издается с 1879Купить журнал

Мемуары Екатерины Великой без пошлости. Почему академическое издание скандальных "Записок" императрицы стало научной сенсацией

Выход в свет академического издания "Мемуаров" Екатерины Великой, впервые опубликованных по современным научным правилам, - убедительное и авторитетное свидетельство продолжающейся на наших глазах Великой архивной революции.

Г.-Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 год.

Г.-Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 год.

Запретный плод сладок

У этой увлекательной книги, содержащей важные династические секреты Дома Романовых, была своя судьба и свой долгий путь к читателю. На протяжении нескольких поколений восприятие воспоминаний императрицы было мифологизировано "сквозь призму их исторических соответствий престолонаследию"1. Миф заключался в том, что якобы Екатерина в своих "Записках" признается в том, что настоящим отцом ее сына Павла Петровича (будущего императора) был не законный супруг великий князь Петр Федорович, а фаворит камергер Сергей Васильевич Салтыков.

"Мемуары" Екатерины Великой.

Тем самым возникал резонный вопрос о легитимности всей династии Романовых, начиная с Павла I.

Обстоятельства времени и места способствовали укоренению мифа в сознании россиян. Ряд десятилетий запретная книга считалась величайшей государственной тайной, о которой не подозревали даже августейшие особы. Она была известна лишь в нескольких списках, ходивших по рукам под большим секретом. С "Мемуарами" императрицы удалось познакомиться государственному историографу Н.М. Карамзину, причем он хотел "угостить" ими своего друга и многолетнего корреспондента экс-министра юстиции И.И. Дмитриева. Один из списков находился в библиотеке Пушкина, который в начале января 1835 года передал его для чтения великой княгине Елене Павловне, супруге великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая I:

"Великая Княгиня взяла у меня Записки Екатерины II и сходит от них с ума"2.

Пушкин счел этот факт достойным упоминания в своем потаенном дневнике. "В день смерти поэта "Записки" находились в его кабинете и были опечатаны вместе с другими рукописями"3. После чего Николай I затребовал пушкинскую копию "Записок" к себе, причем наследник цесаревич Александр Николаевич получил доступ к заветному документу лишь после своего восшествия на престол4.

В 1869 году скандальные "Записки" Екатерины Второй, запрещенные цензурой в Российской империи, впервые опубликовал в Лондоне А.И. Герцен. "Таким образом, мемуары Екатерины ... были взяты на вооружение революционной пропагандой. ...Герцен так и писал, что публикуемые документы необходимы "для уголовного следствия, теперь начавшегося над петербургским периодом нашей истории". ...Опубликованные за границей, в России мемуары Екатерины оставались запретными. Упоминать их в подцензурной печати было небезопасно, тем более углубляться в их содержание"5. Революционная пропаганда сполна использовала неподцензурное лондонское издание для мифологизации образа императрицы в глазах потомков, утверждая без достаточных к тому оснований, что

Автограф Екатерины II.

Екатерина якобы писала свои "Записки" с одной-единственной целью - оправдаться в собственных прегрешениях. "Цель их очевидна; это - потребность души, великой при всех недостатках и даже преступлениях, оправдаться в глазах сына и потомства, которое, конечно, должно оценить и побуждение, и искренность этих признаний"6.

"Записки" стали доступны русскому читателю лишь в 1907 году.

После Первой русской революции прекрасно разбиравшийся в конъюнктуре книжного рынка известный издатель А.С. Суворин удачно реализовал успешный коммерческий проект, выпустив тиражом 2000 экземпляров русский перевод с французского подлинника, опубликованного на языке оригинала Императорской Академией наук в 12-м томе собрания сочинений императрицы. В этом издании не было купюр, однако русский перевод, хотя и отличался полнотой и точностью, страдал стилистической тяжеловесностью и не передавал многих оттенков французского оригинала. Суворинское издание стало вехой в изучении мемуарного наследия императрицы: был положен конец "монополии политических радикалов на его публикацию и истолкование"7.

