издается с 1879Купить журнал

Донбасский Боян и его баяны

Слепой музыкант Владимир Барелюк из Шахтерска по всей стране собирал инструменты для удивительного музея

Володя Барелюк потерял зрение в 1944 году - уже после того, как его родной Шахтерск был освобожден от фашистов. Порох вспыхнул в руках девятилетнего пацана. И значит - крест на мечте стать музыкантом.

Владимир Алексеевич Барелюк (1934-1998). Фото: Владимир Аносов

Но в интернате для слепых мальчишка начал учиться играть на домре и баяне. И выступать на сцене. А потом поехал в Ростов-на-Дону поступать ни много ни мало в музыкальное училище. Блестяще сдал экзамен. И... не был зачислен.

Где это видано - слепой музыкант?! Разве что в дореволюционной повести Владимира Короленко...

Любой бы сдался на месте юноши. Но Володя поехал в Москву - и добился справедливости: по приказу из столицы талантливого и упорного мальчишку зачислили в училище!

- А потом он сорок лет работал преподавателем в нашей городской музыкальной школе, - рассказывает заведующая Шахтерским музеем баяна Анна Пархоменко. - И всегда ставил перед собой невозможные цели. А когда достигал их - ставил еще более невозможные.

Мало стать баянистом-виртуозом. Мало обучить поколения маленьких донбассовцев игре на замечательном инструменте. Надо собрать коллекцию, какой не видел мир. Ни больше ни меньше.

Как?!

Владимир Алексеевич Барелюк (1934-1998) и экспонаты его любимого детища. Фото: Владимир Аносов

Городок маленький, да мир большой. Барелюк вступил в переписку с самыми известными исполнителями планеты. А потом поехал собирать баяны для музея по нашей необъятной стране. Когда-то так же, ведомые незамутненной любовью к искусству, бродили по городам и весям древнерусские певцы-бояны...

- Поехал? - изумляюсь. - Слепой?

- Его возила жена Жасмина Савельевна, - объясняет заведующая музеем. - Сутками сидела за рулем. Да и вся семья, в которой выросли двое прекрасных сыновей, его поддерживала. В 1983 году музей открылся. Сегодня в нем более трех тысяч экспонатов.

Безграничны силы человека, когда ему есть за что бороться!

Экскурсия по музею - потрясение на каждом шагу.

- Вот вы, например, знаете, почему у Ливенской гармони левый корпус всегда оснащен зеркалом? - интересуется Анна Пархоменко.

- Как в автомобиле, зеркальце заднего вида? - пытаюсь угадать.

- Да ладно! Это чтоб гармонист, первый парень на деревне, мог поправить свой чуб или кепочку, полюбоваться собой.

- А вот эта малюсенькая гармоника - игрушка?

- Вовсе нет, это знаменитая гармошка-черепашка.

- Потому что размером с нее?

- Снова не угадали. Потому что сделана в Череповце. С гармонью часто так: где она появлялась - так и называлась. В Саратове саратовская, вот она, с колокольчиками, в Бологом - бологойская. Ну а черепашка - для шуточных мелодий, частушек. Веселая!

Играй, баян! Фото: Владимир Аносов

Анна Александровна умело сводит крохотные меха - и ноги сами начинают в такт притоптывать...

Сколько же здесь всего! Старинные гармошки, какие делали только вручную, и грандиозная коллекция гармошек губных. Рояльная гармонь - предшественник современного аккордеона. Английская концертина, немецкая фисгармония...

Но русский баян, само название которого от сказителя-бояна, - вне конкуренции. Какая свадьба без баяна!

Владимир Алексеевич Барелюк (1934-1998) и экспонаты его любимого детища. Фото: Владимир Аносов

Военных времен патефон Анна Александровна заводит специально для "Родины" - и помещение музея наполняется до боли родными песнями сороковых.

На стене - большой портрет маршала Буденного

- Тут и личные вещи его, - поясняет Пархоменко. - И пластинки, где Семен Михайлович играет на баяне в дуэте со знаменитым музыкантом Зайцевым, и книги, подписанные супругой. Играть Буденного научили солдаты на фронте, у него был прекрасный слух, и даже Сталин порой просил его сыграть "Барыню".

Играй, баян! Фото: Владимир Аносов

Владимир Алексеевич Барелюк вел переписку с супругой маршала, мечтал "заманить" в музей его гармонь. Мария Васильевна согласилась, жаль отказали другие родственники...

Жаль, потому что бесхитростные инструменты - символы военной эпохи, сохранить которые необходимо не только в нашей памяти.

"В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: "Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!" - читаю в летописи музея. - Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдатам отправили около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт прислали уже шестьдесят тысяч инструментов. В 1942 году, по ходатайству Политуправления Красной армии, наркомат местной промышленности обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства - и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием..."

Фото: Владимир Аносов

- Тульская гармонь и венская трехрядка, - показывает хозяйка музея, - прошли через всю Великую Отечественную войну. - И после недавних боев за Шахтерск уцелели, когда украинский снаряд попал в здание музея.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?