издается с 1879Купить журнал

Мужчины и женщины села Висим

О чем напоминают нашему читателю фотографии и письма его семьи

Хорошо помню свою немногословную бабку Анфису, простую крестьянку-колхозницу. Ее шершавые, никогда не видевшие никакой косметики, но удивительно теплые руки. Ее стряпню из русской печи. Помню, поминаю и... не понимаю, как сумела она устоять в военном лихолетье, как выдержали, не полопались от тоски, ожидания, жуткого напряжения физических и моральных сил ее нервы и сердце.

Группа жителей села Висим с призывниками. Осень 1939 года. На первом плане слева Михаил Калинин.

из семейного архива

Группа жителей села Висим с призывниками. Осень 1939 года. На первом плане слева Михаил Калинин.

Ее старший сын, Михаил Калинин, 1919 г.р., по воспоминаниям односельчан, крепкий, деятельный парень (наша семья жила в селе Висим Добрянского района Пермской (Молотовской) области) был призван на срочную службу в октябре 1939 года. Волею судеб попал в расквартированные в Белоруссии войска НКВД. К началу войны был командиром отделения. Пропал без вести в конце июня - начале июля 1941 года во время тяжелых боев в районе местечка Заславль Минской области.

Муж Анфисы Николаевны, мой дед Григорий Васильевич Калинин, 1898 г.р., был мобилизован Добрянским райвоенкоматом Молотовской области 16 января 1942 года. Известно, что некоторое время находился в запасном полку в Удмуртии (ст. Малая Пурга), а затем отправлен с маршевыми ротами на фронт. И всё, с концами.

Члены правления Висимского колхоза Красный Урал. Слева сидит Григорий Васильевич Калинин. Фото: из семейного архива


А это единственное письмо от него с фронта. Февраль 1942 года. Фото: из семейного архива

Сын Леонид, 1924 г.р., до войны учился в ФЗУ города Перми. Был призван в армию в июле 1942 г. Попал в 1047-й стрелковый полк и в сентябре того же года оказался в пекле Сталинграда. Был ранен в плечо. Находился в госпитале в с. Святославка Саратовской области. А дальше - неизвестность. 18-летний красноармеец Леонид Григорьевич Калинин подобно его брату и отцу пропал без вести...

Брат и сестра Леонид и Валентина Калинины. 27 июля 1941 года. Фото: из семейного архива
Письмо Леонида Калинина из госпиталя. 29 сентября 1942 года. Фото: из личного архива

Всю войну, едва доносилась из окрестных сел весть о возвращении комиссованного с фронта солдата, бабушка с такой же подругой-солдаткой то пешком, то на лошади ехала туда, чтобы узнать, не встречал ли кто их мужей-сыновей, но каждый раз возвращались в Висим безрезультатно. Тогда же Анфиса Николаевна получила еще один тяжелейший удар. Трагически погиб под колесами грузовика Виктор, один из ее младших сыновей.

А весной 1942 г. была призвана в действующую армию единственная в семье Калининых дочь Валентина 1923 г.р. 21 июня 1941 г. она получила диплом в Пермском библиотечном техникуме, а на следующий день рухнули все планы и мечты молоденьких выпускниц. До окончания войны Валентина Григорьевна Калинина служила в войсках ПВО, защищавших небо Москвы. Была сержантом, командиром поста воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), получила немало благодарностей. После войны работала в родном селе. Сначала в детских яслях, затем в библиотеке, которую сделала одной из лучших в Пермской области.

После войны в доме Калининых оставались лишь двое жильцов: бабушка да младший сын Александр (в письмах Шурка) Калинин, мой отец. Честный труженик, надежный человек, обладатель множества рабочих, мужицких профессий. Был крепким человеком, примером для сыновей и внуков...

В 2020 г. последний представитель семьи военных лет Александр Григорьевич Калинин скончался на 89-м году жизни. Подкосил ковид.

В нашей семье сохранились бесхитростные письма предвоенных и военных лет. Теперь их можно назвать ценными штрихами к портрету эпохи.

Письма Григория Васильевича, Михаила, Леонида и Валентины Калининых и Софии Станчик (1939-1942 гг.)*

Письмо от Леонида из Перми родителям. Осень 1939 г.

"Добрый день, счастливая минута.

Здравствуйте родители Папа, Мама, Шура, Витя, а также бабушка. Как живете, почему не пишите мне письма. Я вам два письма писал, во втором письме посылал фотокарточку, а вы мне ни одного не писали и не знаю, дошло нет второе письмо.

Мне охота в октябрьскую съездить домой и охота здесь посмотреть. Если от Миньки (старшего брата Михаила. - Авт.) прийдет письмо, то напишите мне его адрес.

С октябрьской будем работать на станках.

Пока до свидания, писать больше нечего.

Город Пермь,

Плоский поселок, общежитие шк. Ф.З.У N 2, комната 26. Калинину.

Пошлите брюки, которые папка брал в Перме, если никому не продали, я бы здесь продал и себе чего-нибудь купил бы".