Г.-Х. Гроот. Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е годы.

Тройное дно китайской шкатулки

В конце 2021 года издательство "Ладомир" совместно с издательством "Наука" в авторитетной серии "Литературные памятники" тиражом 500 экземпляров выпустило в свет новый перевод, мастерски выполненный Е.В. Морозовой, специалистом по "галантному веку". Чтобы устранить недостатки предшествующих изданий, ученые обратились к рукописным оригиналам воспоминаний, которые в настоящее время хранятся в Российском государственном архиве древних актов и Госархиве Российской Федерации. Книга снабжена обширным и тщательно фундированным справочным аппаратом, облегчающим постижение основного текста и способствующим неспешному погружению в материал.

Если в 750-страничном издании А.С. Суворина в качестве иллюстраций было воспроизведено 12 черно-белых портретов и 5 факсимильных автографов, то в двух томах 1136-страничного нового издания "Мемуаров" имеется 103 цветных иллюстрации на вкладке и 25 очаровательных рисунков Н.А. Барбашовой, стилизованных под "галантный век" и графику мирискусников в тексте.

Это капитальное академическое издание "Мемуаров" стало первоклассной научной сенсацией. Однако на сей раз сенсационность заключается совсем не в том, в чем видели ее Герцен и люди его круга, пожелавшие уличить Екатерину в том, что "великая женщина сама поддалась гнусностям, столь живо ею изображаемым"8. Профессор, доктор филологических наук Т.И. Акимова и кандидат исторических наук М.А. Крючкова, многие годы посвятившие изучению "Мемуаров" и литературного наследия императрицы, авторы обширных пояснительных научных статей, опубликованных в Приложении, сумели избежать обличительного пафоса, с которым писали о Екатерине Великой последователи Герцена, желавшие пригвоздить государыню к позорному столбу Истории.

Сенсационность "Мемуаров" заключается в ином. Воспоминания Екатерины Великой можно сравнить с загадочной китайской шкатулкой, имеющей тройное дно.

Анна Ахматов в Царском Селе.

Диалог с Анной Ахматовой

Когда я дочитал до конца две книги "Мемуаров", у меня сформировалась парадоксальная убежденность в том, что своими воспоминаниями Екатерина Великая ухитрилась преодолеть время и пространство - поверх всех барьеров перескочить из восемнадцатого столетия прямиком в двадцатый век и какими-то неведомыми путями вступить в диалог с "Поэмой без героя" Анны Ахматовой. Слова, которые сама Анна Ахматова написала о "Поэме без героя", вполне применимы к "Мемуарам" Екатерины Великой: "Иногда я вижу ее всю сквозную, излучающую непонятный свет (похожий на свет белой ночи, когда все светится изнутри), распахиваются неожиданные галереи, ведущие в никуда, звучит второй шаг, эхо, считая себя самым главным, говорит свое, а не повторяет чужое. Тени притворяются теми, кто их отбросил. Все двоится и троится - вплоть до дна шкатулки"9.

В Царском Селе и Екатерина Великая, и Анна Ахматова могут с равным на то основанием претендовать на роль гения места. И в этом качестве царскосёлка Анна Андреевна является прямой наследницей царскосёлки Екатерины Алексеевны. На закате жизни Ахматовой близкие ей люди отождествляли поэта с императрицей. В ноябре 1964 года Л.К. Чуковская написала: "Видывала я Анну Андреевну негодующей Федрой, Екатериной Великой, царевной Софьей..."10. Поэт-переводчик А.И. Гитович, сосед Ахматовой по дачному участку в Комарове, посвятил ей стихотворение, где есть такие строки: "Почему на высокой прическе / Не надета корона с утра?"11

Автор "Поэмы без героя" отлично осознавала собственную связь с Фелицей, под именем которой Державин воспел государыню в знаменитой оде. Именно об этом сама Ахматова написала 20 ноября 1959 года в стихотворении "Наследница":

  • Казалось мне, что песня спета
  • Средь этих опустелых зал.
  • О, кто бы мне тогда сказал,
  • Что я наследую все это:
  • Фелицу, лебедя, мосты
  • И все китайские затеи,
  • Дворца сквозные галереи
  • И липы дивной красоты12.

