27.02.2023 19:20
    Поделиться

    Российские ученые восстановили изображение итальянских солдат, которые были разбиты под Сталинградом. И собираются вместе с костями отправить на родину

    С павшими солдатами вражеской армии не воюют. Это на Украине над трупами глумятся. А в России ухаживают даже за могилами французов времен войны с Наполеоном. Поисковый отряд под Миллерово нашел останки шестерых итальянских солдат, которые шли на Сталинград вызволять Паулюса. Медальонов при них не было. И вот Институт этнологии и антропологии РАН имени Миклухо-Маклая восстановил их портреты, чтобы найти родственников в Италии. По нынешним временам событие уникальное.
    Стефания Дзини любит свою работу и Москву. Из филологов в антропологи. Так бывает.
    Стефания Дзини любит свою работу и Москву. Из филологов в антропологи. Так бывает. / Юрий Снегирев

    Малый "Сатурн"

    К зиме 1942-го бои уже шли не за Сталинград, а в самом Сталинграде. Чтобы не пустить новые полчища в город, советским командованием была разработана операция "Уран" по окончательной ликвидации армии Паулюса. Но мало кто знает про "Малый Сатурн". В результате "Малого" была уничтожена 8-я итальянская армия под командованием Итало Гарибальди и немецкая оперативная группа "Холлидт". Навстречу итало-немецким войскам выступил Юго-Западный фронт под командованием Ватутина. Чей памятник, к моему великому возмущению, недавно был снесен. С нашей стороны - 425 тысяч бойцов. А у них было 459 тысяч. Но это - теплолюбивые итальянцы. И в период с 16 по 30 декабря наступление было остановлено, а итало-немецко-румынские части были отброшены к Миллерово и большей частью уничтожены. Наши танковые прорывы обратили итальянцев в бегство. Неслучайно Гитлер на заседании Ставки в "Волчьем логове" накануне операции так беспокоился за стойкость итальянцев и отправил в бойню танковые армии Гота и Манштейна. Но Паулюс помощи не дождался. Мы уже научились бить врага.

    В Риме после поражения отборной итальянской армии был объявлен траур, и отношения Муссолини с Гитлером испортились.

    На места боев в 2021 году выехал сборный отряд Фонда социальных проектов "Наследие" из Волгограда по руководством Виктора Василевского. Поступило сообщение от пожилого человека, что 25 декабря 1942 года в районе военного аэродрома в Миллерово были захоронены 16 тел погибших итальянских солдат. Они служили в отдельной зенитной батарее.

    Около двадцати археологов, историков и простых волонтеров обследовали местность в Мальчевском сельском поселении. Там и нашли шесть итальянских останков. Почему итальянских? А в земле сохранились латунные знаки отличия. Судя по прижизненным ранам, огневой расчет был уничтожен метким выстрелом наших артиллеристов. Три черепа из четырех восстановить невозможно. А вот три других было решено отправить в Москву, чтобы ученые восстановили внешность. Ведь медальонов при солдатах обнаружено не было.

    - Мы тут же провели молекулярно-генетическую экспертизу, - рассказывает исполнительный директор волгоградского фонда Анна Журавлева. - Когда найдутся родственники, мы будем уверены, что это именно они. Тогда точно можно будет похоронить итальянцев на родине. Но восстановление облика по останкам лучше всего делают в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН.

    От обезьяны до Суворова

    Профессор Михаил Герасимов личность легендарная. Он первый в мире научился восстанавливать облик исторической личности по черепу. По заданию Сталина он создал скульптурный портрет самого Ивана Грозного. Накануне Великой Отечественной его экспедиция вскрыла гробницу Тамерлана и вывезла останки в Москву для реконструкции. В двух словах: берется череп, и на него наносится пластилин по уникальной методике. Он был первым и единственным. Одним словом, лучший в реконструкции облика. Все портреты первобытных людей от австралопитека до хомо эректус, которые мы помним по школьным учебникам, - работа московских ученых. Михаил Кутузов, Александр Суворов, Федор Ушаков и даже Николай Миклухо-Маклай, чье имя носит Институт РАН - все они прошли через руки ученых из лаборатории Герасимова. Я позвонил в лабораторию. Меня там ждали.

    Черепа, черепа, черепа

    Обычная пятиэтажка на юго-западе Москвы. Но в цокольном этаже я увидел столько черепов, что ни на каком кладбище не наковыряешь. Они лежали рядами на полках по номерам и в полумраке. Жуткое зрелище.

