21.02.2023 19:57
    Поделиться

    Цену на российскую нефть будут считать по-новому

    С апреля 2023 года налог на добычу для нефтяных компаний будет увеличиваться вне зависимости от размера реальной цены продажи нашей нефти на мировом рынке. Соответствующий законопроект уже прошел чтения в Госдуме, а 22 февраля будет рассмотрен в Совете Федерации.
    Сейчас речь идет об увеличении налоговых поступлений от нефтяных компаний на 660 млрд рублей.
    Сейчас речь идет об увеличении налоговых поступлений от нефтяных компаний на 660 млрд рублей. / Bet_Noire / iStock

    Если скидка на российскую нефть Urals к североморскому сорту Brent будет в апреле превышать 34 доллара за баррель, то для расчета налогов российской нефти будет использоваться средняя цена Brent минус 34 доллара за баррель. Для мая такой ценой станет стоимость Brent минус 31 доллар за баррель, для июня - Brent минус 28 долларов за баррель, а для июля - Brent минус 25 долларов за баррель.

    Стоимость Urals используется для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также налога на дополнительный доход (НДД). Первый налог платится с валовых показателей добычи, второй платится с финансовых результатов добычи, но включает себя также пониженный НДПИ. То есть чем меньше официальная цена Urals, тем меньший налог выплачивается компаниями.

    Цены на Urals относительно Brent снизились еще весной прошлого года. Дисконт доходил до 35 долларов за баррель, но со временем стал сокращаться. Второй виток снижения стоимости российской нефти произошел после принятия 5 декабря ЕС и G-7 потолка цен на российскую нефть (60 долларов за баррель) и 5 февраля на нефтепродукты (светлые - 100 долларов, темные - 45 долларов за баррель).

    Средняя цена Urals в январе, установленная Минфином, составила 49,48 долларов за баррель, а Brent - 84,5 доллара за баррель. То есть скидка на нашу нефть оказалась приблизительно 35 доллара за баррель.

    Компаниям, как и бюджету России, выгодна высокая цена нефти, но в сложившейся ситуации нефтяники платили меньше налогов, которые в нашей стране составляют по разным подсчетам от 65 до 80% в стоимости нашей нефти. В результате, уменьшение налогового бремени за счет занижения цены Urals для компаний оказывалось иногда выгоднее мер по сокращению дисконта.

    Как отмечает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников, фиксирование дисконта к Brent будет стимулировать компании сократить его до значений, закрепленных в Налоговом кодексе, в противном случае они просто будут платить больше налогов.

    По мнению главного аналитика "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексея Кокина, старый порядок расчета налогов создавал стимул для экспортеров занижать декларируемую цену, при этом часть экспортной выручки могла оставаться у их дочерних структур, таких как перевозчики, трейдеры или нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Сейчас речь идет об увеличении налоговых поступлений на 660 млрд рублей, то есть в среднем 2,4 доллара на баррель. Это немного, но это среднее: какие-то компании могут получить больший рост налогов и пересмотреть инвестиционные планы, соответственно и добычу на будущее, считает эксперт.

    Другое дело, что нефтяные компании и без этого нововведения оказались главными донорами бюджета, к тому же налоги для них уже сильно выросли с этого года. Но в этом случае их ставят перед выбором либо снижать дисконт, что в интересах государства, либо просто не продавая нефть по низкой цене.

    Каким будет фактический дисконт российской нефти относительно Brent, должно волновать самих нефтяников, считает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин. Если им не удастся согласовать с покупателями приемлемые цены, то придется выбирать между ростом налоговой нагрузки или новым сокращением добычи для повышения нефтяных цен, поясняет Потавин.

    Нефтяные компании оказались главными донорами бюджета

    Россия уже приняла решение добровольно снизить добычу на 500 тыс. баррелей с марта этого года. Но, по-видимому, речь может пойти о большем сокращении, считает Мельников. Бюджет РФ на 2023 год сформирован, исходя из предпосылки о снижении добычи на 8%, тогда как предстоящее сокращение на 500 тыс. баррелей в марте означает снижение среднесуточной добычи нефти (с газовым конденсатом) только на 4,5%, отмечает он.

    Также в законопроекте предусматривается изменения формулы расчетов выплат по топливному демпферу в сторону уменьшения выплат из бюджета компаниям. Демпфер выплачивается по итогам каждого месяца из бюджета с части разницы внутренних индикативных и экспортных цен на бензин и дизельное топливо (ДТ). Деньги получают нефтяные компании за оптовые поставки топлива на внутренний рынок, когда экспортная цена сильно превышает российскую; и платится компаниями в бюджет за поставки на внутренний рынок, когда это оказывается выгодней экспорта (такое было только в 2020 году, когда обвалились цены на мировую нефть).

    Дисконт на нашу нефть учитывался в расчете демпфера для бензина с сентября прошлого года. Он работает как понижающий коэффициент при расчете суммы выплат по демпферу. С начала января 2023 года он был ограничен 20 долларами за баррель. Планировалось, что такая формула сохранится до конца 2025 года. Для расчета демпфера на ДТ дисконт не учитывался.

    Теперь с апреля этого года для расчета бензинового демпфера будет учитываться скидка на нашу нефть в 25 долларов за баррель до конца 2025 года, а для ДТ - 10 долларов за баррель до конца 2023 года. Это снизит экспортную цену нашего топлива относительно российской цены, из-за чего объем выплат уменьшается.

    По мнению Мельникова, это может привести к снижению объемов переработки нефти в России с апреля. Помимо этого свою роль сыграет и начало плановых ремонтов на НПЗ.

    При этом, как отмечает Кокин, в отрасли должна произойти нормализация. Компенсации по демпферу в 2022 году достигали объемов, которые вряд ли ожидались создателями демпферного механизма (суммарно 2,2 трлн рублей). Нефтяные компании были готовы к корректировкам в 2023 году, считает эксперт.

    С другой стороны, компаниям значительно труднее перенаправить экспорт нефтепродуктов после закрытия основного рынка их сбыта - ЕС, чем поставки сырой нефти. Китай, Турция и Индия сами обладают избыточными нефтеперерабатывающими мощностями и экспортируют готовое топливо. Поэтому объемы переработки могут снизиться еще из-за отсутствия экспортных альтернатив.

    С точки зрения Потавина, уменьшение демпфирующих выплат негативно повлияет на доходы нефтяных компаний, которые и так будут вынуждены сокращать нефтепереработку. А это, в свою очередь, может вызвать рост цен на автомобильное топливо как в опте, так и рознице, считает эксперт.

    Поделиться