23.01.2023 17:51
    Рубрика:

    Бодался депутат с Солженицыным. Только экспертное сообщество может решить, каким произведениям быть в школьной программе

    Почти приговор: "Из школьной программы следует убрать "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына и другие "не прошедшие проверку временем" произведения". Такое мнение высказал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Депутат сослался на данные некоего исторического анализа, согласно которому Солженицын многое "высосал из пальца" и "вымарал в грязи собственную Родину".
    Творчество Солженицына в школах современной России начали изучать с 90-х годов прошлого века. / РИА Новости
    Творчество Солженицына в школах современной России начали изучать с 90-х годов прошлого века. / РИА Новости

    Мнение - частное, а шум поднялся вполне общественный. СМИ "новость" подхватили, и закрутилось. Слово сказано. Как отзовется? Можно ли сегодня исключить Солженицына из школы?

    Напомним, творчество нобелевского лауреата Александра Солженицына в школах современной России начали изучать с 90-х годов прошлого века. Дети знакомились с рассказом "Матренин двор" и повестью "Один день Ивана Денисовича".

    Отрывки из "Архипелага ГУЛАГа" вошли в программу по литературе в 2009 году, когда появился приказ тогдашнего министерства образования и науки включить это произведение в обязательный минимум для старших классов.

    Чтобы школьникам было легче читать и понимать такое большое (изначально в трех томах) произведение, Наталия Дмитриевна Солженицына взялась за подготовку сокращенного варианта. Получилось пятьсот с лишним страниц: в твердой обложке, на хорошей бумаге, с множеством интереснейших иллюстраций. Презентация книги состоялась в редакции "Российской газеты" в октябре 2010 года.

    "Архипелаг ГУЛАГ" начал свое шествие по миру в 1974 году, - вспоминала тогда Наталия Солженицына. - Книга переведена более чем на 40 языков. Первые шестнадцать лет после появления она не могла быть перепечатана в Советском Союзе и странах восточной демократии, как тогда говорили. В России официально публиковать "Архипелаг" начали с 1990 года".

    Что сейчас? В недавно утвержденной Минпросвещения (приказ от 23.11.2022 № 1014, зарегистрирован 22.12.2022) Федеральной образовательной программе среднего общего образования (10-11-е классы) представлена Федеральная рабочая программа по предмету "Литература".

    Там в пункте 20.4 "Содержание обучения в 11 классе" черным по белому отдельной строкой 20.4.2.17 написано: "А.И. Солженицын. Произведения "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты книги)".

    Кстати, там же, парой строк выше, есть и "Молодая гвардия" Фадеева, и "Горячий снег" Бондарева.

    Мнение - частное, а шум поднялся вполне общественный. СМИ "новость" подхватили, и закрутилось

    А в предметных результатах освоения программы по литературе значится "знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной русской литературы". И здесь опять среди других авторов видим имя Александра Солженицына.

    - Подобные высказывания и предложения нравственно небезопасны для развития нашего будущего поколения и, по сути, безответственны, - считает заслуженный учитель России, директор московского Центра образования №109 Евгений Ямбург. - Владимир Путин встречался с Наталией Солженицыной. В 2009 году в программу были включены некоторые фрагменты из "Архипелага ГУЛАГа".

    Вот так 28 октября 2010 года в редакции "Российской газеты" Наталия Солженицына и Евгений Миронов презентовали издание "Архипелага ГУЛАГа" для преподавания в школе. Фото: Виктор Васенин/ РГ

    Безусловно, нужно, чтобы все эти вещи дети знали, уверен Ямбург. Но не для того, чтобы, как говорят некоторые, ковырять раны или выносить сор из избы.

    - И потом, что это за изба, которая доверху наполнена сором? В ней же дышать невозможно, - говорит учитель. - Но если мы не обсуждаем тему в школе, а она доступна в интернете, в книгах, то дети просто перестанут нам доверять. Школа между тем - первая государственная организация, с которой встречается ребенок. И недоверие к учителю оборачивается недоверием к государству. Кроме цинизма и презрения мы так ничего не получим. И давайте не забывать: Солженицын все же художник слова, а не историк. И у него художественные прозрения. Он имеет на них право. Историки спорят и тоже имеют на это право. Например, Солженицын в романе "Красное Колесо" был убежден, что развал России начался с либералов, с Февральской революции. Я, как историк, в этом с ним не согласен.

    У Солженицына множество и пророческих моментов. В "Как нам обустроить Россию" он, к примеру, уповал на местное самоуправление.

    "Российская газета" обратилась к депутату Вяткину с просьбой пояснить, чем вызвано его предложение и почему оно появилось именно сейчас. На момент подписания номера ответа на запрос редакция не получила.