Тайнопись "Мемуаров" и поэтическая непредсказуемость и аллегоричность "Поэмы без героя" имеют так много общего, что язык не поворачивается назвать все это лишь случайным совпадением. Полифоничность и стереоскопичность "Мемуаров" сродни множественности истолкования и многомерности прочтения "Поэмы без героя". И в том и в другом случае авторский текст содержит в себе потенциальную возможность различных вариантов его дешифровки.

  • Так и знай: обвинят в плагиате...
  • Разве я других виноватей?
  • Впрочем, это мне все равно.
  • Я согласна на неудачу
  • И смущенье свое не прячу...
  • У шкатулки ж тройное дно13.

И когда у читателя "Мемуаров" возникает призрачная иллюзия, что ему удалось разгадать очередную загадку, которую загадала потомству императрица, выясняется, что это сама августейшая сочинительница перехитрила слишком доверчивого читателя и сознательно направила его по ложному следу.

С.В. Салтыков (1726-1765).

Пишем Сергей, Захар в уме

Императрица, не скрывая факт своей близости с камергером Сергеем Салтыковым, вскользь бросает загадочную фразу: "Салтыков же, который в течение семи лет был соперником другого"14, но имени последнего в "Мемуарах" не называет и никакой путеводной нити для выхода из этого лабиринта не оставляет.

  • Вкруг него дорогие тени.
  • Но напрасны слова молений,
  • Милых губ напрасен привет.
  • И сияет в ночи алмазной,
  • Как одно виденье соблазна,
  • Тот загадочный силуэт15.

И лишь из комментариев мы узнаем, что речь идет о продолжительном и страстном романе с графом Захаром Григорьевичем Чернышёвым (1722-1784), будущим генерал-фельд-маршалом, президентом Военной коллегии, наместником Белорусским и генерал-губернатором Московским. В Дополнениях к основному корпусу "Мемуаров" опубликованы любовные записки великой княгини, адресованные графу Чернышёву, условные куртуазные обороты которых не способны замаскировать реальную пылкость чувств:

З.Г. Чернышёв (1722-1784).

"Я Вас люблю - очень, очень, очень".

"Видите, до какой степени Вы мне дороги: я люблю даже Вашу ревность. ...Нет, никогда тебя не любили так, как люблю я. В беспокойстве я беру книгу, хочу читать, на каждой строчке прерываюсь из-за Вас".

"Я буду Вас ждать с немного большим нетерпением, чем некоторые недотроги..."

"Я довольна, что Вы забыли свою табакерку у меня; это дает мне предлог написать Вам билет, чтобы сказать, что очень нежно люблю Вас, что меня интересует только Ваше удовлетворение и, конечно, я займусь этим, но мне надо немного времени, дабы как-то соблюсти приличия и оказать Вам взаимность наиболее удобным образом. Доверьтесь мне, я всё сделаю, что для нас полезно и необходимо".

"Вы хотите, чтобы я Вам сказала, что люблю Вас; могу сделать это с тем большим удовольствием, что это правда"16.

Станислав Август Понятовский (1732-1798).

Почему Екатерина Великая, неоднократно проявляя "неуместную откровенность", когда говорила о своих отношениях с мужем, или с фаворитами Салтыковым и Понятовским, ничего не написала в "Мемуарах" о своем длительном романе с графом Чернышёвым? На этот вопрос у историков нет однозначного ответа. Однако можно предположить, что августейшая мемуаристка предвосхитила в своей прозе поэтику "Поэмы без героя" и те весьма вероятные вопросы, которые от лица воображаемого редактора сформулировала сама Ахматова.

