Почему праздник Рождества Христова остается значимым для верующих и неверующих? В чем его сила?
Протоиерей Владимир: Короткое, но полное драматизма евангельское повествование о Рождестве своим сюжетом точно может заинтересовать не только верующих и церковных людей. Во-первых, это семейная история. Семья отправилась в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Там негде было остановиться, и пришлось спрятаться от холода в хлеву. Начались роды. Другая важная сторона Рождественской истории - повествование об ангелах, которые появились на небе, их увидели пастухи и убоялись. Но ангел Господень сказал им: не бойтесь, вас ждет великая радость.
Еще одна линия Рождественского повествования: волхвы - инородцы! - увидели на небе звезду и устремились к ней.
Наконец, когда этот полный необычных событий сюжет завершился рождением Мессии, услышавший об этом царь Ирод, опасаясь за свою власть, приказал истребить всех младенцев в Вифлееме, чтобы рожденный там Царь Иудейский был убит вместе с ними. И вся эта история, пересказанная чуть ли не на одной странице, не перестает волновать и переполнять чувствами самых разных людей. Этого сюжета и его роли в истории человечества уже никогда не обойти.
Если в человечьем обличье родился Бог, Тот, кто нас спасет, то тут уже не так важно деление на верующих и неверующих, потому что это радость, как говорится в одном Евангелии, "совершенная" (в другом - "великая"). Люди ощущают такую радость, только соединяясь с Богом. Сомневающимся или сверхрациональным персонам я бы посоветовал сходить на Рождественскую службу и посмотреть на лица людей в храме.
Получается, для неверующих Рождество это уже такой архетипический случай, и его невозможно выбросить из мирового общественного сознания?
Протоиерей Владимир: Конечно, невозможно. И в сюжете Рождества нам предлагается еще одна очень важная вещь. Ангел Господень говорит пастухам: не бойтесь! Со страхом, которым была пронизана жизнь человечества на протяжении многих и многих веков, мы, к сожалению, не распрощались. Он остается одной из самых важных наших эмоций. Люди постоянно опасаются самых разных угроз. То своему благополучию, то ограничению свободы. С нами страх одиночества, бедности, нищеты, голода, безработицы, бездомности, стихийных бедствий, катастроф, болезней - собственных и своих близких. Фобии, тревоги, панические состояния сопровождают человеческую жизнь. Люди жаждут защиты. Актуальны любые рецепты, связанные с победой над страхом. И христианство дает нам этот рецепт. Оно говорит: только любовь, которая порождается соединением человека с Богом, и есть главный способ защиты. Весь драматический сюжет Рождества и все эмоции вокруг него продиктованы жаждой нелицемерной любви, без которой невозможно победить все наши фобии. Этот сюжет и его смыслы - очень живая вещь. Поэтому нас так волнует все, связанное с этим праздником. Я знаю людей, которые не считают себя христианами, но два раза в год - на Рождество и Пасху - приходят в храм. Поэтому Рождество не забывали во все эпохи. И в эпохи гонений на христиан воцерковленные и невоцерковленные люди любили этот праздник. 70-е годы я работал в Институте искусствознания и еще не был крещен.
Среди искусствоведов нашего сектора была христианка, известный киновед Нея Зоркая. И она всегда - раз в году - приглашала нас, весь сектор, 15 человек (я там был самым молодым) к себе домой на Рождество. Там нас ждал обильный Рождественский ужин, и вся эта интеллектуальная элита неизменно каждый год приходила к Нее Зоркой. Советские времена, но никто, даже неверующие, не мог подать свой голос против праздника Рождества. Так интеллигенция в советское время праздновала Рождество, пусть и не в церкви.
Рождество отразилось в несметном количестве художественных образов...
Протоиерей Владимир: Переполненность нашей культуры христианством меня поразила еще тогда, когда я потихоньку начал воцерковляться. Без преувеличения, миллионы картин посвящены Рождественскому событию. 20 веков Рождество вдохновляло художников создавать свои образы. А поэзия? Я еще в советское время начал собирать свои собственные антологии стихов на христианскую тему. Русская поэзия особенно отличилась Рождественской темой, начиная от Лермонтова и кончая Бродским. И Фет, и Блок, и Пастернак, и Бунин, и Вячеслав Иванов, и Ходасевич, и Есенин, и Владимир Соловьев, Гумилев переводил стихи о Рождестве - все отметились связанностью с этим событием. Бродский написал 10 стихотворений, посвященных Рождеству! Я - муж поэта, Олеси Николаевой, у нее пять стихотворений посвящено этому празднику.
