Поделиться

    Цифра для арктических дорог

    Как современные технологии могут повысить безопасность на северных трассах
    В регионах Арктики, несмотря на относительно низкую плотность населения, проблема безопасности на дорогах стоит очень остро. Если в мегаполисах основные решения связаны с перераспределением потоков и организацией движения так, чтобы максимальное число машин могло проехать по участку за минимальный отрезок времени, то в Арктике на первый план выходит физическое сохранение дорожного покрытия при колебании температур и возможность отслеживать ДТП по видеокамерам, чтобы вызывать экстренные службы на отдаленные территории. О том, что нужно для внедрения цифровых решений на дорогах в Арктике, рассказал "РГ" Алексей Марусин, председатель совета молодых ученых Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации транспортных средств автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ.
    Председатель совета молодых ученых СПбГАСУ, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации транспортных средств автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Алексей Марусин.
    Председатель совета молодых ученых СПбГАСУ, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации транспортных средств автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Алексей Марусин. / Пресс-служба ГАСУ

    Алексей Вячеславович, в чем особенности дорожного движения в арктической зоне? Какие технические средства имеются для обеспечения безопасности?

    Алексей Марусин: Арктическая зона - это очень разные по погодным условиям регионы. Принадлежность к арктической зоне определяется нормативными актами, и это не только территории, расположенные за Полярным кругом, но и, например, некоторые северные города, в частности, Архангельск. Там применяются те же цифровые решения, что и в центральных регионах страны, в частности, камеры фото- и видеофиксации, камеры дорожного движения. По примеру Москвы и Петербурга во многих субъектах видеокамеры начинают устанавливать на улицах и во дворах.

    Создание цифровой среды на дороге позволяет нам не просто мониторить и выявлять нарушения. С применением тех же нейронных сетей мы можем задавать темп движения автомобилей за счет регулирования светофоров, создания так называемых "зеленых волн". В перспективе в северных регионах могут быть использованы цифровые табло по аналогии с теми, что есть на КАД или МКАД. Например, в случае гололедицы электронные дорожные знаки позволяют снизить темп движения транспортного потока.

    Для арктических регионов такие решения очень актуальны: в межсезонье там регулярно происходит то образование льда, то оттаивание дорожного полотна.

    Как цифровые технологии могут в таких условиях предотвращать ДТП?

    Алексей Марусин: Разрушение дорог в арктической зоне может происходить достаточно быстро, в течение нескольких дней или даже часов. Видеонаблюдение позволяет вовремя отследить, что на дороге возникла колея или произошло разрушение полотна. Соответственно, опасный участок могут оперативно перекрыть или изменить там скорость движения. Кроме того, не секрет, что в период межсезонья в разрушении дорог от большегрузного транспорта сильнее, поэтому регионы периодически вводят запреты на движение фур на тех или иных участках. Так вот, при применении цифровых технологий можно оперативно получать информацию, где полотно находится под угрозой, и ограничивать на участках движение грузовиков. Это будет способствовать повышению безопасности и позволит немного продлить "жизнь" данному участку дорожного покрытия. Если ДТП все же произошло и пострадавшие сами не в состоянии вызвать помощь, то "скорую" им может отправить оператор, увидевший аварию по камерам видеонаблюдения, или же это может сделать нейросеть.

    Далеко не во всей арктической зоне есть интернет. Как тогда получать и отправлять данные?

    Алексей Марусин: Если мы говорим о каких-то крупных трассах с интенсивным движением, то на этих участках интернет-покрытие, как правило, имеется. За пределами населенных пунктов современные технологии позволяют установить вышки при наличии экономической целесообразности.

    А оборудование не замерзает?

    Алексей Марусин: При установке оборудования можно проектировать его с пунктами подогрева. Самый главный вопрос даже не сама работа в условиях низких температур, а обеспечение своевременной подачи энергии. Обычный аккумулятор не сможет обеспечить круглосуточную работу системы видеонаблюдения. Необходимо или нанимать сотрудника, который регулярно бы менял аккумуляторы, либо монтировать систему вместе с дизель-генератором.

    Вариантов решений, на самом деле, очень много. Все определяется экономической целесообразностью, иногда нет смысла реализовывать какие-то сложнейшие решения для дороги, по которой транспорт ездит раз в несколько дней. Случается, что в регионах или компаниях просто не знают, какие могут быть решения. В этом плане мне кажется очень важным сотрудничество местных властей и крупных компаний с вузами. Тема безопасности дорожного движения в Арктике узкая, она не на слуху, но она имеет принципиальное значение для развития регионов и повышения качества жизни людей на Севере.

    Поделиться