Письмо Г.В. Калинина сыну Леониду в Пермь. 9 ноября 1939 г.

"Здравствуй Леня

Посылаем все по поклону. От тебя получили три письма, но первые два потеряли, не знали адреса куда тебе писать. Второе письмо с фотокарточкой получили 10/Х и Михаил еще прочитал и вечером уехал в армию, а 12/Х был целый день на Перми II.

Вам послали посылку вместе с Валькой на ее адрес, получили или нет?

Дорога как направится, тогда будем к вам. Денег пока пошлем переводом на этих днях, отдай.

Сколько получашь стипендии и сколько бывает (неразборчиво) уроков. Ходишь нет в столовую обедать?

Адрес Михаила: БССР. Город Минск, п/я N 1, квартира N 5. Калинину Л.Г.

Получил или нет чёсанки (валенки - Авт.) от Вали?"

Письмо Леонида из Перми домой. 21 марта 1942 г.

"Здравствуйте родители, мама, брат Шурка и бабушка.

Как проходит ваша жизнь? Остались только трое. Теперь Шурке приходится всю крышу огребать. Охота мне съездить домой, но наверно так и не прийдется. Летом в июле месяце пойдет третий год, как дома не бывал.

После мая будут брать в армию.

Ваше письмо я получил, пишу крупно, что бы Шурка разобрал.

Мама, поедешь ко мне, не забудь привезти белье, сухарей, гороховой муки и если есть не много хотя масла. А то здесь приходится жить только на 800 грамм хлеба, больше нет ничего. Буду ждать".

Письмо от Леонида из госпиталя. 29 сентября 1942 г.

"Здравствуйте мама, брат Шура и бабушка.

Пишу письмо из госпиталя 29 сентября. Во первых сообщаю про свою жизнь. 21/IX вступал в бой, а 24 был ранен в правое плечо. Сейчас все заживает, скоро опять пойдем на передовую. Но если убьют, то (цензура) Узнал, что такое война, и чем она пахнет.

Пишу письмо сейчас из госпиталя, нахожусь в (цензура), в общем не далеко от (цензура).

Мама, свой адрес пока не пишу, потому что скоро отсюда уеду. Пока все, остаюсь жив, здоров.

Калинин Леонид".

Письмо Михаила родителям из армии. 22 ноября 1939 г.

"Здравствуйте родители!

Папа, мама, бабушка, Шура и Витя. Во-первых, шлю вам свой красноармейский привет и желаю всего лучшего в вашей жизни. Как живете, хорошо нет. Как из-за хлеба и денег. Но я живу, знаете какая красноармейская жизнь не плохая, не об чем не думаешь, а только как лучше овладеть военными и политическими знаниями. Но папка и мама я хочу у вас спросить, посоветуйте нужно нет мне идти учиться в полковую школу на командира, а потом все выше и выше и в последствие на постоянную в армию. Учиться надо не один год, ну и смотря на кого будешь учиться, а так в армии служить 2 года, а когда выучишься на какого командира, тогда служить 3 года.

Мне что-то не хочется, потому что учиться надо год и служить долго. И тут никуда не съездить, а так красноармейцем можно объехать весь Советский Союз по командировкам. Напишите, как посоветуете, а меня начальство заставляет учиться, а некоторые желают, да их не берут. Буду ждать ответ вашего результата, как быть.

Ваш сын М. Калинин".

Письмо от сослуживицы Михаила Софьи Станчик его отцу Григорию Васильевичу Калинину в с. Висим. 30-го августа 1941 г.

Здравствуйте Григорий Васильевич.

Вам конечно покажется очень странным, кто Вам пишет, Ваше внимание я задерживать долго не буду и прошу сообщить имеете ли вы какие сведения от Михаила, так как этот вопрос интересует всех, кто его знал по службе.

Я работала в одной военной части, где он нес свою службу, знала его как хорошего товарища, примерного комсомольца, который имел ни одну благодарность от командования. Последнюю благодарность он получил в дни Первого Мая. С начала дней боев, т.е. с 25-го июня всех нас оттуда эвакуировали, а они остались защищать нашу родину, так, что мы не знаем жив-ли он или нет. А потому просим сообщить по адресу:

Свердловская обл., Серовский район, пос. Сосьва, п/я 239, 2-й отдел. Станчик Софии Павловне".

Письмо Валентины Калининой в с. Висим. 18 марта 1942 г.

"Здравствуйте мама, Шура и бабушка.

Шлю Вам свой красноармейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Пишу это письмо из Тульской обл. За этот месяц пришлось много мне ездить. Из Каширы уехали в Серпухов, была в г. Москве, а пока сейчас пишу из с. Роща, будем здесь мы до 1 октября, а потом опять поедем в Каширу. Живу пока ничего, писем не получаю ни от кого. Да всё вот ни на одном месте живу, всё в разъезде.

Проезжали из Серпухова через деревни, которые раньше были захваченные немцами, а сейчас тут стоят одни только печи да сожженные дома. Оч. много разрушенных деревень.

До свидания. Пишите в Каширу, Моск. обл. г. Кашира, п/я 21".