Кендо - восточный, с японским акцентом родственник фехтования, или все же сходство весьма условное, поверхностное?
Владислав Толкишевский: Скорее, второе. Да, официально это современное японское боевое искусство фехтования на бамбуковых мечах. Но общего с классическим фехтованием, появившегося гораздо позже, не так много. Там поединок проходит на узкой дорожке, а у нас - на квадратной площадке размерами от 9х9 до 11х11 метров. Покрытие - твердая деревянная основа. Не используется электронная система определения нанесения результативного удара, этот вопрос находится в компетенции коллегиального решения судей. Да и набор очков, то есть зачтенных ударов, происходит не так стремительно, как в фехтовании, которое является спортом в чистом виде. Там в шпаге, сабле, рапире, как правило, бой идет до 15 очков, у нас - всего до двух. Плюс кендо - это еще и отдельная философия. И еще важное отличие: в кендо перед попыткой нанести удар по той или иной части тела соперника, боец голосом должен обозначать направление атаки. То есть, поединок идет открытый, без всяких хитростей.
Давно это боевое искусство культивируется в России?
Владислав Толкишевский: Первые попытки предприняты еще в середине 1960-х годов. Закоперщиком выступил Владимир Янушевский. Он родился и вырос в Японии, в нашу страну приехал уже в зрелом возрасте и даже говорил с акцентом. Благодаря его инициативе в стенах Московского государственного университета прошла презентация кендо. Однако идеологи того времени признали этот вид единоборств чуждым взглядам советского человека. И наступила пауза длиной аж в четверть века. Только в начале 1990-х состоялось второе для нас пришествие кендо. Огромную роль в продвижении боевого искусства в России сыграл бывший премьер-министр Японии Рютарю Хасимото, занимавший свой высокий государственный пост с 1996 по 1998 годы. Он лично дал много советов по теории и практике кендо, в 1999-м присутствовал на одном из первых чемпионатов России, вручал награды победителям.
Вы упомянули некие философские принципы кендо. В чем их суть?
Владислав Толкишевский: Это путь воспитания человеческого характера через формирование разума и тела, развитие сильного духа через правильные и строгие тренировки, умение высоко ценить вежливость и честь, всегда совершенствовать себя.
Те, кто сейчас серьезно занимаются кендо, пришли из фехтования?
Владислав Толкишевский: Бывших фехтовальщиков у нас на самом деле не так много. В кендо в основном приходят те, кто пристально интересуется японской культурой, боевыми искусствами Востока. Причем это не только ребята, хватает и девушек.
А как вы сами стали одним их тех, кто на самом серьезном уровне продвигает кендо в России?
Владислав Толкишевский: Начинал практически с нуля. В молодости занимался разными боевыми искусствами, затем из-за травмы прекратил активные тренировки, однако спортивную форму старался держать. Живу в Казани, где кендо развивается с 2001 года. Этим видом спорта заинтересовался мой шестилетний сын, я отвел его в секцию и постепенно сам стал глубокого погружаться во все нюансы этого вида единоборств. Он показался мне чрезвычайно увлекательным, захватывающим. Со временем стал пристально изучать методическую литературу, выписывал ее специально из Японии, общался с инструкторами с родины кендо, приглашал их в нашу страну и сам ездил к ним в гости. И мое простое увлечение кендо переросло в нечто больше, можно сказать, в основное дело жизни. Я, кстати, выпускник Поволжской государственной академии физической культуры, окончил магистратуру по специальности "Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта". А избрал я, как видите - именно кендо. Постепенно погрузившись в премудрости этой дисциплины, я возглавил Федерацию кендо Республики Татарстан, вошел в состав руководящих органов российской федерации вида спорта, получил судейскую категорию и тренерский статус. После некоторых организационных преобразований я и мои единомышленники создали новую Всероссийскую федерацию кендо, которую Минюст официально зарегистрировал летом прошлого года.
Помимо Японии, кто входит в число мировых лидеров кендо?
Владислав Толкишевский: Южная Корея. И там несколько иной и, на мой взгляд, более прогрессивный подход к популяризации кендо. Японцы делают упор на соблюдение национальной самобытности боевого искусства, развивая его в основном в рядах полиции и иных силовых ведомств. А корейцы, напротив, выступают за полноценный спорт для всех, у них существует серьезная система соревнований на профессиональном уровне безотносительно того, чем человек зарабатывает на жизнь. Это может быть инженер, рабочий, кто угодно И в Японии, и в Южной Корее все начинается с детей, следующая ступень - школьники, студенты, тренировки у которых чрезвычайно сложные, но а дальше уже люди выбирают. Кто хочет сделать кендо делом жизни идет в профессионалы, как в Корее, или в силовые структуры, как в Японии. Остальные же продолжают заниматься в свое удовольствие. Много людей начинают постигать премудрости кендо только в зрелом возрасте. Так, в Россию приезжал сенсей, который стал заниматься в возрасте 50 лет и достиг высокого уровня - шестого дана. Как в Японии, так и в Корее, кендо - национальное достояние, и оно - для всех. Особенно сильны японские полицейские, у которых кендо, наравне с дзюдо, основная дисциплина. Занимаются абсолютно все, тренировки проходят каждый день.
У нас в России кендо развивается в вузах, МЧС, а так же ведется работа по включению кендо в подготовку в учебные заведения МВД.
Каковы наши основные успехи на международном уровне?
Владислав Толкишевский: В предыдущем десятилетии российские юниоры четырежды становились чемпионами Европы. В 2019-м представительница Новосибирска Мария Пономарева выиграла серебро континентального первенства среди взрослых.
А хотя бы система организации официальных соревнований схожа с фехтованием?
Владислав Толкишевский: В этом плане - да. Есть личное первенство среди взрослых или в разных молодежных и детско-юношеских категориях. Проводятся командные турниры, там нарастающим итогом считаются общие командные баллы в поединках.
Познакомьте любителей спорта с основными предметами экипировки бойца кендо, их названиями.
Владислав Толкишевский: С удовольствием. Оружие - меч из бамбука, из четырех скрепленных кожей планок. Название - "синай". Все защитное снаряжение в целом - "богу". В комплект "богу" входит маска для лица, напоминающая фехтовальную - "мэн". Еще защитные доспехи для корпуса бойца - "до". Плюс рукавицы - "котэ", и "тарэ" - защита паха и бедер. Правда, это лишь малая часть принятых в кендо терминов на японском языке. На языке родоначальников боевого искусства во время соревнований произносятся разные виды ударов, судейских команд, и так далее.
Меч изнашивается со временем?
Владислав Толкишевский: Срок его "боевой" жизни при постоянных тренировках и поединках - примерно полгода. Потом начинается отслоение древесины от основы, требуется замена. Вообще, весь инвентарь мы заказываем в основном в Китае, также в Японии или Корее, как правило через сервисы интернет-доставки.
В каких городах или регионах основные центры развития кендо в России?
Владислав Толкишевский: Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Кендо культивируется примерно в полусотне регионов России. А общее число занимающихся пока около двух тысяч. По сравнению с другими видами спорта немного. Однако, я уверен, что зрелищность, а главное - глубокая философия воспитания бойцовского характера в кендо, откроет для этого спорта новые горизонты уже в ближайшее время.