    Руководитель лаборатории Елизавета Валентиновна Веселовская. Фото: Юрий Снегирев

    - Вы только не пишите адрес. А то жильцы узнают, и будет скандал, - сказали в лаборатории. - Кому захочется жить на черепах?

    - Подумаешь! Мой дом на Большой Татарской стоит на разоренном кладбище. Как трубы прорвет, так или череп выкопают, или берцовую кость.

    - Так-так... А адрес можно?

    В предбаннике лаборатории ковер и три бюста. Научная гордость. Тамерлан, Грозный и Миклухо-Маклай. Дальше официальная часть закончилась. На полу новая плитка, но кругом обшарпанные кабинеты с паяльниками, осциллографами и кучей видео- и аудиокассет (да-да, тут работают с допотопными источниками информации). И черепа, черепа, черепа. Мне тут же предложили чай. Когда я покосился на стол, где скалился череп рязанского жреца пятого или шестого века прямо рядом с моей чашкой, кандидат биологических наук Никита Хохлов его тут же унес.

    За чаем я познакомился с кандидатом исторических наук Стефанией Дзини. Что это, совпадение? Итальянка восстанавливает итальянцев.

    Лучшие в мире

    Елизавета Веселовская - руководитель лаборатории антропологической реконструкции. У нее на столе тоже черепа и пластилин. А в центре комнаты на фоне - бюст настоящего Суворова! Фельдмаршал пока в пластилине. Есть отличия от портретов кисти Левицкого, Крейцингера, Шмидта и еще кучи неизвестных художников. Нет, череп из могилы не доставали. Взяли посмертную маску и восстановили с помощью самых современных сканеров. Потом 3D принтер. Он тут же неподалеку, в "кухне". Передо мной уникальный скульптурный портрет. На него ушло 3 месяца работы и 200 тысяч рублей. Не дай бог задену. Пластилин ведь!

    - Не волнуйтесь, - успокаивает меня Елизавета Валентиновна, - это скульптурный пластилин. Мы его под настольными лампами нагреваем. Режем на полоски, потом накладываем на 3D череп. Потом облепливаем по методу Герасимова.

    - А можно сфотографировать вот этот череп?

    - Никак нельзя. Это заказ Следственного комитета.

    - Ну разве преступник узнает жертву по черепу?

    - Следственный комитет узнает. Мы подписку давали.

    Тут восстанавливали по черепу известнейшего грабителя XVIII века Луи-Доминика Бургиньона по прозвищу Картуш. Он попал под колесование, но его голову вымолил доктор Трунье. Так она оказалась после опытов в Парижском музее человека. И вот французские историки обратились в Москву.

    - Почему к вам?

    - Да потому что мы лучшие в мире, - не без гордости говорит Елизавета Веселовская.

    - У вас, наверное, работают прославленные скульпторы?

    - Ни в коем случае! Любое художество противоречит науке. Достаточно образования детского сада. Колбаски лепили? Вот и у нас так. Главное, чтобы все было по Герасимову.

    А еще я узнал, что один батюшка заказал скульптурный портрет святого, который у него в храме покоился. Вскрыл раку, передал череп и через несколько месяцев получил искомое изображение. Батюшку не называю, дабы не вводить во искушение. Теперь в приходе есть настоящее произведение искусства. И натуральный предмет поклонения.

    - А мощи нашего главного святого Сергея Радонежского не пробовали "воскресить"?

    - Пробовали. Церковь однозначно сказала нет. И я их понимаю. Мощи множество раз переносились с места на место. А вдруг там череп не святого, а какой-нибудь женщины?

    Наука тут бессильна.

    Джинсы на матрешки

    Стефания родилась в милом ее сердцу Милане. Закончила Миланский католический университет по дисциплине "Филология русского языка". А в 24 года в первый раз посетила Москву. Город произвел на нее такое могучее впечатление, что вся жизнь словно перевернулась. Точнее, не город, а наши москвичи. И тут же созрело решение: переехать в Москву.

    - Я была совсем девчонка, - с легким певучим акцентом говорит сеньора Дзини. - Начиналась ваша "перестройка". И я была очарована переходным периодом.

    - Да что там говорить, революцией.

    - Да-да, мы, итальянцы, любим революцию. В молодом возрасте, конечно. В Милане все казалось таким скучным...

    - А в России отсутствие колбасы не смущало?

    - А мы за колбасой с друзьями ездили на электричках в Прибалтику. Хотя это запрещалось иностранцам. Но я худо-бедно знала язык, и меня все принимали за эстонку.