У вас есть любимые строки из ее рождественских стихов?
Протоиерей Владимир: ...О, сердце! Ты - вертеп таинственный,/срываешься на верхних нотах,/когда рождается Единственный/Младенец там, в твоих темнотах!
Слышала однажды от католика, что Рождество - это радостно-гармоничный и скорее католический по духу праздник, а православные больше любят Пасху - драму и трагедию внутри Радости Воскресения.
Протоиерей Владимир: Сказать, что для католиков главное Рождество, а для нас Пасха, - это богословски неверно. Путь Богочеловека от Рождества до Пасхи не разорвать. Рождество без Пасхи и Пасха без Рождества невозможны. А спрашивать, какой праздник вам ближе, это все равно что спрашивать, кого ты больше любишь - папу или маму? Другое дело, что Рождество как праздник, несомненно, богаче преданиями, красивыми легендами, милыми сказками, народными верованиями. Елка, ясли, вертеп, дары, которые принесли волхвы-звездочеты... Легенда о том, как рожденному младенцу Христу поклонились разные деревья и как при этом в стороне стояла елочка... А Пасха - это такая надежда людям на вечную жизнь! Одномоментное чудо из чудес, к которому все шло через страшные события - пытки, неправедные суды, убийство Бога. Апостол Павел сказал: если Бог не воскрес, то вера наша тщетна. Как отрезал. И конечно, к этому всему не прирастают милые сказки и легенды.
Недавно в новостях появилось сообщение, что на Западе указывают на слишком высокую христианско-центричность праздника Рождества.
Протоиерей Владимир: Моя старшая дочь преподает во французском лицее (это разбросанные по всему миру лицеи Дюма), там учатся французские дети, и им запрещено говорить "Рождество Христово". "Рождество" и все. А когда дети задают вопрос, чье же это Рождество, то им запрещено отвечать. Якобы это может расстроить людей другой веры. Какая-то странная, лукавая толерантность, если не дьявольский обман. Замечательный поэт Семен Липкин рассказывал мне, что он попал в Одессе в гимназию в 1917 году по 3-процентной норме для евреев. И там преподавали Закон Божий. Дети из еврейских семей, естественно, могли не ходить на эти уроки. Но он записался, дав хороший повод священнику-законоучителю покрикивать на гимназистов: еврей Липкин лучше знает Закон Божий, чем вы, олухи. Я его спросил: Семен Израилевич, а зачем вы записались? Он говорит: ну как же, я нахожусь в окружении православных христиан и должен знать, по какому закону они живут. Зачем мне оставаться в неведении? - ответил он мне. Это и сейчас актуально. Ну хорошо, ты другой религии, но ты должен знать, что люди вокруг тебя празднуют. Почему это знание должно тебя оскорбить? Все эти стыдные самоукоры то французов, то немцев "елка оскорбляет мусульман" - какое-то странное лукавство.
Рождество 2023 года мы встречаем в условиях специальной военной операции. И время вносит в нашу жизнь драматические и трагические ощущения. Что вы можете сказать тем, кто находится на пике испытаний - воюет, сидит в блиндажах и окопах?
Протоиерей Владимир: Фронт - это место, где уповают не только на военачальников и стратегов. Там, как нигде, уповают на помощь Божию. Как и Великая Отечественная война, специальная военная операция устанавливает иную связь людей с Богом. Приближает их к Нему намного эффективнее любых миссионеров. Те, кто воюет на СВО, должны знать, что о них ежедневно молится вся церковь. А молитва - это очень важная метафизическая связь. У нас в храме два алтарника - очень близкие всем нам люди, по сути, наши дети - мобилизованы... Еще один наш прихожанин, юрист, отец двоих детей, ушел на СВО добровольцем. Так что для нас это все очень близко и очень серьезно. И я им и всем, кто с ними рядом, хочу сказать: знайте, вы не одиноки - ни на фронте, ни дома. Вы у нас в сердце, мы о вас помним. Желаем, чтобы вы были живы. И никогда не растеряли ту связь с Богом, которую обрели.