14.01.2023 05:00
    Рубрика:

    Где в 2023 году отдыхать россиянам

    Прошедший год во многом стал поворотным для российской туристической отрасли. Число поездок внутри страны резко выросло, на рынке выездного туризма появилось больше турфирм, доля самостоятельных путешественников сократилась с 40% до 16%, а въездной туризм в Россию стремится к нулю. Об итогах 2022 года и прогнозах на 2023-й мы поговорили с экспертом по туризму Майей Котляр.
    Все больше российских туристов переориентируются с зарубежных направлений на отечественные. / Gettyimages
    Все больше российских туристов переориентируются с зарубежных направлений на отечественные. / Gettyimages

    Майя Исааковна, какие основные тенденции на российском туристическом рынке в 2022 году вы бы выделили?

    Майя Котляр: Опираясь на данные АТОР, можно сказать, что внутренний туризм вырос на 7%. Основных причин несколько. Во-первых, возможности вылететь за границу ограничены. Во-вторых, стран, куда сегодня можно летать прямыми рейсами, не так много - всего 32. И, в-третьих, удорожание выездных туров. Потому туристы стали переориентироваться на внутренние направления, к тому же для этого есть все условия. Те самолеты, которые попали под ограничения на международные полеты, теперь летают по России. И у нас наблюдается спад цен на внутренние авиаперевозки и, следовательно, на турпутевки. Этому предшествовала работа, которую проводило Федеральное агентство по туризму (упразднено в октябре 2022 г. - Ред.). В стране усиленно пропагандировался внутренний туризм, благодаря чему люди открыли для себя новые регионы. Проводились специальные акции для продвижения того или иного направления, появилась система кешбэков. Государство выделяет 160 млрд рублей на поддержку авиаотрасли и туризма, происходит субсидирование чартерных рейсов по дальним направлениям, куда раньше многие просто не могли позволить себе поехать. Возьмем, например, Байкал: раньше перелет стоил 30 тыс., а теперь - вдвое дешевле. Туристы начали ездить на Камчатку, куда раньше попасть было очень сложно, как раз из-за дороговизны авиаперелетов, а теперь можно купить билет за 20-25 тыс. рублей. Многие открыли для себя Приморье, Дальний Восток. Кроме того, у нас строятся новые отели, кемпинги, глэмпинги, прокладываются новые маршруты. И люди начали привыкать путешествовать по стране. Исчезла прежняя боязнь, психологические барьеры. Если раньше по России ездили 57-60 млн туристов, то за минувший год жители страны совершили 65 млн поездок.

    В том, что касается въездного туризма, ситуация, наверное, не такая оптимистичная?

    Майя Котляр: Да, все очень печально - падение на 99,5%. Можно сказать, мы легли на дно: сначала пандемия, потом условная изоляция - не только из-за СВО, но и из-за того, что иностранные туристы в РФ не могут расплачиваться своими банковскими картами. К этому прибавляется визовый барьер - российскую визу получить непросто. Сейчас идет работа над программой электронных виз, которые могут появиться уже в нынешнем году. Это облегчит иностранцам въезд в Россию. Готовится и проект туристических карт "Мир", который позволит путешественникам оформлять себе карты прямо в аэропорту прилета, что станет еще одним стимулом для роста турпотока. И, естественно, если этому будет способствовать геополитика и мы поработаем над внешним туристическим имиджем, число желающих посетить нашу страну возрастет. Но это не масштабная перспектива ближайшего года.

    Есть еще один фактор. В минувшем году среди иностранцев, посетивших Россию, лидировали по количеству немцы и турки. Китай был закрыт из-за пандемии. И одним из стимулов для роста въездного туризма будет открытие границ КНР - это будет означать приезд еще 1,5 млн гостей.

    Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Ариадна Рокоссовская

    А как обстоит дело с выездным туризмом?

    Майя Котляр: Здесь все гораздо сложнее. Туроператоры фиксируют падение на 95% по сравнению с 2019 годом, когда за границу выезжали 45 млн человек - те самые 30%, которые имеют загранпаспорта. А в прошедшем году таких было 23,5 млн - со всеми целями поездок. 40% выездного потока приходится на 17 направлений с прямым перелетом (см. инфографику). То есть, если брать в расчет только турпоездки, загранпоездки могут себе позволить 10 млн человек. Это объясняется, в первую очередь, пандемией, которая сильно ударила по ценам.

    Кроме того, я бы выделила еще и такие тренды выездного туризма за 2022 год:

    • существенное увеличение доли туроператоров, т.е. доля самостоятельных туристов с 40% сократилась до 16%;
    • горизонт планирования у туристов: в среднем от 2 недель до 1,5 месяцев;
    • резкая смена турпотоков с Европы на Азию;
    • рост цен на авиаперелеты привел к тому, что туристы все больше выбирают за рубежом отели 4* и 5*, т.к. доля наземного размещения уменьшилась, а средний чек за тур по ряду направлений вырос до 100%;
    • продолжает расти доля "люкса" и "премиума", в т.ч. по массовым направлениям. Но при этом смена приоритетов: Мальдивы и Сейшелы, куда многие в пандемию слетали по 3-4 раза, теряют свои позиции из-за открывшегося Таиланда, который, по моим прогнозам, будет главным конкурентом ОАЭ и Египта за второе место по турпотоку из РФ. Помимо этого, в 2023 году популярными направлениями станут Бахрейн, Катар, Оман и Эфиопия (транзит).

    Отмечу также, что в минувшем году были закрыты многие страны. В таких, как Турция или Египет, закрывались отели среднего ценового сегмента. Когда началась СВО, основная часть воздушного флота встала на прикол. Если раньше за границу летали 800 бортов, то сейчас - 89. А в феврале-марте был полный коллапс этой отрасли - к нам летали единичные иностранные авиакомпании. И пока ситуация восстанавливалась, произошел сильный рост цен на перелеты - на 40% даже по сравнению с пандемией. Имеет значение и ограничение числа стран, в которые мы можем летать. Европа для нас закрыта, и от 20 млн российских туристов, которые в 2019 году путешествовали в этом направлении, осталось всего 3-5%. Способствуют возрождению выездного туризма новые иностранные авиакомпании, которые входят на наш рынок, - Oman Air из Омана, Gulf Air из Бахрейна, Air Alge rie из Алжира. Судя по данным, которые привел в недавнем интервью гендиректор "Аэрофлота" Сергей Александровский, с трудом, но идет восстановление международных линий: их доля к концу 2022 года достигла почти 20% от допандемийных показателей. Дальше все будет зависеть от внешней политики России и иностранных государств.

    Какие тенденции на туристическом рынке в наступившем году вы видите уже сейчас?

    Майя Котляр: Усиление внутреннего туризма, на который будут выделяться десятки миллиардов рублей. Идет работа над программой "Туризм и индустрия гостеприимства" - это в том числе строительство новых отелей. Ее первые результаты можно будет увидеть уже в 2023-2025 гг. Снова будут субсидироваться чартерные перевозки. Вообще, есть планы ежегодно перевозить по России 100 млн пассажиров. В нашей стране можно отдохнуть за любой бюджет. Можно, например, отправиться смотреть северное сияние за 20 тыс. рублей, а за границу вы на эти деньги не поедете. Помните, в начале разговора я говорила, что в прошлом году было 65 млн поездок внутри страны? Мой прогноз: в новом году эта цифра увеличится еще на 10-15 млн.

    Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Ариадна Рокоссовская