  • Там три темы сразу!
  • Дочитав последнюю фразу,
  • Не понять, кто в кого влюблен.
  • Кто, когда и зачем встречался,
  • Кто погиб, и кто жив остался,
  • И кто автор, и кто герой...17

Екатерина, фиксируя на бумаге свои воспоминания, не только ориентировалась на будущего читателя, но в то же самое время мистифицировала его, подтрунивая над ним самим и его призрачной проницательностью. В письме к барону А.И. Черкасову императрица, не скрывая иронии, сформулировала свое скептическое отношение к мнимой прозорливости потомков и грядущему суду истории:

И. Миодушевский. Вручение письма Екатерине II. 1861 год.

"Что скажет потомство, когда увидит это письмо... Оно станет делать предположения ... и - ошибется!"18Екатерина Великая права. Она оставила потомству обширное, но, увы, незавершенное мемуарное наследие, отличающееся чрезвычайным многоголосием. Императрица неоднократно живописала один и тот же сюжет с разных сторон, меняя собственное положение относительно описываемых событий и ракурс рассмотрения и истолкования былого. И этот подход к прошлому роднит автора "Мемуаров" с автором "Поэмы без героя". И в том и в другом случае любой вариант дешифровки текста, предлагаемый его исследователями, всегда будет носить лишь вероятностный характер.

  • Но сознаюсь, что применила
  • Симпатические чернила...
  • Я зеркальным письмом пишу,
  • И другой мне дороги нету -
  • Чудом я набрела на эту
  • И расстаться с ней не спешу19.

Сила и слабость женщины

Читая "Мемуары" и неторопливо погружаясь в двоящийся и троящийся мир дипломатических и придворных интриг, мы видим Екатерину Алексеевну в самых разных жизненных ситуациях. Вот она юной германской принцессой, имеющей в своем гардеробе всего-навсего несколько платьев, появляется при роскошном дворе императрицы Елизаветы Петровны.

Г.-Х. Гроот. Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743 год.

"Кланяясь и отвечая на знаки внимания, я всё время улыбалась и, нисколько не думая являть гордыню, впадала в противоположную крайность... я одинаково любезно приветствовала и канцлера, и истопника"20.

Став невестой великого князя Петра Федоровича, племянника императрицы, а затем - его супругой, Екатерина Алексеевна стремится привязать к себе всех - от истопника до канцлера, а потому не скупится на частые и дорогие подарки. "Раздача подарков происходила из врожденной расточительности и незыблемого убеждения в презренности богатства, которое я всегда рассматривала исключительно как средство доставлять нам удовольствие"21.

Сама обстановка при дворе Елизаветы Петровны способствовала неуемному мотовству великой княгини. И какое бы "следствие" над петербургским периодом истории государства Российского мы не вели, нам будет сложно вынести обвинительный вердикт, адресованный Екатерине Алексеевне. Ее расточительность заслуживает снисхождения потомства.

"Дамы интересовались только нарядами, и роскошь дошла до того, что туалеты меняли по крайней мере два раза в день; императрица сама чрезвычайно любила наряды, она почти никогда не надевала одно платье дважды, переодевалась по несколько раз на дню - и все следовали ее примеру; игра в туалеты заполняла день. Взяв себе за правило нравиться людям, с которыми мне приходилось жить, я усваивала их образ действий и манеры: я хотела стать русской и чтобы русские меня любили"22.

М. Махаев. Охотничий павильон в Царском Селе. 1759-1761 годы.

Стремясь добиться этой любви, Екатерина Алексеевна не страшилась делать долги, которые к моменту смерти Елизаветы Петровны "возросли до ужасной суммы в шестьсот пятьдесят семь тысяч рублей, которую я выплатила по четвертям только после своего восшествия на престол"23. Если учесть, что самой великой княгине Екатерине Алексеевне из казны императрицы Елизаветы Петровны выделялось тридцать тысяч рублей в год, а глава внешнеполитического ведомства великий канцлер граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин имел жалованье семь тысяч рублей в год, то великая княгиня задолжала министерское жалованье за 94 года.

