Выбросить такой объем товара с рынка без ущерба для покупателей, то есть для себя, невозможно. Это прекрасно понимали инициаторы санкций, поэтому российскую нефть запретили только в Евросоюзе и G7, а в остальных странах постарались ограничить ее стоимость, введя механизм потолка цен (сейчас для российской нефти он составляет 60 долларов за баррель). США пытались договориться с Ираном о снятии санкций, но ничего не получилось. Частично санкции были сняты с Венесуэлы, но желаемого результата пока это не принесло, добыча в стране не растет.
Международная торговля нефтью, по данным ОПЕК, составляет около 42-43 млн баррелей в сутки. Россия в январе отгружала на экспорт около 5,1 млн баррелей в сутки, Иран - 1,8 млн баррелей, Венесуэла - 0,6 млн баррелей в сутки. Причем, как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, в апреле 2018 года, то есть до санкций, анонсированных Дональдом Трампом, Иран поставлял на мировой рынок 2,6 млн баррелей нефти в сутки. Для сравнения: спрос на нефть в Германии, крупнейшей стране Европы по уровню энергопотребления, в 2021 году составил чуть более 2 млн баррелей в сутки. К апрелю 2019 года объем иранского нефтяного экспорта сократился до 0,4 млн баррелей в сутки, но потом поставки стали расти. Схожая динамика экспорта была характерна и для Венесуэлы.
Вся подсанкционная нефть, не только российская, торгуется со скидкой, независимо от того применяется ли к ней потолок цен. Иран и Венесуэла продают свою нефть Китаю и Индии также с дисконтом. Российская нефть продавалась со скидкой в эти страны задолго до введения потолка цен на нее и эмбарго на ее импорт ЕС. Как правило, это плата за более дорогую логистику и страховку.
Пока дело касалось только Ирана и Венесуэлы, доля такой торговли в мире была невелика. Но с отнесением российского сырья к товарам "пораженным в правах", объемы сделок с нефтью, цена которой значительно ниже рыночных котировок, увеличилась в три раза. Фактически теперь это каждая шестая международная сделка по покупке нефти.
Поскольку основной объем мировой торговли нефти приходится на несколько покупателей - США, Евросоюз, Китай и Индию, то получается, что рынок разделился на две части: дешевого и дорогого сырья. Страны, не поддержавшие санкции Запада, более половины своих потребностей в нефти удовлетворяют по ценам значительно ниже, чем те же США или ЕС.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, глобальный рынок нефти разделяется на две части. Первая из них - это традиционный западный рынок (еще вчера претендовавший на глобальность), для которого характерны высокая волатильность, наличие существенной спекулятивной составляющей и мощное воздействие политических факторов.
Второй сегмент, формируемый сегодня, будет включать в себя ведущие развивающиеся экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и других регионов планеты, выступающие в роли покупателей, и крупнейших производителей углеводородного сырья, многие из которых уже находятся под западными санкциями (Россия, Иран, Венесуэла). На этом рынке будут действовать справедливые равновесные цены, установленные на основе баланса спроса и предложения, устраивающие продавца и покупателя, а также лишенные спекулятивной составляющей и премий за политические риски. Уже в силу этих факторов цены в этом сегменте будут ниже, чем в западном секторе фрагментированного рынка, считает Андрианов.
Дешевые энергоресурсы - это низкая инфляция, развитие промышленности и бизнеса и экономический рост. Дорогие энергоресурсы - это рост цен, эмиграция промышленных предприятий и стагнация. Сейчас дешевые энергоресурсы получают страны, которые и так показывали рекордный экономический рост в последние два десятилетия, а дорогие остаются странам, пусть и богатым, но экономика которых росла ниже среднемирового показателя.
По мнению Андрианова, фрагментация рынка означает не только и не столько разделение товарных потоков на западный и восточный, сколько формирование новых независимых от воли ЕС и США инструментов обеспечения функционирования нефтегазовых рынков. Запад теряет рычаги контроля над глобальным рынком энергоресурсов. Отсюда и его последние действия, связанные с установлением потолков цен. С одной стороны, это попытка перейти от косвенных к прямым методам управления рынками. С другой стороны, потолок цен на ту же нефть - это попытка затормозить формирование независимого восточного сегмента рынка с его низкими ценами и перенаправить потоки сырья в серую зону. Потолок цен подразумевает, что Запад будет закрывать глаза на источник происхождения нефти, если она будет поступать в западные страны по низким "потолочным" ценам.
Цены на нефть из-за санкций будут расти. Как отмечает Родионов, санкции снижают предложение на мировом рынке, что отчасти играет на повышение цен. Это было особенно заметно в 2018 году, когда санкции в отношении Ирана стали одной из главных причин роста стоимости Brent. По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе для рынка определяющим фактором становится рост добычи в странах, не затронутых санкциями. Например, в Гайане - южноамериканской стране, где за последний год добыча выросла со 120 тыс. баррелей в сутки до 350 тыс. баррелей, а к 2027 году должна будет достигнуть 1 млн баррелей в сутки. Правда, все неподсанкционные страны, которые могут серьезно увеличить добычу нефти, не принадлежат к кругу стран ЕС или США, поэтому исключить их попадание под санкции также невозможно.