    Склад "готовой продукции". Тут и хомо эректус и древняя алтайская девушка. Плоды работы лаборатории. Фото: Юрий Снегирев

    Потом Стефания преподавала русский итальянским бизнесменам. И итальянский бизнесменам российским. А иногда и им, и их детям. Лир от родителей не получала. Потому что сама решила, сама и будет выкручиваться. Потом торговала матрешками в Риме, а взамен привозила супермодную "вареную джинсу". Снимала квартиру с друзьями. Потом занялась серьезным бизнесом. Но деньги тратила на путешествия. Объездила весь мир. Но всегда возвращалась в два города: или Милан, или Москву.

    Обычная пятиэтажка на юго-западе Москвы. Но в цокольном этаже я увидел столько черепов! Они лежали рядами на полках по номерам и в полумраке

    - Милан для меня папа. А Москва мама. Потому что у вас я родилась во второй раз. Как ученый.

    Стефания была организатором кругосветного путешествия на наших "ЗИЛах". Помните такое приключение? Участвовала в раскопках. Тут новый директор ей и предложил поступить в институт стажером-исследователем.

    - Я тут же согласилась. Много работала. Собирала материал. Потом защитилась. Теперь я настоящий российский ученый. Кстати, написала две книги на итальянском о России. Хочу, чтобы мои соотечественники знали больше.

    - А вы гражданка России?

    - Да, недавно получила.

    Ну что же, останки итальянских солдат попали в нежные и заботливые руки. После сканирований, рентгена и исследований в ультрафиолетовых лучах по методу Никиты и Стефании кости отправились в Ассоциацию международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы". Там они ждут своей участи. Если найдутся родственники по фотографиям и ДНК, то останки передадут им. А если нет, то тут посольству Италии в Москве придется поработать.

    От итальянцев с любовью

    Сандро Тети - хозяин издательства Sandro Teti Editore и принял непосредственное участие в этом мероприятии вместе с Виктором Василевским. История с итальянскими солдатами больно ранила их души.

    - Ведь эти ребята в основном из сельской местности, - говорит синьор Тети. - А у нас в селах принято, чтобы прах родных лежал вместе со своими. Я открою вам секрет. На днях я говорил с полковником Тироне. Он директор Исторического архива Министерства обороны Италии. Он горячо поддержал идею, чтобы прах наших солдат вернулся на родину. Я не хочу, чтобы их похоронили в братских могилах без имен. А у нас таких полно. Особенно на севере Италии. Например, возле Виченцы. Я хочу, чтобы родные поклонились своим предкам на своих склепах. И еще. Я сейчас веду переговоры с телевидением. У нас есть такая программа вроде российской "Жди меня". Называется "Кто его видел?". Мы хотим организовать показ восстановленных фото с рассказом о месте гибели. Может, и получится найти родных. Я в это верю. На самом деле итальянцы - начиная от нашего посла в Москве господина Джорджо Стараче - очень тепло относятся к инициативе восстановить имена погибших итальянских солдат. Пусть они и были противниками. Это благородно. Кстати, я издал и был соавтором вмести с Массимо Эккли книги о вкладе советских партизан в Движение сопротивления Италии против фашистов. Их было около 6 тысяч человек! И очень много погибли. Один из них Полетаев. Был награжден "Золотой медалью за военную доблесть" от правительства Италии. И стал Героем Советского Союза. К сожалению, посмертно. Поверьте, простые итальянцы не желают зла России. Это все политики и СМИ. Позвольте выразить глубокую благодарность от простых итальянцев всем россиянам, кто занимался восстановлением имен наших солдат.

    И я хочу поблагодарить всех тех, кто занимался этим проектом в Москве. Минутку вашего внимания. Особенно итальянцев. Свечки им поставьте.

    Елизавета Веселовская - руководитель проекта.

    Стефания Дзини - координатор.

    Никита Хохлов - 3D сканирование черепов.

    Екатерина Просикова - разбор и очистка костей.

    Ольга Алехина - автор графической реконструкции.

    Юлия Пелецкая - измерения, описания, словесный портрет.

    Анна Рассказова - сканирование черепов, починка штор.

    Анну я застал на подоконнике. Сидит молодая девчушка в позе лотоса перед черепом архантропа из Грузии. Это для предстоящей выставки в Дарвиновском музее "Это я - человек!". Думал, нашлепывает пластилин. Оказывается, ремонтирует штору. Чтобы жильцы не увидели кости на полках. Нашей науке подвластно все.

    Поделиться