Сумма действительно была грандиозной - 4,294 миллиарда рублей в реалиях лета 2022 года!

М. Махаев. Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку. 1753 год.

P.S. О характере Екатерины и ее расточительности не скажешь лучше Пушкина:

"Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали. Самое сластолюбие сей хитрой женщины утверждало ее владычество"24.

Ф. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 год.

"Мемуары" Екатерины Великой - это книга с открытым финалом. Она не завершена, как не завершена Великая архивная революция. В конце рукописи нет даже точки...

  • 1. Акимова Т.И. Мемуары Екатерины Великой: Путь к счастью, или Об уроках жизни удачливой немецкой принцессы // Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. / Изд. подгот. М.А. Крючкова, Т.И. Акимова, Е.В. Морозова. Кн. II. М.: Ладомир; Наука, 2021. С. 714 (Литературные памятники).
  • 2. Пушкин А.С. Дневники. Записки. СПб.: Наука, 1995. С. 46 (Литературные памятники).
  • 3. Теребенина Р.Е. Копия "Записок Екатерины II" из архива Пушкина // Временник Пушкинской комиссии, 1966 / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1969. С. 8.
  • 4. Дневник А.С. Пушкина. 1833-1835. С комментариями Б.Л. Модзалевского, В.Ф. Саводника, М.Н. Сперанского. М.: Три века, 1997. С. 25, 233-234, 589.
  • 5. Крючкова М.А. Мемуары Екатерины Великой: между философией и интригой // Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. Кн. II. С. 759.
  • 6. Там же. С. 767.
  • 7. Там же. С. 762.
  • 8. Там же. С. 767.
  • 9. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М. - Torino: Giulio Einaadi editore, 1996. С. 137.
  • 10. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. В 3 т. Т. 3. 1963-1966. М.: Согласие, 1997. С. 241.
  • 11. Там же. С. 349.
  • 12. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1979. С. 302 (Библиотека поэта).
  • 13. Там же. С. 373.
  • 14. Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. Кн. I. С. 34.
  • 15. Ахматова А.А. <Строфы, не вошедшие в поэму> // Ахматова А.А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. С. 348.
  • 16. Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. Кн. II. С. 437, 440, 441, 445, 448. Психологическое объяснение любовного многоугольника в жизни Екатерины Алексеевны мы находим в "Старой записной книжке" князя П.А. Вяземского. Одна милая, умная молодая женщина, в откровенной исповеди, сказала князю: "Женщина, которая себя уважает и не совсем заглушила совесть свою, ни в каком случае, ни при каких увлечениях страсти, не позволит себе подвергнуться опасению водворить в семью свою детей, которые не принадлежали бы мужу ее. Но раз мужем застрахованная на известный срок (ее собственное выражение), это дело другое: тогда она не так безусловно обязана бороться с наступающим искушением" (Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т. 8. СПб. 1883. С. 397). "Застрахованная" мужем Петром Федоровичем "на известный срок", великая княгиня завела параллельный роман с Чернышевым и Салтыковым, причем официальный фаворит Салтыков был всего лишь ширмой для прикрытия интимных отношений с Чернышевым. Взойдя на престол, Екатерина вознесла на вершину имперского военно-политического олимпа Чернышева и ничего не сделала для погрязшего в долгах и обретавшегося в ничтожестве Салтыкова, чья дальнейшая биография неясна.
  • 17. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. С. 370.
  • 18. Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. Кн. II. С. 752.
  • 19. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. С. 373.
  • 20. Екатерина Великая. Мемуары. В 2 кн. Кн. I. С. 19.
  • 21. Там же. С. 88.
  • 22. Там же. С. 90.
  • 23. Там же. С. 103.
  • 24. Пушкин А.С. Дневники. Записки. С. 65.