    Комментарий

    Ольга Казакова, председатель Комитета Госдумы по просвещению:

    - Исключение из школьной программы того или иного раздела, произведения или, наоборот, включения их в программу - сложный и длительный процесс. Такие решения не принимаются просто так, на основании частного мнения. Мы приняли закон, который как раз это регулирует. В нем такие предметы, как, например, история, литература, получили особую степень защищенности: по ним утверждены федеральные программы для всех школ страны. И вопрос об исключении произведения Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" не стоял и не стоит. Он не выносился ни на площадку "Единой России", ни на обсуждение фракции партии в Госдуме, не обсуждался в профильном думском комитете и с профессиональным сообществом. А вот роман Фадеева "Молодая гвардия" в год 80-летия подвига антифашистской подпольной организации мы вернули в школьную программу. И это была совместная инициатива "Единой России", министерства просвещения и педагогического сообщества. Было множество консультаций и встреч с историками, литературоведами, сотрудниками музеев, учителями и представителями общественных объединений Донбасса. Это стало общим взвешенным решением и важным шагом для патриотического воспитания. Но наши дети должны знать не только славные, но и драматические страницы нашей истории, нашего великого народа.

    Особое мнение

    Как преподавать Солженицына в школе? Об этом "РГ" рассказывает преподаватель литературы, заслуженный учитель России Лев Соболев.

    Лев Иосифович, "Архипелаг ГУЛАГ" проходят в 11-м классе. Как это происходит на ваших уроках?

    Лев Соболев: В форме доклада или параллельно с "Одним днем Ивана Денисовича". Мысль такая: все, что подается как художественное обобщение в "Одном дне", имеет под собой документальную основу, которую мы берем из "ГУЛАГа".

    С каким бэкграундом приходят к вам ученики?

    Лев Соболев: Во-первых, они уже затрагивали эту тему по истории. Во-вторых, я или до Солженицына, или после него провожу несколько уроков, посвященных творчеству Варлама Шаламова. Мы смотрим хотя бы одну серию замечательного, на мой взгляд, фильма Николая Досталя "Завещание Ленина". И на уроках не затрагиваем их разногласия - это дело специальных семинаров. Меня интересуют два разных подхода к тому, что называется "лагерь" в нашей жизни. Александр Солженицын пишет о стойкости и о том, что нельзя убить душу даже в лагере, а Шаламов убежден, что это отрицательный опыт для кого бы то ни было. И ничего положительного душе он не несет.

    Что же касается "вымарывания в грязи собственной Родины", то это спор, который начался еще в начале XIX века и никогда не закончится

    Что, с вашей точки зрения, труднее всего дается пониманию современных детей при изучении на уроке литературы темы ГУЛАГа?

    Лев Соболев: Я предлагаю им поискать в истории собственных семей страницы, связанные с 30-40-ми годами минувшего века. И рассказываю свою. Мой дядя, младший брат моего отца, в 1941 году пришел в военкомат добровольцем. На фронт в 17 лет его не взяли, предложили танковое училище. Позже в одном из боев уничтожил вражеский экипаж, забрался в танк, развернул башню и стал стрелять по немецким танкам. За это был представлен к званию Героя Советского Союза. Но однажды вечером, когда положенные "сто грамм" уже возымели свое действие, он неосторожно заявил своим товарищам, что немецкие танки по сравнению с нашими не так уж и плохи... Я отлично помню, как однажды проснулся утром и услышал, что отец с кем-то разговаривает. Выбежал на кухню, спиной ко мне сидел человек в майке. Это вернулся из лагеря дядя. Он прожил недолго. Устроился работать на грузовой машине. И умер от рака пищевода.

    Такие личные истории трогают учеников. Не нужно лозунгов, не нужно специальными какими-то способами вызывать у детей эмоции. Им нужна просто информация. Конечно, они могут ее получить в интернете двумя кликами мышки. Но не ищут ее. Однако когда понимают, что в каждой семье есть подобная история, до них начинает доходить, как было страшно.

    Могут ли такие аргументы типа "высосал из пальца многие факты", "вымарал в грязи собственную Родину" быть поводом для того, чтобы считать художественное произведение недостойным школьной программы?

    Лев Соболев: Во-первых, мне кажется, что говорить о великом писателе в такой тональности - это признак абсолютного невежества. Понятно, что Солженицын с его высочайшей требовательностью к себе отвечает за любой эпизод, который вошел в его трехтомник. Что же касается "вымарывания в грязи собственной Родины", то это спор, который начался еще в начале XIX века и никогда не закончится. Потому что есть точка зрения Чаадаева: "Нельзя любить родину с закрытыми глазами". И точка зрения, которую предлагали противники Гоголя после выхода "Мертвых душ". Писатель сам так представил их мнение: "Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это все, что ни описано здесь, это все наше - хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе. Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?" И этот спор вечен.

    От редакции

    Можно проверять граждан на патриотизм, а можно и на бдительность. Суждение, высказанное одним из депутатов в чувствительные времена, когда стране нужны безусловные герои и поддержка их обществом, электрической дугой пробежало не только по информационным лентам. Задела чувства многих. Неужели, воспользовавшись моментом, горячие головы готовятся отправить, образно говоря, часть нашей драматической истории, в архивы с грифом "совершенно секретно"?

    И победы, и былые поражения - все наши. Знать все. Помнить все. И с этим побеждать. Уже со школьной скамьи.

    Вечно актуальную тему - литература в школьной программе - мы непременно продолжим. Как и продолжим обсуждать с нашими читателями и экспертами тему исторической правды и ответственности за нее. Любить Россию в непогоду умел не только великий писатель Александр Исаевич Солженицын. Думаем вместе.