в нем поучаствовать. Я зарегистрировать и прошла отбор. Затем увидела положение о премии и подумала, что нет причин, почему бы мне не выставить наш проект. У нас есть реальный реализованный кейс, молодая команда, которая хочет дальше развиваться. Кто, как не мы, когда, если не сейчас. Плюс мне показалось, что мне в мои 22 года (я сейчас заканчиваю четвертый курс продюсерского факультета РГИСИ) будет правильным попробовать защитить проект перед таким серьезным жюри. Ну и, согласитесь, забавно, когда такой маленький театр с таким маленьким директором выступает на таком огромном форуме. Я была приятно удивлена, когда вышла в финал. Если говорить, чего я больше всего боялась во время защиты, то это того, что ко мне не отнесутся серьезно. Мол, у нас представлены академические ярусные театры, а тут какая-то независимая "Блоха" из обувной мастерской. Но когда я вышла на сцену "Зарядья" и начала рассказывать, то получила потрясающий отклик. Люди убрали телефоны, они внимательно слушали, некоторые посмеивались, но это даже хорошо, так как это живая реакция. А что еще нужно театру, как не живая реакция публики. Сразу понимаешь, что люди к тебе подключились, они улыбаются, кивают. А когда в середине моей презентации я говорила про показатели, что за семь месяцев мы сыграли 29 спектаклей и нас посетило 174 зрителя, в зале начали аплодировать. Для меня это было неожиданно, но очень приятно.
- Хорошо, а что вам дало участие в профессиональной программе ВФТМ?
- Очень многое. Вахтанговский фестиваль - это невероятное событие. Он дает множество самых неожиданных эффектов. Во-первых, терапевтический. Внезапно понимаешь, что каждый театральный менеджер рано или поздно сталкивается с примерно такими же проблемами, как и ты. В реальной жизни все мы разбросаны по разным уголкам нашей страны и практически не видим друг друга. Нам кажется, что каждый наш провал, каждая неудача - такого раньше ни с кем никогда не случалось, что это мы неправильно выстроили процесс, не так запустили рекламу и прочее и прочее. А тут ты приезжаешь на форум, где пятьсот с лишним человек, и видишь, что не одинок в своих трудностях. И в Тюмени, и в Нижневартовске, и во Владимире, и в Санкт-Петербурге, и в других городах есть схожие сложности. Когда слышишь, как люди их преодолевали, это очень вдохновляет и поддерживает. Второе - это потрясающие спикеры ВФТМ. Они просто рассказывают о своих удачах, об открытиях, о свершениях, а тебя это заряжает и мотивирует двигаться вперед. Плюс коммуникация строится не сверху вниз - послушайте, как это делается у серьезных людей, - а на равных. И это тоже очень вдохновляет. Кроме того, к каждому можно обратиться, задать свои вопросы, посоветоваться. Никто никогда от тебя не отвернется, все готовы друг другу помочь, так как мы все болеем за наше общее дело - театр. Так что польза от этого пятидневного интенсива огромная. Думаю, что еще не до конца ее прочувствовала, так много было эмоций, знаний, знакомств. Но у меня и у "Блохи" все впереди.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.