01.02.2023 17:39
    Поделиться

    Правила провоза ручной клади в самолетах поменяют. В чем суть изменений

    Правила провоза ручной клади в самолетах поменяют, зафиксировав законодательно габариты сумок. Тем самым будут устранены конфликты между авиакомпаниями и пассажирами, те и другие получат понятный ориентир, рассчитывают в Ространснадзоре.
    Фиксация габаритов ручной клади облегчит пассажирские перемещения.
    Фиксация габаритов ручной клади облегчит пассажирские перемещения. / Александр Демьянчук/ТАСС

    Как пояснили в ведомстве "Российской газете", планируется начать работу над изменением Федеральных авиационных правил (ФАП) в пунктах о провозе ручной клади. "Речь идет о том, чтобы зафиксировать минимальные параметры, к примеру, рюкзака или дамской сумки, чтобы габариты ни у кого впоследствии не вызывали вопросов", - отметили в Ространснадзоре.

    Суть необходимых изменений заключается в том, чтобы обозначить в ФАП единые и понятные для всех измеримые параметры ручной клади, подчеркивают специалисты. Именно на эти параметры потом смогут ориентироваться авиаперевозчики различных бизнес-моделей, в том числе лоукостеры, добавили в ведомстве.

    Понятные нормы действительно нужны. "Сейчас есть закрепленные нормы провоза ручной клади 5 кг, но в большинстве авиакомпаний данная норма превышается. А вот габариты не закреплены, поэтому пассажиру сложно ориентироваться в большом количестве действующих норм и правил, которые диктуют авиакомпании, а не федеральное законодательство", - говорит Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров.

    На практике, поясняет он, по размерам ручной клади сложилось шесть различных вариантов требований от 120 см по сумме трех измерений до 90 см. Также есть два варианта требований к ручной клади по весу - 5 и 10 кг, и только одна авиакомпания параметры по весу не установила, что нарушает базовые нормы по обязательному минимальному весу 5 кг для ручной клади, замечает Зотов.

    Эта авиакомпания - "Победа". Лоукостер установил свои требования для ручной клади по габаритам (36х30х27). Соблюдения этих габаритов в авиакомпании требовали в том числе для дамских сумок и портфелей, которые вообще-то по ФАП должны провозиться в салоне самолета без дополнительной платы, даже если они не соответствуют габаритам. Загвоздка была как раз в том, что по ФАП габариты не установлены. После недавнего решения Верховного суда РФ авиакомпания отменила требования к габаритам ручной клади.

    Было бы справедливо зафиксировать в Федеральных авиационных правилах требования не только по минимальному весу, но и по минимальным габаритам ручной клади (то есть тем габаритам клади, с которыми пассажира должны пустить в салон самолета, перевозчик может разрешить проход и с более крупной кладью). Минимальные нормативы должны учитывать провозные возможности типа воздушных судов, считает Зотов. "Это повысит качество предоставляемых услуг, но при этом сохранит пространство для маневра авиакомпаний, т.к. параметры будут варьироваться от минимального в большую сторону", - отмечает он.

    Вопрос фиксации минимальных размеров ручной клади возник именно в связи с недавним решением Верховного суда об изменении правил провоза ручной клади авиакомпанией "Победа", замечает соучредитель Группы компаний "СЛК" (Сервисная логистическая компания) Дмитрий Аржаных. "Победа" является дочерним предприятием группы "Аэрофлот", эффективность бизнес-модели бюджетного перевозчика стала снижаться, что, конечно, беспокоит головную компанию, говорит он. У "Аэрофлота" условия провоза ручной клади крайне привлекательны по сравнению с другими отечественными перевозчиками. "Безусловно, этим пользуются пассажиры, и все мы видим переполненные полки для ручной клади на рейсах "Аэрофлота", - замечает эксперт.

    В правилах собираются установить размеры рюкзака или дамской сумки, которые точно можно будет проносить с собой в салон самолета

    По мнению Аржаных, изменения будут приняты уже до начала сезона отпусков, то есть к апрелю-маю этого года. Илья Зотов добавляет, что неоднократно обращались в минтранс с просьбой рассмотреть установление минимальных размеров ручной клади по сумме трех измерений, аналогично минимальной норме провоза по весу - 5 кг.

    А как у них?

    В США большинство компаний имеют общий стандарт для габаритов ручной клади. Например, у American Airlines можно взять на борт самолета чемодан 56x36x23 см и весом до 18 кг. В отличие от регистрируемого багажа, за ручную кладь не надо платить. Кроме того, пассажиру разрешено бесплатно взять с собой в салон личные вещи. Большинство европейских авиакомпаний предлагают бесплатно одно место для регистрируемого багажа (обычно до 23 кг) и одно для ручной клади. Так British Airways гарантирует провоз в салоне самолета сумок до 40х30х15 см и весом до 23 кг, однако могут допустить на борт и с более габаритным чемоданом, но при наличии свободного места. Авиакомпания Iberia готова взять на борт пассажира с ручной кладью 56х45х25 см, но весом не более 8 кг. Аналогичные нормы у Lufthansa. А вот у Ryanair разрешенные объемы ниже (40х25x20 см), зато допустимый вес больше (до 10 кг). Emirates Airline разрешает провоз в салоне ручной клади размерами 55х38х20 см и весом не более 7 кг, а Turkish Airlines - 55х40х23 см и до 8 кг.

    Подготовил Юрий Когалов

    Поделиться